Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические основы финансовой политики регионов;
- проанализировать финансовую политику Магаданской области;
- разработать предложения по совершенствованию финансовой политики региона.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
1.1. Финансовая политика и ее элементы
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
1.3.Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Магаданской области
2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
3.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.
Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.
Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.
Помощь международных финансовых организаций оказывается небезвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.
В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, к которым можно отнести такие как: [6]
обеспечение высокой занятости,
стимулирование экономического роста,
выравниванием платежного баланса и др.,
ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.
Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.
Ресурсами финансовой политики являются: [7]
во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;
во-вторых, величина собственного финансового капитала;
в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.
Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
Исследование процессов, происходящих в региональной экономике, основано на использовании определенной системы показателей. Научная ценность и достоверность выводов из статистических материалов определяются тем, насколько правильно установлены эти статистические показатели, насколько они полны по своему составу для отображения общественной жизни в важнейших ее проявлениях. Для разработки методики определения региональных уровней экономического развития необходимо определить методические основы оценки уровней экономического развития в регионах, установить систему показателей для характеристики регионов, определить требования, предъявляемые к этим показателям.[8]
В основу комплексной оценки экономической ситуации в регионах России положен следующий методологический подход. Уровень экономического развития в регионе характеризуется определенным сочетанием индикаторов, которые отражают:
- во-первых, влияние объективных, устойчивых факторов регионального развития;
- во-вторых, воздействие специфических для каждого региона компенсационных механизмов, характеризующих особенности и возможности его адаптации к условиям рыночных отношений. В качестве основного использован такой индикатор как уровень экономического потенциала[9].
В систему экономического потенциала входят элементы, отражающие развитие производительных сил, производственных отношений и надстройки современного этапа развития общества. Возможности, заложенные в этих слагаемых общественного развития с учетом их региональных особенностей, составляют экономический потенциал регионов. Представляется необходимым дать системную поэлементную характеристику экономического потенциала.
Для оценки уровня экономического развития регионов используются абсолютные и относительные индикаторы экономического потенциала регионов, включающего наряду с характеристиками их производственно-ресурсного потенциала и показатели состояния производственной и социальной инфраструктур.[10]
Обобщающую количественную оценку экономического развития регионов целесообразно начать с рассмотрения показателей их экономического потенциала, материальной подоплеки формирования всех прочих экономических и социальных индикаторов.
Под экономическим потенциалом регионов понимается совокупность ресурсов, способных принимать участие в производстве материальных благ и оказании услуг при определенном уровне развития производительных сил. По видам ресурсов экономический потенциал подразделяется на следующие категории: трудовой потенциал, материально-технический и природно-ресурсный потенциалы. По назначению ресурсов экономический потенциал подразделяется на производственно-ресурсный и непроизводственный (социально-экономический) потенциалы[11].
Реальное количество типов регионов отличается от логической схемы. Диспропорции регионального развития в России настолько сильны, что в качестве «богатых» субъектов — экономических лидеров можно выделить только Москву и два автономных округа Тюменской области. Следующие за ними регионы отстают от лидеров существенно, поэтому они попали в группу относительно развитых. За ними следует большая и размытая «середина», т.е. медианная группа, и длинный хвост аутсайдеров. Обоснованность такой структуры подтверждается графиком распределения регионов по величине ВРП с корректировкой на стоимость жизни (рис. 1.1).[12]
Рис. 1.1. Распределение регионов РФ по величине валового регионального продукта (с учетом стоимости жизни в регионе)
Ведущая роль в экономическом потенциале регионов принадлежит трудовому потенциалу, поскольку в результате интенсификации производства роль субъективного фактора возрастает. Под трудовым потенциалом, как правило, понимаются трудовые ресурсы, которыми располагает регион. Следовательно, понятие «трудовой потенциал» является более широким понятием, чем понятие «численность занятых граждан». Вместе с тем понятие «трудовой потенциал» является более глубоким, чем численность потенциальных трудовых ресурсов. Поскольку наряду с количественной характеристикой последних он включает также качественные характеристики: образовательный уровень, специализацию, профессиональный опыт и т.д., которые при прочих равных условиях определяют различие заключенного в рабочей силе потенциала, т.е. способности выполнять некоторые функции. На величину трудового потенциала влияет также организационно-структурный фактор: рациональное распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики, территориальное распределение труда, производственная специализация регионов. Трудовой потенциал определяется также уровнем автоматизации и механизации труда, представляющим наряду с сокращением удельного веса работников ручного труда резерв увеличения трудового потенциала регионов.
