Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:01, курсовая работа
целью работы является исследование развития и совершенствования законодательной базы на основе предпринимательства в Казахстане.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и правовую природу субъекта предпринимательской деятельности;
- охарактеризовать становление предпринимательства в Казахстане;
- изучить современное состояние предпринимательства;
- провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательства в Казахстане;
- рассмотреть процесс совершенствования государственной регистрации предпринимателей;
- изучить направления совершенствования системы налогового администрирования предпринимательства.
Разгосударствление и приватизация в первую очередь проводились на низкорентабельных и убыточных предприятиях. Средства, полученные от реализации объектов приватизации, зачислялись на специальные счета, учреждённые во внебюджетных фондах, образованных в порядке, определённом Верховным Советом Казахстана ( на погашение внутреннего долга, финансирование различных программ, в том числе на программы выравнивания уровней социально-экономического развития регионов развития республики).
Правовые
основы, правила процедуры
В результате реализации первого этапа, охватывающего 1991-1992 гг., по состоянию на 1 января 1993 г. в Казахстане было преобразовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свыше 41 млрд. тг. На этом этапе.
Доля приватизационных промышленных предприятий составила 8,8 %, сельского хозяйства – 10,1 % и строительных - 5%.
Наибольший удельный вес разгосударствления приходился на коллективные предприятия, число которых составило 3172, или 51,2 % от всего количества приватизированных. Было приобретено гражданами у государства в частную собственность 1461 предприятие (23,6%), акционировано 522 (8,4%) бывших государственных предприятий. Уставный фонд акционерных обществ составил 19,9 млрд тг., доля государственного пая в них – 6 млрд. тг. (30,1 %).
По количеству занятых на предприятиях сложились следующие итоги: с числом работников менее 100 человек – 583, от 100 до 1000 – 922, от 1000 до 5000 – 168 и свыше 5000 человек – 15 предприятий. Негативным моментом, в дальнейшем осложнившим проведение денежных продаж оставшихся пакетов, было то, что 919 АО из этого числа не имели зарегистрированных в установленном порядке проспектов эмиссий.
Завершение массовой приватизации не принесло обещанных правительством результатов, т.е. граждане Казахстана в массе своей ничего не получили от этой широкой разрекламированной кампании. Но в результате приватизации появилось большее количество акционерных общетств, деятельность которых регулировалась новым законодательством.
Переход к рыночной экономике открыл путь к свободному предпринимательству, но не решил всех проблем. Для их решения требуется координирующая роль государства.
Большую роль в развитии малого предпринимательства в Республике Казахстан сыграл указ Президента РК «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательсва» от 6 марта 1997 года.
Документ
по своему содержанию является государственной
программой развития малого предпринимтельства
в условиях переходной экономики.
1.3 Современное состояние предпринимательства
Результатом развития предпринимательства в РК стали данные за 4 квартал 2008 года. На крупных и средних придприятиях по всем видам экономической деятельности, численность наёмных работников составляет – 2877, 8 тыс. человек (57,1% от общего числа наёмных работников). В сельском, лесном и рыбном хозяйствах – 135,8 тыс. человек, в обрабатывающей – 421,7 тыс. человек, в производстве и распределении электоэнергии, газа и воды – 130,2 тыс. человек, в строительстве – 228,7 тыс. человек, в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 103,4 тыс.человек, в гостиницах и ресторанах – 23,9 тыс. человек, в транспорте и связи – 265,9 тыс. человек, в финансовой деятельности – 68,3 тыс.человек, в операциях с недвижимым имущестом, аренде и предоставлении услуг потребителям – 192,9 тыс. человек, в государственном управлении – 225,5 тыс. человек, в образовании – 56034 тыс. человек, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 285,8 тыс. человек, в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг – 66,9 тыс. человек.
Количество субъектов малого предпринимательства на 1 сентября 2008 г., активно работающих на рынке, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросло на 6,8%, численность занятых в малом предпринимательстве ( в постоянных ценах) – на 1,6%, см.табл.1.
