Становление и развитие финансовой наукив России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Поэтому основная цель работы – показать влияние экономистов и их вклад в развитие финансовой науки. Задачами работы является: отразить западных и русских экономистов в разрезе развития финансов. Так, актуальность работы заключается в том, что не поняв историческое становление финансов в целом, вклада экономистов, невозможно понять будущее финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ В РОССИИ…………..5
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ КАК НАУКИ О ФИНАНСАХ ГОСУДАРСТВ…………………………………………………………………….5
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ В РОССИИ………………16
2.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ………………………………...16
2.2 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ В РОССИИ……………………….28
2.3 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 91.55 Кб (Скачать)
n="center">2.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ

     В классической теории финансов можно  выделить две крупные стадии, характерные  для становления и развития науки  о финансах.

     Первая, начавшаяся во времена Римской империи  и закончившаяся в середине ХХ в., нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов, в известном смысле на смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в доминанте государства в финансах; второй теории — в доминанте финансов частного сектора (с позиции крупных компаний и рынков капитала).

     Уже в источниках экономических знаний древних цивилизаций рассматриваются  вопросы собственности, денежных отношений, налогов и др.: в Вавилоне — это свод законов царя Хаммурапи, в Китае Конфуций (Кун-цзы) (551—479 гг. до н.э.) закладывает основы выбора гуманной системы налогов и повинностей, в Индии трактат «Артхашастра» (буквально — «наука о пользе, о практической жизни»), собрание наставлений по вопросам управления государством.

     Из  истории античного мира видно, что  финансовая практика намного старше финансовой науки. Зарождение последней  большинство исследователей относят  к ХV—ХVI вв., хотя рассуждения о государственных доходах, налогах, пошлинах имеют место и в античном мире у Ксенофонта, Аристотеля.

     Ксенофонт (430—354 гг. до н.э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику инструментария разделения труда (на умственный и физический), товара как обладающего полезными свойствами (потребительная стоимость) и его способностями обмена на другой товар (меновая стоимость). Аристотель (384—322 гг. до н.э.) отмечает, что деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету), что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения.

     Источником  экономических знаний в арабских странах выступает Коран (610—632 гг.) — собрание проповедей, обрядов и юридических установлений. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры» является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (саадака).

     В средние века господство натурального хозяйства не содействовало развитию финансовой науки. Например, на экономическую  политику франкских королей оказывали  влияние и экономические взгляды  церковных феодалов (требование уплаты десятины).

     Одним из первых сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с  подданных Фома Аквинский (1225—1274 гг.). Никола Орем (1223—1282 гг.) создает трактат о происхождении и природе денег, состоящий из 26 глав, что позволяет считать его одним из родоначальников экономической науки и предшественником современных монетаристов.

     В этот период появляются финансово-банковские институты по хранению и транспортировке  ценностей, управлению фондами, собранными из религиозных и светских источников для финансирования крестовых походов, предоставлению займов королям, рыцарям, других многочисленных финансовых услуг  дворянству. Так, на протяжении ХIII в. орден рыцарей, известных как тамплиеры, основанный крестоносцами в Иерусалиме около 118 г., служил в качестве финансового агентства папства и управлял многими счетами французских королей, включая семейные (усиление власти национального правительства в дальнейшем не потерпело такого мощного международного финансового соперника и сломало коммерческую власть церкви). В дальнейшем новая система частных, семейных банков возникла в северной Италии, которая протянулась от Англии до Каспийского моря и финансировала торговые операции по всему известному в то время миру — от Китая до Судана, от Индии до Скандинавии.

     Для преодоления библейского запрета  на ростовщичество итальянские банкиры  нашли способ обойти его. Они тщательно  старались избегать давать займы. Вместо этого они продавали обменные векселя (письменный документ, гарантирующий оплату определенной суммы определенному лицу в определенном месте и в определенное время). Переводные векселя создали новые деньги, сломав физические ограничения, связанные с металлическими монетами (трудными для транспортировки), сняли с денег пространственные ограничения и увеличили количество денег в обращении.

     В середине ХVI в. (1487 г.) францисканский монах Лука Пачиоли опубликовал 600-страничный шедевр, по которому студенты обучались предлагаемым математическим операциям и двойной бухгалтерии.

     Возникновение финансовой науки принято датировать ХV—ХVI вв. с появлением работ меркантилистов, в частности, Д. Карафа (1478 г.) и Ж. Бодена (1530—1597 г.). В то время бурно развивающийся торговый капитал создал материальные условия для новой отрасли общественного знания и одновременно потребность в серьезном отношении к финансам. Меркантилизм возник как отражение успехов торгового капитала. В конце ХV в. появляются труды ученых-меркантилистов, в частности, Диомеда Карафа, который руководил финансовым хозяйством неополитанского королевства. Он делил расходы на три группы:

         1) расходы по обороне страны;

         2) расходы по содержанию государя;

         3) расходы по удовлетворению чрезвычайных  потребностей.

     Как представитель торгового класса он настоятельно рекомендовал отменить обложение вывоза. Карафа считал, что основой государственных доходов должны стать домены — государственное имущество, которое должно приносить доход казне, а именно:

         1) культивируемые земли;

         2) леса;

         3) вещные права на пользование  частным имуществом;

         4) всякого рода капиталы, принадлежащие  правительству.