Входящие в состав экономического потенциала материально-технические ресурсы образуют материально-техническую базу (потенциал) регионов. Для того чтобы оценивать его состав и величину, необходима всесторонняя характеристика всех его элементов: объема, состава, состояния, характера использования, активной и пассивной частей, динамики и качества. Величина материально-технического потенциала, прежде всего, характеризуется объемом основных средств, т.е. частью национального богатства, созданной в процессе производства, длительное время используемой в экономике в неизменной натурально-вещественной форме, которая постепенно переносит свою стоимость на создаваемые продукты и услуги.[13] Изменение величины материально-технического потенциала регионов характеризуется не только изменением объема основных фондов, но и их обновлением, изменением качества, структуры и эффективности использования.
Объем и движение основных фондов в регионах учитываются с помощью балансов основных фондов, составляемых по «чистым отраслям», и представляющим совокупность основных фондов, участвующих в производстве отраслевой продукции или оказании определенных услуг. Балансы основных фондов разрабатываются по полной первоначальной стоимости и по первоначальной стоимости за вычетом износа.
В связи с процессом инфляции адекватная стоимостная оценка основных фондов предполагает необходимость регулярной их переоценки, позволяющей установить показатели полной восстановительной стоимости основных фондов и восстановительной стоимости за вычетом износа.
Материально-технический потенциал наряду с величиной стоимости основных фондов включает и стоимость оборотных фондов (средств). Их стоимость полностью входит в стоимость изготовляемой продукции или услуг. Оборотные фонды - это наиболее мобильный, постоянно возобновляемый элемент национального богатства регионов. В состав оборотных фондов включаются производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, материальные резервы.
Для характеристики оборотных фондов, как составной части материально-технического потенциала регионов, важным моментом является их классификация на собственные и заемные.
Материально-технический потенциал регионов в значительной мере определяется наличием, ассортиментом и качеством товарных запасов. Пребывание запасов различного назначения в сфере рынка товаров и услуг должно обеспечивать своевременное удовлетворение спроса.
Все компоненты экономического потенциала тесно связаны между собой. Рост материально-технического потенциала является одновременно фактором наращивания и трудового потенциала за счет роста фондовооруженности труда, позволяет снизить численность занятых граждан без снижения величины потенциала.[14]
Материальные непроизводственные активы (потенциал) - это природно-ресурсный потенциал: земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы, размер которых в значительной степени предопределяет интерес потенциальных инвесторов к тому или иному региону.
Нематериальные непроизводственные активы (потенциал) - это активы, которые созданы вне производства, путем юридических и иных действий. Они включают патенты, авторские права, договоры об аренде, другие передаваемые контракты, которые могут быть переданы или проданы.
Финансовые активы (потенциал) - это активы, которым противостоят обязательства другого собственника. Финансовые обязательства представляют собой финансовый актив для кредитора и финансовый пассив для должника. Рост финансовых активов является залогом развития рынка инвестиций, определяющего перспективу выхода из экономического кризиса.
Наряду с ВРП показателями полезного экономического эффекта в региональной статистике служат: валовая добавленная стоимость региона и отраслей его экономики; продукция промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства и других отраслей; прибыль и др.[15]
Информация о работе Совершенствования финансовой политики в регионе