Совершенствование законодательства в области малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

целью работы является исследование развития и совершенствования законодательной базы на основе предпринимательства в Казахстане.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и правовую природу субъекта предпринимательской деятельности;
- охарактеризовать становление предпринимательства в Казахстане;
- изучить современное состояние предпринимательства;
- провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательства в Казахстане;
- рассмотреть процесс совершенствования государственной регистрации предпринимателей;
- изучить направления совершенствования системы налогового администрирования предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

    Разгосударствление  и приватизация в первую очередь проводились на низкорентабельных и убыточных предприятиях. Средства, полученные от реализации объектов приватизации, зачислялись на специальные счета, учреждённые во внебюджетных фондах, образованных в порядке, определённом Верховным Советом Казахстана ( на погашение внутреннего долга, финансирование различных программ, в том числе на программы выравнивания уровней социально-экономического развития регионов развития республики).

    Правовые  основы, правила процедуры преобразования государственной собственности определялись Законами Казахской ССР «О разгосударствлении и приватизации», «О земельной реформе», а также положениями об организации аукционов и конкурсов на приобретение объектов государственной собственности, о преобразовании государственных предприятий и организаций в государственные акционерные общества.

    В результате реализации первого этапа, охватывающего 1991-1992 гг., по состоянию на 1 января 1993 г. в Казахстане было преобразовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свыше 41 млрд. тг. На этом этапе.

    Доля  приватизационных промышленных предприятий  составила 8,8 %, сельского хозяйства  – 10,1 % и строительных - 5%.

    Наибольший  удельный вес разгосударствления приходился на коллективные предприятия, число  которых составило 3172, или 51,2 % от всего количества приватизированных. Было приобретено гражданами у государства в частную собственность 1461 предприятие (23,6%), акционировано 522 (8,4%) бывших государственных предприятий. Уставный фонд акционерных обществ составил 19,9 млрд тг., доля государственного пая в них – 6 млрд. тг. (30,1 %).

    По  количеству занятых на предприятиях сложились следующие итоги: с  числом работников менее 100 человек  – 583, от 100 до 1000 – 922, от 1000 до 5000 – 168 и  свыше 5000 человек – 15 предприятий. Негативным моментом, в дальнейшем осложнившим проведение денежных продаж оставшихся пакетов, было то, что 919 АО из этого числа не имели зарегистрированных в установленном порядке проспектов эмиссий.

    Завершение  массовой приватизации не принесло обещанных  правительством результатов, т.е. граждане Казахстана в массе своей ничего не получили от этой широкой разрекламированной кампании. Но в результате приватизации появилось большее количество акционерных общетств, деятельность которых регулировалась новым законодательством.

    Переход к рыночной экономике открыл путь к свободному предпринимательству, но не решил всех проблем. Для их решения требуется координирующая роль государства.

    Большую роль в развитии малого предпринимательства  в Республике Казахстан сыграл указ Президента РК «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательсва» от 6 марта 1997 года.

    Документ  по своему содержанию является государственной  программой развития малого предпринимтельства в условиях переходной экономики. 

    1.3 Современное состояние предпринимательства

    Результатом развития предпринимательства в РК стали данные за 4 квартал 2008 года. На крупных и средних придприятиях по всем видам экономической деятельности, численность наёмных работников составляет – 2877, 8 тыс. человек (57,1% от общего числа наёмных работников). В сельском, лесном и рыбном хозяйствах – 135,8 тыс. человек, в обрабатывающей – 421,7 тыс. человек, в производстве и распределении электоэнергии, газа и воды – 130,2 тыс. человек, в строительстве – 228,7 тыс. человек, в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 103,4 тыс.человек, в гостиницах и ресторанах – 23,9 тыс. человек, в транспорте и связи – 265,9 тыс. человек, в финансовой деятельности – 68,3 тыс.человек, в операциях с недвижимым имущестом, аренде и предоставлении услуг потребителям – 192,9 тыс. человек, в государственном управлении – 225,5 тыс. человек, в образовании – 56034 тыс. человек, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 285,8 тыс. человек, в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг – 66,9 тыс. человек.

    Количество  субъектов малого предпринимательства  на 1 сентября 2008 г., активно работающих на рынке, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросло на 6,8%, численность занятых в малом предпринимательстве ( в постоянных ценах) – на 1,6%, см.табл.1.

    Таблица 1 – Показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в регионах РК по состоянию на 1 сентября 2008 года (в % - к соответствующему периоду прошлого года) 1    

           

    Ниже  в таблице 2 приведён анализ динамики указанных показателей за период, начиная с 2002 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________________________

1 Источник: оперативные данные Агенства РК по статистике № 07-03 / сентябрь 2008 г.

Таблица 2 – Динамика количества МП (юридических лиц) за 2002-2008 годы (на начало периода) 2

В целом  по республике наблюдается устойчивый рост количесва зарегистрированных, действующих и активных малых предприятий.