Таблица 1 – Показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в регионах РК по состоянию на 1 сентября 2008 года (в % - к соответствующему периоду прошлого года) 1
Ниже
в таблице 2 приведён анализ динамики
указанных показателей за период,
начиная с 2002 года.
______________________________
1 Источник: оперативные данные Агенства РК по статистике № 07-03 / сентябрь 2008 г.
Таблица 2 – Динамика количества МП (юридических лиц) за 2002-2008 годы (на начало периода) 2
В целом по республике наблюдается устойчивый рост количесва зарегистрированных, действующих и активных малых предприятий.
Рисунок 1 – Структура субъектов малого бизнеса – юридических лиц по экономической активности по состоянию на 01.01.2008 г. 3
По состоянию на 01.01.2008 г. в категории субъектов малого предпринимательства – юридических лиц числилось 189671 единица из них:
- активно действующие составляли 55865 единиц или 29,5% от их общего числа;
- новые
(ещё не начавшие свою
________________________
2Источник: оперативные данные Агенства РК по статистике на 01.09.2008 г.
3Источник:оперативные
данные Агенства по статистике на 01.01.2008
г.
- временно простаивающие – 32044 единицы (16,9%)
Среди бездействующих юридических лиц – находятся в процессе ликвидации – 2517 единиц или 1,3% от общего числа и по 66798 единицам (35,2%) – нет сведений, в связи с чем их называют «призраками».
Динамика количества индивидуальных предпринимателей (без крестьянских (фермерских) хозяйств в РК за 2002-2008 годы приведена в табл.3.
Таблица 3 – Динамика количества действующих индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств за 2002-2008 гг. (на начало периода, тыс. единиц)
Примечание - * - нет данных
Из приведённых данных видно, что в первом полугодии текущего года значительно (более чем на треть) уменьшилось число индивидуальных предпринимателей, в августе месяце уменьшилось и число крестьянских хозяйств – это последствия финансового кризиса.
Государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого пердпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти могут также привлекать МП к участию в региональных госзаказах.
В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создаёт большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимы акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.
В
настоящее время нормативно-
Помимо
этих документов, государственное развитие
малого предпринимательства производится
нормами ряда других законов и нормативных
актов, таких как кодексы (Гражданский,
Уголовный, Налоговый, Земельный, Водный,
об административных правонарушениях
и т.д.), законы «О транспорте в Республике
Казахстан», «Об органах внутренних дел
Республики Казахстан», «О недрах и недропользователей»,
«О банкротстве» и других.
Нормативно-правовая база включает документы, принятые Акиматами (акимами), маслихатами областей, городов Астана и Алматы, городов и районов. В то же время необходимо указать, что многие из них не содержит каких-либо действенных мер по оказанию поддержки предпринимательству, а посвящены малозначительным вопросам, таким как утверждение состава экспертных советов, комиссий и рабочих групп.
Следует отметить факт динамичного развития законодательной базы в последние годы. Многие из документов приняты в период с 1 января 2005 года по 1 января 2009 года. Сравнивая перечень документов, принятых в период, начиная с 1 января 2005 года, с общим перечнем документов, регламентирующих развитие предпринимательства можно увидеть, что в последние годы особое внимание уделялось борьбе с «административными барьерами», а также вопросам институционального обеспечения и развития инфраструктуры предпринимательства.
В
анализируемый период был принят
стержневой и консолидирующий
Закон
о предпринимательстве
В
соответствии с Законом о
- совершенствование законодательства по вопросам регулирования частного предпринимателсьва;
-
создание и развитие центров
поддержки частного
-
учебно-методологическое, научно-методическое
и информационное обеспечение
деятельности субъектов
Государственная поддержка включает:
-
создание условий для
-
разработку государственных,
-
установление упращённого
-
установление оптимального
-
принятие программ
- создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательсва;
-
обеспечение гарантированного
- организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путём развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание национальных
Перечисленные положения Закона о предпринимательстве (ст.18), определяющие основные инструменты государственного регулирования и поддержки в сфере малого бизнеса, не являются нормами прямого действия, поэтому требует конкретизации путём принятия подзаконных актов.
Информация о работе Совершенствование законодательства в области малого и среднего бизнеса