Совершенствование законодательства в области малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

целью работы является исследование развития и совершенствования законодательной базы на основе предпринимательства в Казахстане.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и правовую природу субъекта предпринимательской деятельности;
- охарактеризовать становление предпринимательства в Казахстане;
- изучить современное состояние предпринимательства;
- провести анализ нормативно-правовой базы, регулирующей развитие предпринимательства в Казахстане;
- рассмотреть процесс совершенствования государственной регистрации предпринимателей;
- изучить направления совершенствования системы налогового администрирования предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

    С момента принятия Закона о предпринимательстве  прошло три года. В настоящее время можно констатировать, что плохо работает его положения, касающиеся гарантий от необоснованного вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельсность субъектов малого предпринимательсва.

    С принятием Закона о предпринимательстве  утратили силу законы РК:

    - «О защите и поддержке частного  предпринимательства» от 4 июля 1992 г.;

    - «О государственной поддержке  малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г.;

    - «Об индивидуальном предпринимательстве»  от 19 июня 1997 г.

    Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Закон о предпринимательстве, как и законы, в замену которых  он принят, носит в определённой степени декларативный и рекомендательный характер, для своей реализации требует принятия ряда новых подзаконных актов.

    В целях усиления государственной  поддержки и активизациии развития малого предпринимательства Президентом  Республики Казахстан в марте 1997 г. был издан указ, который стал основой для создания АО «Фонд развития малого предпринимательства».

    Во  исполнение указа Президента Правительством Республики Казахстан принято постановление «О создании Фонда развития малого предпринимательства».

    АО  «Фонд развития малого предпринимательства» приступило к работе 18 августа 1997 г.

    Основная  цель создания Фонда: стимулирование становления  и экономического роста субъектов  малого предпринимательства (далее  СМП) в Республике Казахстан, повышение  эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса.

    До  ноября 2007 г. Фонд развития малого предпринимательства  достигал основную цель за счёт следующих  функций и задач:

    - развитие проектного финансирования: прямое кредитование субъектов  малого бизнеса и исходя из  специфики социально-экономической  ситуации в отдельных регионах;

    - развитие финансового лизинга;

    - развитие сети микрокредитных  организаций;

    - развитие системы гарантирования, обязательств субъектов малого  предпринимательства перед банком  второго уровня;

    - оказание консультативных услуг  субъектам малого предпринимательства в рамках реализуемых программ Фонда.

    В соответствии с рекомендациями международных экспертов, в мае 2006 года было решено создать управляющую компанию, которая занялась бы институтами развития. АО «Фонд устойчивого развития «Казына» стал именно такой компанией. Институтам развития, в свою очередь, отведена роль «локоматива» в улучшении инвестиционной среды.

    С начала 2007 г. в АО «Фонд развития малого предпринимательства» работает новая команда под руководством председателя правления Госмана Амрина, которая начала работу в составе Фонда устойчивого развития «Казына». Новые принципы и приоритеты совместной работы в управлении и коммуникациях строятся на основе профессинализма, транспарентности и партнёрства. Начиная с конца 2007 г. в фонде происходят концептуальные изменения: изменился статус Фонда с АО «Фонд развития малого предпринимательства» на «Фонд развития предпринимательства «Даму» и, как следствие, происходит расширение соответствующих полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства (далее – МСП); из финансового института Фонд трансформируется в оператора по управлению активами средств, выделяемых государством: разработаны и реализуются новые направления деятельности по финансовой поддержке субъектов МСП и информационно-аналитической и консалтинговой поддержке субъектов МСП.

    С начала 2008 года Фондом «Даму» реализуются  программы по поддержке и развитию МСП – «Программа обусловленного размещения средств через банки второго уровня», которая трансформируется на «Программу софинансирования с финансовыми организациями», «Программа софинансирования с местными исполнительными органами», «Программа прямого финансирования малого и среднего бизнеса на 2008-2012 годы» «Программа мер по развитию микрокредитных организаций в Республике Казахстан на 2008-2012 годы». В планах создание центров поддержки предпринимательства, интегрирующих базовые услуги, с будущим развитием и независимые ЦПП.

    В отношении государственных программ малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства. Всего за годы суверенитета Казахстана принято и реализовывалось 6 государственным программ – на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002, 2004-2006 годы и Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РК на 2005-2007 годы.

    «Программа  ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РК на 2005-2007 годы», далее – Программа на 2005-2007 годы, была разработана в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» и утверждена Постановлением Правительства РК от 12 мая 2005 г. № 450. Указом Президента РК от 1 ноября 2005 г. № 1665. Указ Президента РК от 29 декабря 2003 года № 1268 «О государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2004-2006 годы» признан утратившим силу.

    Необходимость в разработке Программы на 2005-2007 годы была вызвана тем, что в связи  с принятием и реализацией  Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года, основной целью которой является повышение конкурентоспособности страны, потребовались пересмотр государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выработка новой идеологии взаимоотношений государства и предпринимательства.