     Государь  не должен истощать народ большими поборами, налоги должны быть лишь чрезвычайным источником, в мирное время надо копить денежный запас для будущей  войны. В ХVI в. из-за недостатка доходов от доменов государство перешло к использованию в качестве дохода регалий — видов государственной монополии, где не допускалась либо существенно ограничивалась частная конкуренция (казенные фабрики, железные дороги, почтовая регалия, телеграфная, горная, монетная, соляная, табачная, винная и т.д.).

     Ярким представителем меркантилистов и финансовой науки в целом является Ж. Боден. «Финансы как нервы государства» становятся предметом системного изучения в его труде «Шесть книг о республике». В свою финансовую систему он включает семь источников доходов государя:

         1) домены;

         2) военную добычу;

         3) подарки дружественных государств;

         4) сборы с союзников;

         5) доходы от торговли;

         6) пошлины с вывоза и ввоза;

         7) дань с покоренных народов.

     Среди источников отсутствуют налоги, к  которым, по мнению Ж. Бодена, необходимо прибегать в исключительных случаях, поскольку они ссорят короля с подданными, побуждают к восстаниям. Что касается расходов, то их необходимо тратить на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, строительство крепостей, городов, общественных зданий.

     Главный источник пополнения казны он видел  в получении максимальных доходов  от королевского домена и накоплении сокровищ. Монарх должен был использовать честные средства для их увеличения, а для выгоды и чести государства сберегать и сохранять для нужд некоторую часть.

     В дальнейшем Уильям Петти (1623—1686 гг.) разрабатывает теорию налогообложения в сочинении «Тракт о налогах и сборах». Англия стала первой страной, где после безграничного произвола короля, после революции 1648 г. был провозглашен принцип, по которому все налоги должны были вводиться с согласия Парламента. При Вильгельме III Билль о правах 1689 г. окончательно закрепил за парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов. Ведущую роль в становлении бюджетного права сыграли попытки законодательного ограничения (вотирования) со стороны различных сословий, в первую очередь — увеличивающегося класса буржуазии, размеров насильственных изъятий в виде налогов, существенно ограничивавших развитие торгового, а затем и промышленного капитала.

     Во  Франции бюджетное право утвердилось позже — после Великой французской революции, когда Конституция 1791 г. определила порядок утверждения парламентом бюджета. Затем эта практика была перенесена и в другие европейские государства.

     Инструментарий  классической политической экономии сформировали У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция). Развитие инструментария классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А. Смита: Д. Рикардо и Т. Мальтус (Англия), Ж.-Б. Сэй и Ф. Бастия (Франция). Завершен процесс развития классической школы трудами Дж.С. Милля и К. Маркса .

     Представители классической политэкономии (А. Тюрго , Ф. Кенэ , В. Мирабо , А. Смит и Д. Рикардо) еще не выделяют финансы из политэкономии и в ее рамках излагают отдельные положения о финансах, в частности, о том, что расходы на управление государством являются непроизводительными, и оно не должно нарушать «естественный порядок», то есть право собственности и конкуренции.

     Государством  должны соблюдаться основные принципы налогообложения:

  • налоги должны платить все в соответствии со своими доходами (это положение направлено против налогового иммунитета духовенства и дворян);
  • налог должен быть не произвольным, а точно определен заранее;
  • налог должен взиматься в удобное для плательщика время;
  • взимание налогов должно быть дешевым .

     Главная заслуга А. Смита в том, что он развил экономическую основу финансового хозяйства. Пятую часть своего труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. В книге три главы посвящены финансам — о государственных расходах, о государственных доходах, о государственных долгах.

     В отличие от физиократов Смит выделяет не один, а три источника народного  богатства или три фактора  производства — землю, труд и капитал.

     Пятую книгу своего труда он посвятил финансовому  хозяйству, учению о финансах. Всего  в книге три главы — о государственных расходах, государственных доходах, государственных долгах. Государственные расходы он делит на имеющие общее значение (оборона и содержание королевской власти), которые оплачиваются за счет доходов общества, и расходы, в которых заинтересованы отдельные лица (к ним он относил расходы по отправлению правосудия, расходы на народное образование). Эти мысли навели его на идею разделения государственного и местного хозяйства. Доходы А. Смит делит на доходы от капиталов, предприятий и имущества государства, то есть налоговые и неналоговые. Прибыль должна принадлежать только классу капиталистов, которые через цензовых представителей в законодательных органах уступят часть ее государству.

     Д. Рикардо, наиболее талантливый ученик А. Смита, в «Началах политической экономии и налогового обложения» создает новую теорию налогов, связав ее с теорией ренты и заработной платы. Суть такой теории в следующем: любые налоги на товары и зарплату приведут к росту заработной платы и вызовут понижение прибыли, хотя в разной степени. Вывод — налоги в целом являются «великим злом». С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, что обязательно отразится на производстве, поэтому задача правительства всячески поощрять накопление капитала.

     Благодаря идеям классиков политической экономии в конце XVIII — начале XX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса — буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Следствием этого стало некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

     А. Смит считается одним из основателей теории налогов и его знаменитых принципов налогообложения.

     А. Смит о налогах. «Как уже было выяснено в первой книге этого исследования, частный доход отдельных лиц  получается, в конечном счете, из трех источников:

Информация о работе Становление и развитие финансовой наукив России