Рисунок 1 – Структура субъектов малого бизнеса – юридических лиц по экономической активности по состоянию на 01.01.2008 г. 3

      По состоянию на 01.01.2008 г. в категории субъектов малого предпринимательства – юридических лиц числилось 189671 единица из них:

- активно  действующие составляли 55865 единиц  или 29,5% от их общего числа;

- новые  (ещё не начавшие свою деятельность) – 32447 единиц (17,1%);

________________________

2Источник: оперативные данные Агенства РК по статистике на 01.09.2008 г.

3Источник:оперативные данные Агенства по статистике на 01.01.2008 г.  

- временно  простаивающие – 32044 единицы (16,9%)

    Среди бездействующих юридических лиц  – находятся в процессе ликвидации – 2517 единиц или 1,3% от общего числа  и по 66798 единицам (35,2%) – нет сведений, в связи с чем их называют «призраками».

    Динамика  количества индивидуальных предпринимателей (без крестьянских (фермерских) хозяйств в РК за 2002-2008 годы приведена в табл.3.

    Таблица 3 – Динамика количества действующих индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств за 2002-2008 гг. (на начало периода, тыс. единиц)

Примечание - * - нет данных

    Из  приведённых данных видно, что в  первом полугодии текущего года значительно (более чем на треть) уменьшилось число индивидуальных предпринимателей, в августе месяце уменьшилось и число крестьянских хозяйств – это последствия финансового кризиса.

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательства в Казахстане

    Государственная поддержка малого предпринимательства  в Казахстане основывается на республиканском  законодательстве. Регионам же предоставляются  небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого пердпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти могут также привлекать МП к участию в региональных госзаказах.

    В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создаёт большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимы акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.

    В настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая развитие малого предпринимательства в Казахстане, включает более 150 документов.

    Помимо  этих документов, государственное развитие малого предпринимательства производится нормами ряда других законов и нормативных актов, таких как кодексы (Гражданский, Уголовный, Налоговый, Земельный, Водный, об административных правонарушениях и т.д.), законы «О транспорте в Республике Казахстан», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «О недрах и недропользователей», «О банкротстве» и других. 

    Нормативно-правовая база включает документы, принятые Акиматами (акимами), маслихатами областей, городов Астана и Алматы, городов и районов. В то же время необходимо указать, что многие из них не содержит каких-либо действенных мер по оказанию поддержки предпринимательству, а посвящены малозначительным вопросам, таким как утверждение состава экспертных советов, комиссий и рабочих групп.

    Следует отметить факт динамичного развития законодательной базы в последние  годы. Многие из документов приняты  в период с 1 января 2005 года по 1 января 2009 года. Сравнивая перечень документов, принятых в период, начиная с 1 января 2005 года, с общим перечнем документов, регламентирующих развитие предпринимательства можно увидеть, что в последние годы особое внимание уделялось борьбе с «административными барьерами», а также вопросам институционального обеспечения и развития инфраструктуры предпринимательства.

    В анализируемый период был принят стержневой и консолидирующий общегосударственный  акт – Закон РК «О частном предпринимательстве» (от 31 января 2006 года № 124 – III изм на 29.12.2008 г.), далее – Закон о предпринимательстве.

    Закон о предпринимательстве устанавливает  требования  для признания субъектом  частного предпринимательства и  условия их функционирования; компетенцию  государственных органов в области  развития и поддержки частного предпринимательства; определяет меры государственной поддержки частного предпринимательства и их участия в проведении экспертизы нормативных правовых актов; определяет цели и виды государственного администрирования, содержит положения о регистрации и ликвидации субъектов частного предпринимательства государственными органами.

    В соответствии с Законом о предпринимательстве  государственная поддержка частного предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

    - совершенствование законодательства по вопросам регулирования частного предпринимателсьва;

    - создание и развитие центров  поддержки частного предпринимательства,  бизнес-инкубаторов, технологических  парков, индустриальных зон и  других объектов инфраструктуры  частного предпринимательства;

    - учебно-методологическое, научно-методическое  и информационное обеспечение  деятельности субъектов частного  предпринимательства за счёт бюджетных средств.

    Государственная поддержка включает:

    - создание условий для использования  субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

    - разработку государственных, отраслевых  и региональных программ развития  малого предпринимательства;

    - установление упращённого порядка  государственной регистрации и  ликвидации субъектов малого  предпринимательства;

    - установление оптимального режима  налогообложения;

    - принятие программ кредитования  малого предпринимательства;

    - создание системы привлечения и использования инвестиций,  в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательсва;

    - обеспечение гарантированного объёма  закупа товаров (работ, услуг)  для государственных нужд;

    - организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путём развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства;

     - создание национальных институтов развития.

    Перечисленные положения Закона о предпринимательстве (ст.18), определяющие основные инструменты  государственного регулирования и  поддержки в сфере малого бизнеса, не являются нормами прямого действия, поэтому требует конкретизации путём принятия подзаконных актов.

Информация о работе Совершенствование законодательства в области малого и среднего бизнеса