    В Программме на 2005-2007 годы указывалось, что малое и среднее предпринимательство, используя свою рыночную активность, гибкость и мобильность, должно найти  своё место в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить свою помощь на те предприятия малого и среднего предпринимательства, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны.

    Целью Программы на 2005-2007 годы было определено повышение конкурентоспособности Казахстана за счёт совершентствования институциональных условий, направленных на максимальное расширение сфер деятельности субъектов малого и среднего предпримательства, и активизации их деятельности.

    Задачами  Программы на 2005-2007 определено:

    - создание максимально прозрачной  законодательной основы для развития  малого и среднего предпринимательства;

    - дебюракратизация экономики и  устранение административных барьеров;

    - сокращение теневого оборота  в малом и среднем предпринимательстве;

    - передача непрофильных функций  предприятия и акционерных обществ  с государственным участием в  рыночную среду, в первую очередь, малому  и среднему предпринимательству;

    - участие предпринимательства в  инновационной экономике.

    В результате реализации Программы на 2005-2007 годы:

    - разработаны и приняты ряд  законодательных актов РК;

    - приняты меры по сокращению  и систематизации контрольных  и надзорных функций государственных органов в области малого и среднего предпринимательства;

    - созданы более 100 микрокредитных  организаций в большинстве районых  центрах и малых городах;

    - провндена поэтапная передача  непрофильных функций предприятий  и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству; в 2005 году разработана экономическая модель развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода;

    - увеличены объёмы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;

    - создана и внедрялась в практику  новая идеология взаимодействия  государства с частным сектором.

    Программа на 2005-2007 годы должна была стать переходным этапом к новой государственной политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства к новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса на основе кластерно-сетевого подхода, однако, последняя задача осталась не выполненной.

    В настоящее время программный  подход практически не используется в целях государственной поддержки МСБ. Если раньше говорили о том, что принимаемые государственные программы по поддержке малого бизнеса не отвечают требованиям, предъявляемым к среднесрочным экономическим программам, охватывающим определённый сектор экономики, то сейчас приходится констатировать об отсутствии такой программы вообще. Разработка и принятие указанных программ отнесено к компетенции региональных и местных представительных и исполнительных органов, тогда как последние не имеют средств достаточных на серьёзную региональную программу по поддержке МБ.

    Таким образом, анализ нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства  в Казахстане по состоянию на 1 января 2009 года приводит к выводу, что она  далека от совершенства. Формулировки законов, часто носят общий характер, не предоставляют реальные льготы субъектам малого предпринимательства, не работают правовые нормы о возмещении ущерба, причинённого необоснованным вмешательством в хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства. Государственная программа по поддержке малого бизнеса на 2008 и последующие годы не принималась. Региональные программы разрабатываются и принимаются как «дань моде», не учитывают региональные условия и специфику, а отраслевые программы не разрабатываются вовсе. 

    2.2 Совершенствование государственной регистрации

    В зависимости от конъюнктуры рынка  субъекты малого и среднего предпринимаетльства  регулярно меняют вид деятельности, что влечёт за собой внесение изменений  и дополнений в учредительные  документы и извещение регистрирующего органа, а также получение различных видов разрешений.

    Процедуры регистрации и перерегистрации  в соответствии с законодательством  до 2004 года требовали определённого  количества документов, которые выдавались различными организациями.

    Раньше надо было проходить регистрацию поочерёдно в нескольких инстанциях: в органах юстиции, в органах статистики и в налоговых органах.

    В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты по вопросам упрощения  регистрации субъектов малого предпринимательства» (приказ Председателя КРС МЮ РК от 09.09.04 г. № 286) был введён упрощённый порядок регистрации бизнеса и процедура регистрации юридических лиц сильно усовершенствовалась, причём в лучшею сторону.

    Теперь  действует принцип регистрации «в одно окно». В соответствии с этим принципом процедура регистрации и перерегистрации ( далее – регистрация) их филиалов и представительств заметно упростилась. Юридические лица, филиалы и представительства (далее – юридические лица) в органах юстиции вместе со свидетельством о государственной регистрации получают и статичтическую карточку, и свидетельство налогоплательщика. При регистрации «в одно окно» заинтересованные государственные органы используют процедуры взаимодействия согласно схеме (рисунок 1).

    На  схеме цифры над стрелками  обозначают последовательность шагов. Председатель создаваемого юридического лица сдаёт документы для оформления акта регистрации в орган юстиции, который оформляет регистрацию и передаёт сведения о юридическом лице в виде электронного извещения на республиканский уровень (стрелка № 1). Далее извещение по каналам связи передаётся

 

    ______________________________________

    Условные  обозначения:

    МЮ  – Министерсто Юстиции и его территориальные органы

    АС – Агенство по статистике и его территориальные органы

Информация о работе Совершенствование законодательства в области малого и среднего бизнеса