Стабилизационный фонд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Некоторые также настаивают на повышении базовой цены на нефть (цены отсечения), а значит сокращении отчислений в Стабилизационный фонд. Эту идею можно понять - во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними в бюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекорды пополнения "госзаначки". Кроме того, каждый стерилизуемый рубль потенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгоду можно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния или Фонд будущих поколений.
На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной для нашей страны, так как в связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения Стабилизационного фонда) произошло резкое сокращение доходов в казну государства, и, в результате, основную роль в укреплении экономики и удержании курса рубля должен играть Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Стабилизационный фонд России
§1. Создание Стабилизационного фонда РФ
§2. Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации
§1. Государственный Резервный накопительный фонд
§2. Управление средствами Резервного фонда
§3. Использование средств Резервного фонда
§4. Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г.
Глава 3. Фонд национального благосостояния
§1. Предназначение фонда национального благосостояния
§2. Состояние фонда национального благосостояние
§3. Управление Фондом национального благосостояния
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

стаб фонд рф.docx

— 120.12 Кб (Скачать)

     Стабилизационный  фонд выполняет следующие функции16:

  • является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  • обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

     Порядок формирования стабилизационного  фонда.

     Источниками формирования Стабилизационного фонда  являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем  за счет превышения цены на нефть над  базовой ценой, а также остатки  средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового  года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

     Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем  месяце, определяются как сумма:

  • фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;
  • фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть)17.

     В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки  средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением  остатков, по которым федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год или  международным договором Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии18.

     Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год  до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год.

     Использование средств стабилизационного фонда.

     Средства  Стабилизационного фонда могут  использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при  снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

     Объемы  использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством Российской Федерации.

     Управление  средствами стабилизационного  фонда.

     Структура управления.

     Средствами  Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут  осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с  Правительством Российской Федерации.

     Согласно  предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации19.

     Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда  в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

     В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может  осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России20. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

     В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда согласно второму  методу (путем размещения средств  на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному  Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и  зачисления процентов, начисляемых  на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

     Правила инвестирования средств  Фонда.

     Правительство Российской Федерации определило, что  к долговым обязательствам иностранных  государств, в которые могут размещаться  средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service)21;
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения22.

     Срок  до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

  Минимальный срок 0,25

  Максимальный  срок 3

     В настоящее время средства Фонда  размещаются согласно следующей  валютной структуре: 

     Доллар США      45 %
     Евро      45 %
     Фунт стерлингов      10 %
 

     Министерство  финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный  норматив срока до погашения, которые  являются действительными для обоих  упомянутых выше методов управления Фондом.

     Отчетность  по операциям со средствами Фонда.

     Министерство  финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного  месяца, объеме поступлений средств  и использовании средств Фонда  в отчетном месяце23.

     Министерство  финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации  в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные  и годовые отчеты о поступлении  средств в Фонд, их размещении и использовании (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»).

     Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые  отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета24.

 

     Глава 2. Резервный  фонд Российской Федерации

     §1. Государственный Резервный накопительный фонд

 

     В пункте 1 статьи 96.9 БК РФ определено, что Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта25.

     Резервный фонд - это "преемник" Стабилизационного фонда РФ в той части, которая предназначена для минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть и газ.

     В соответствии с п. 2 статьи 96.9 БК РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период должна быть установлена нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере. Нормативная величина Резервного фонда согласно п. 2 ст. 199 Кодекса относится к основным характеристикам федерального бюджета.

     Абсолютный размер нормативной величины Резервного фонда определяется как 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. С учетом данной нормы в Законе о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. нормативная величина Резервного фонда утверждена на 2008 г. в сумме 3500,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 3969,0 млрд. руб. и 4480,0 млрд. руб. соответственно.26

     По  состоянию на 1 февраля 2008 г. объем Резервного фонда прогнозируется в размере 3069 млрд. руб., Фонда национального  благосостояния - 470,73 млрд. руб. Прогнозируемая величина Резервного фонда в 2009 и 2010 гг. - 3709,2 млрд. руб. (9,3% ВВП) и 4129,7 млрд. руб. (9,2% ВВП).27

     Пополнение  Резервного фонда согласно п. 3 статьи 96.9 БК РФ осуществляется в случае превышения нефтегазовых доходов федерального бюджета над предусмотренным в п. 2 ст. 96.8 Кодекса размером нефтегазового трансферта. При этом в Резервный фонд сумма превышения направляется при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины. В случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину, то нефтегазовые доходы федерального бюджета в объеме, превышающем нефтегазовый трансферт, в соответствии с п. 3 ст. 96.10 Кодекса направляются в Фонд национального благосостояния28.

     Другим  источником формирования Резервного фонда  являются доходы от управления его  средствами.

     Средства Резервного фонда используются в случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта в размере, предусмотренном в п. 2 ст. 96.8 Кодекса. При этом согласно п. 4 статьи 96.9 БК РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период должен быть утвержден предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта29.

     Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в  момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен  на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления  и предотвращать развитие голландской  болезни экономики - экономический эффект, связывающий разработку природных ископаемых с падением промышленного производства30.

Информация о работе Стабилизационный фонд РФ