Стабилизационный фонд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Некоторые также настаивают на повышении базовой цены на нефть (цены отсечения), а значит сокращении отчислений в Стабилизационный фонд. Эту идею можно понять - во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними в бюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекорды пополнения "госзаначки". Кроме того, каждый стерилизуемый рубль потенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгоду можно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния или Фонд будущих поколений.
На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной для нашей страны, так как в связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения Стабилизационного фонда) произошло резкое сокращение доходов в казну государства, и, в результате, основную роль в укреплении экономики и удержании курса рубля должен играть Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Стабилизационный фонд России
§1. Создание Стабилизационного фонда РФ
§2. Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации
§1. Государственный Резервный накопительный фонд
§2. Управление средствами Резервного фонда
§3. Использование средств Резервного фонда
§4. Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г.
Глава 3. Фонд национального благосостояния
§1. Предназначение фонда национального благосостояния
§2. Состояние фонда национального благосостояние
§3. Управление Фондом национального благосостояния
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

стаб фонд рф.docx

— 120.12 Кб (Скачать)
ify">     Фонд  национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после  разделения Стабилизационного фонда  на Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния. На 1 октября 2008 года сумма  фонда составляла 1 трлн 228,88 млрд руб61.

     Фонд  будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Фонд  национального благосостояния аккумулирует доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета62.

     В Фонд Будущих Поколений будут  поступать остатки нефтегазовых доходов. Средства Фонда будут использоваться для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Инвестирование будет направлено в более рискованные инструменты, в том числе акции и корпоративные облигации.

     Фонд  национального благосостояния - это тот фонд, который используется на соц. нужды. Прежде всего, на формирование пенсионной системы. И размещения его не столь консервативны как Резервный фонд, можно их размещать в более доходные инструменты, имеющие более высокую надежность.

     Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет63:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

     Определенная  часть указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

       Объем нефтегазового трансферта  установлен в процентах от  прогнозируемого на соответствующий  год объема валового внутреннего  продукта:

  • в 2008 году - 6,1 %;
  • в 2009 году - 5,5 %;
  • в 2010 году - 4,5 %;
  • начиная с 2011 года и далее – 3,7 %64.

     После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. После  наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.10, п.3).

     Другим  источником формирования Фонда национального  благосостояния являются доходы от управления его средствами.

     Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации65.

     §2. Состояние фонда  национального благосостояния

     По  состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объем  Фонда национального  благосостояния составил 777,03 млрд. рублей, что  эквивалентно 32,22 млрд. долларов США. Остатки  средств на отдельных  счетах по учету средств  Фонда национального  благосостояния в  иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2008 г. составили:

  • 14,31 млрд. долларов США;
  • 9,74 млрд. евро;
  • 1,62 млрд. фунтов стерлингов66.

     В целях приведения фактической валютной структуры Фонда  национального благосостояния в соответствие с  его нормативной  валютной структурой, утвержденной Минфином России, в феврале  часть средств  Фонда национального  благосостояния в  евро была конвертирована в доллары США  и фунты стерлингов и размещена на соответствующих  счетах по учету средств  указанного фонда.

     Расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда  национального благосостояния, пересчитанного в  доллары США, за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,24 млрд. долларов США, что эквивалентно 5,74 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила отрицательную величину - (-)5,77 млрд. рублей. Указанные показатели рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов67.

     В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации в феврале 2008 г. на счет по учету  средств федерального бюджета поступили  нефтегазовые доходы федерального бюджета  за январь 2008 г. в  размере 303,36 млрд. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 “О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния”68 указанные выше нефтегазовые доходы были перечислены на счет по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, после чего были направлены на обеспечение нефтегазового трансферта в полном объеме.

     Средства  Фонда национального  благосостояния могут  быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.10, п.1, п.2).

     Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»69.

     §3. Управление Фондом национального благосостояния

 

     Цели  управления.

     Целями  управления средствами Фонда национального  благосостояния являются обеспечение  сохранности средств фонда и  стабильного уровня доходов от его  размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных  целях допускает возможность  получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном  периоде (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.2).

     Структура управления.

     Управление  средствами Фонда национального  благосостояния осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации70. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.1).

     Управление  средствами Фонда национального  благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно) (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.1):

     1) путем приобретения за счет  средств фонда иностранной валюты  и ее размещения на счетах  по учету средств Фонда национального  благосостояния в иностранной  валюте (долларах США, евро, фунтах  стерлингов) в Центральном банке  Российской Федерации. За пользование  денежными средствами на указанных  счетах Центральный банк Российской  Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского  счета;

     2) путем размещения средств фонда  в иностранную валюту и финансовые  активы, номинированные в иностранной  валюте, перечень которых определен  законодательством Российской Федерации.71

     В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда национального  благосостояния согласно второму способу, то есть путем размещения средств  на валютных счетах в Центральном  банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации72.

     Правила инвестирования.

     В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Фонда  национального благосостояния могут  размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте.

     Правительство Российской Федерации устанавливает  предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных  средств Фонда национального  благосостояния73. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации74.  

Разрешенные

финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.4)

Предельные  доли, установленные Правительством Российской Федерации75 Нормативные доли, утвержденные Минфином России76
долговые  обязательства иностранных государств 50-100 % 80 %
долговые  обязательства иностранных государственных  агентств и центральных банков 0-30 % 15 %
долговые  обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные  ценными бумагами 0-15 % 5 %
депозиты  в иностранных банках и кредитных  организациях 0-30 % 0 %
долговые  обязательства юридических лиц не установлены не утверждены
акции юридических лиц не установлены не утверждены
паи (доли участия) инвестиционных фондов не установлены не утверждены
 

     Правительство Российской Федерации установило, что  в настоящее время средства Фонда  национального благосостояния могут  размещаться в те же финансовые активы, что и Резервный фонд77.

     В целях повышения доходности размещения средств Фонда национального  благосостояния Правительство Российской Федерации поручило Министерству финансов Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной  службы по финансовым рынкам, Министерства юстиции Российской Федерации и  Центрального банка Российской Федерации  разработать проекты нормативных  актов, определяющие порядок управления средствами Фонда национального  благосостояния, предусматривающий  размещение его средств в финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и не используемые в настоящее время для размещения средств фонда78:

Информация о работе Стабилизационный фонд РФ