Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические основы финансовой политики регионов;
- проанализировать финансовую политику Магаданской области;
- разработать предложения по совершенствованию финансовой политики региона.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
1.1. Финансовая политика и ее элементы
1.2. Место финансовой политики в системе государственного регулирования экономики
1.3.Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Магаданской области
2.2. Общая характеристика финансовой политики Магаданской области
2.3. Анализ формирования финансовой политики за период 2006 – 2008 годы
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
3.1. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
3.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наконец, при оценке экономического потенциала нередко возникает необходимость оценить отдельные его грани, выделяя частные характеристики интеллектуального потенциала, научного потенциала, инвестиционного потенциала, информационного потенциала, оборонного потенциала и т.д.
Для детального изучения уровня экономического развития предлагается следующая система показателей, комплексно характеризующих уровень экономического развития регионов[16].
Основные результаты исследований в данном разделе сводятся к следующему. Задача статистического исследования уровня экономического развития регионов РФ является в настоящий момент актуальной и, несмотря на то внимание, которое ей в настоящее время уделяется, далека еще от удовлетворительного решения. Именно на основе анализа экономического положения региона должна строиться стратегия и тактика финансовой политики, выбор вида финансовой политики (дискреционная, стабилизационная, политика роста). Важным методическим аспектом в процессе реализации финансовой политики регионального развития должно стать изучение теорий экономического роста регионов, проверенных временем.
Экономическое развитие регионов – это сложный разносторонний процесс, описание которого с помощью одного интегрального показателя достаточно проблематично. Для статистической оценки региональных уровней экономического развития и определения экономического потенциала регионов должна быть применена система взаимосвязанных показателей, которые характеризуют различные аспекты регионального развития.
1.3. Регулирование финансовой политики регионов в РФ
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения[17].
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты различных уровней власти используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств и прочие расходы.
Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов[18]:
1) финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на без возмездной и безвозвратной основах);
2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, при его использовании, следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.[19] В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.
Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.
Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов.
Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации, как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы[20]:
1) научный подход;
2) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;
3) учет накопленного опыта;
4) четкое определение макроэкономических показателей;
5) учет национальных и географических особенностей;
6) комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовой политики, их взаимосвязь.
7) учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития.
Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.
Понятие «регион» используется многими науками: начиная с географии и кончая политологией. С экономической точки зрения под «регионом» следует понимать «территориально специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса».[21] При этом региональный хозяйственный комплекс следует рассматривать не как изолированное явление, а как совокупность взаимосвязанных элементов, в рамках которой каждому элементу принадлежит четко определенные место и функции. Хозяйственный комплекс региона - это функционирующая система, а, следовательно, обладающая определенной устойчивостью и одновременно система развивающаяся, изменяющаяся.
Это, однако, не значит, что все регионы (региональные хозяйственные комплексы) с экономической точки зрения одинаковы. Наоборот, экономические регионы России различны по ряду параметров. Они различаются как по демографическим, так и по природно-географическим условиям производства, по наличию или отсутствию ископаемых ресурсов, транспортным и энергетическим условиям и т.п. Одни регионы специализируются главным образом на производстве экспортной продукции, другие - на продукции, предназначенной для российского потребителя. Как правило, инвестиции, главным образом направляются в экспортоориентированные отрасли (а, стало быть, и в соответствующие регионы). Отсюда разница в динамике новых рабочих мест и занятости, в формировании доходов региона, состоянии регионального бюджета. Сегодня регионы Российской Федерации имеют бюджетный дефицит или значительный по объему размер регионального государственного долга, в то время, как 14 регионов являются донорами, т.е. систематически имеют профицит регионального бюджета и поддерживают других субъектов Федерации.[22]
Разница в региональных условиях хозяйствования - это весьма важное обстоятельство для России. Поэтому не может существовать унифицированной стратегии экономического развития для всех регионов. Выбор конкретной стратегии экономического развития в каждом случае должен обуславливаться типом региона.
Вышесказанное обусловливает необходимость разработки экономической классификации регионов и разработку их типологии, максимально отвечающей потребностям практики. Иначе говоря, такая типология должна наиболее полно отражать различия между регионами по их экономическому потенциалу.
Для этого, прежде всего, необходимо определить факторы, наиболее значимые с точки зрения возможностей развития экономики регионов. Такими факторами являются:[23]
1. Сложившаяся производственная специализация региона (при наличии таковой);
2. Емкость и доступность рынков сбыта товаров, производимых в регионе, в том числе: внутрирегионального рынка, национального рынка, экспортных рынков;
3. Доступность и цена ресурсов в регионе;
4. Технологический уровень, состояние и возраст имеющихся на предприятиях региона производственных мощностей;
5. Инвестиционный, инновационный, интеллектуальный и трудовой потенциалы региона;
6. Уровень развития рыночной инфраструктуры в регионе.
Сложившаяся специализация экономики регионов во многом определяет дальнейшее развитие экономики региона; как возможности, так и направления ее дальнейшего развития.
Доступность и емкость рынков сбыта, с одной стороны, зависят от конкретных видов продукции, производимой предприятиями региона, а с другой, сами определяют эффективность развития в регионе тех или иных производств. От доступности ресурсов и их цен в регионе в значительной мере зависят затраты на производство продукции и доходность такого производства. Технологический уровень и состояние имеющихся производственных мощностей определяют возможность производства конкурентоспособной продукции, а при развертывании новых производств определяют возможность использования имеющихся на предприятиях мощностей для производства комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Хозяйственно-экономические условия производства во многом определяются существующей налоговой системой, уровнем и темпом инфляции, объемом просроченной задолженности, эффективностью производства, ресурсами труда и управления в регионе. Рыночная инфраструктура региона определяет возможности привлечения ресурсов и сбыта продукции при помощи основных институтов: рынка труда (биржи труда, службы занятости), рынка капитала (фондовые биржи, банковская система) и рынков готовой продукции (товарные биржи, торговые дома).[24] Наконец, интеллектуальный и трудовой потенциал региона определяют качество и цену рабочей силы, т.е. уровень ее квалификации, способность к освоению инноваций, росту производительности труда, быстрому освоению НИОКР.[25]
В широком смысле под социально-экономическим развитием региона понимаются: уровень и рост благосостояния населения региона, рост доходов и объемов производства в регионе. В краткосрочном периоде это развитие может осуществляться за счет дополнительной загрузки или повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей, в долгосрочном периоде - рост производства за счет инвестиций. Поэтому представляется важным рассмотрение регионов с точки зрения эффективности капиталовложений, т.е. получения дохода на вложенные инвестиции.
Предположим, что существуют несколько видов продукции, преимущественное производство которых могло бы быть организовано на территории того или иного региона (в действительности таких видов продукции может быть множество). Потенциальный «организатор» такого производства (предприниматель или компания) может сравнивать различные регионы с точки зрения эффективности капиталовложений и размещения производства. При этом главным критерием выбора того или иного региона является прибыль или разница между доходом от сбыта произведенной на территории региона продукции и затратами на ее производство. В силу различного географического расположения регионов (климатические условия производства, удаленность от ресурсов) и традиционной специализации региона и соседних регионов (доступность поставщиков материалов и комплектующих) затраты на производство однотипной продукции в разных регионах будут разными, а рыночная цена реализации - одинаковой. Механизмом, частично компенсирующим различия в доходах, обусловленные особенностями региона, может быть только государственная региональная экономическая политика, формирующая хозяйственно-экономические условия производства (например, путем предоставления налоговых или иных преференций) в каждом регионе страны.[26]
Информация о работе Совершенствования финансовой политики в регионе