Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:28, курсовая работа
Рыночные преобразования в системе экономических отношений России связаны с коренным изменением роли и места страхования в системе организации страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения.
Введение………………………………………………………………………4                                                                                                                   
Глава 1. Теоретические аспекты организации страховой деятельности………..8
1.1. Страхование как экономическая категория, понятие и сущность  её………9                                                                                                                     
1.2. Отрасли страхования…………………………………………………………..18
1.3. Правовая база и регулирование страховой деятельности в России………..24
Глава 2. Особенности развития страхового дела в современных условиях……27
2.1. Анализ современного состояния страхования в РФ………………………...28
2.2. Мировая практика регулирования страховой системы: 
уроки для России…………………………………………………………………...33               
Глава 3. Основные направления развития страхования…………………………39
3.1. Характеристика основных проблем страхования……………………………39
3.2. Перспективы развития страхового рынка в РФ……………………………...42
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………………48
Приложение 1.………………………………………………………………………50
Приложение 2……………………………………………………………………….53
Приложение 3……………………………………………………………………….54
Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно выполняет функцию генерального регулятора всех сфер жизни общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.
До недавнего времени в нашей стране не было закона, обобщающего все направления страхового дела, принимались лишь законы и другие акты, посвященные его отдельным сторонам.
В настоящее время основой второй ступени регулирования страхования стал Закон РФ «О страховании». Так же важным в группе специальных (отраслевых) законодательных актов является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Закон «О страховании» стал первым юридическим актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование.
Государственное регулирование рыночного хозяйства, в том числе страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор.
Согласно законодательству на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) возложены шесть основных функций:
1) выдача страховщикам 
лицензий на осуществление 
2) ведение единого Государственно
3) контроль за обоснованностью 
страховых тарифов и 
4) установление правил 
формирования и размещения 
5) разработка нормативных 
и методических документов по 
вопросам страховой 
6) обобщение практики страховой деятельности и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Регистрация страховщиков в Государственном реестре - главная регулирующая функция государства на страховом рынке. Регистрацию в госстрахнадзоре обязаны проходить все страховые организации. При этом они обязаны не только зарегистрироваться, но получить лицензию на проведение конкретных видов страхования. Для этого страховые организации согласно законодательству представляют в гсстрахнадзор определенный пакет документов, в том числе те, что подтверждают профессиональную пригодность этих организаций. Без лицензии, удостоверяющей профессиональную принадлежность, ни одна страховая организация не имеет права работать с клиентами и партнерами.
Другие функции 
Для эффективного регулирования страхового рынка госстрахнадзор наделен соответствующими правами и обязанностями (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 30, п.4). Реализация этих прав и обязанностей осуществляется госстрахнадзором, его кустовыми инспекциями и территориальными органами по различным направлениям.
В целом система государственного регулирования страхового рынка России складывается из различных способов воздействия на него, осуществляемых не только госстрахнадзором. Регулирование может осуществляться с помощью любых юридических актов в рамках трехступенчатой системы правового обеспечения; любых экономических инструментов, выработанных государственными органами и регулирующими различные стороны функционирования страхового рынка.
За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.
Глава 2. Особенности развития страхового дела в современных условиях.
Страхование имеет длительную историю, на протяжении которой оно из некоммерческого эволюционировало в коммерческий тип.
В литературе выделяют 3 основных этапа коммерческого типа страхования в Европе:
1 этап (XIV-конец XVII вв.) 
связан с эпохой так 
2 этап (конец XVII - конец XIX вв.) связывается 
с эпохой свободного 
3 этап (конец XIX - XX вв.) связывается 
с эпохой монополизации 
В настоящее время страхование является важным сектором как мировой так и национальной финансовой системы.
2.1. Анализ современного состояния страхования в РФ.
Страховой рынок 
современной России за период своего 
развития претерпевал существенные 
изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. В соответствии с ФЗ «Об организации 
страхового дела в Российской Федерации» субъектами страхового дела 
в России считаются страховые организации, 
общества взаимного страхования, страховые 
брокеры. 
В настоящее время в Государственном реестре 
субъектов страхового дела России зарегистрировано 
814 страховых компаний и 124 страховых брокера. 
В совокупности они собрали 699,9 млрд руб. 
По большинству видов страхования в среднем 
примерно половина сборов обеспечена 
десятком компаний-лидеров соответствующего 
сегмента. По добровольному личному страхованию 
10 лидирующих страховщиков собирают 50,1%, 
по имущественному страхованию – 44,7%, 
по страхованию ответственности – 46,6%, 
по ОСАГО – 42,5%, а по долгосрочному страхованию 
жизни, где уровень концентрации бизнеса 
в крупных компаниях наиболее выражен, 
– 72,9%. Все это говорит о превалировании 
на рынке крупнейших «федеральных» компаний 
с руководящим центром в Москве и постепенном 
вытеснении с рынка мелких недокапитализированных 
страховщиков, в том числе региональных. 
    Следует также обратить внимание 
на следующее обстоятельство. На всех 
финансовых рынках России, и страхование 
в этом смысле не исключение, идет сокращение 
числа операторов с одновременным повышением 
капитализации оставшихся и концентрации 
бизнеса в их руках. Сокращение числа страховых 
организаций являлось следствием стойкого 
превышения числа отозванных лицензий 
над числом выданных. При этом среди причин 
отзыва лицензий – не только нарушения 
страхового законодательства, но и добровольный 
отказ страховщика от страховой деятельности 
или отдельных ее видов, в том числе и в 
результате присоединения к другой страховой 
организации. Так или иначе, клиентский 
портфель ликвидируемых страховщиков 
передается их более крупным конкурентам, 
за редким исключением, не в порядке его 
организованной передачи с сохранением 
действующих обязательств, а путем заключения 
нового договора. В отсутствие на страховом 
рынке механизма централизованных гарантийных 
институтов, осуществляющих выплаты клиентам 
утративших лицензии компаний (за исключением 
специфического сектора ОСАГО, где подобная 
функция возложена на Российский Союз 
Автостраховщиков), отзыв лицензий компаний-нарушителей 
сказывается на страхователях. Клиенты 
компаний, присоединяемых в результате 
слияний и поглощений к другим, более крупным 
страховщикам, в этом смысле более защищены, 
так как обязательства по их договору 
в ходе реорганизации, как правило, сохраняются.  
                    
По оценкам Росстрахнадзора, совокупный 
уставный капитал всех российских страховщиков 
достиг в III квартале 2009 года 153,5 млрд руб., из них 10% приходится 
на 10 компаний-лидеров по величине капитала, 
27% – на первые 20 компаний и 62% – на первые 
120 компаний. Однако до сих пор наиболее 
часто на рынке встречаются компании, 
находящиеся в самой нижней группе по 
капитализации (от предусмотренной законом 
минимальной величины для страховых организаций 
30 млн руб. и до 60 млн руб., что также является 
минимальной величиной специализированных 
страховщиков) – таких 39%, а компаний, чей 
капитал превышает 500 млн руб. (18,25 млн долл.), 
только 9%. Тот факт, что более трети компаний 
балансирует на нижней границе нормы, 
даже если не учитывать качество их активов, 
говорит о том, что показателю капитализации 
отечественных страховщиков еще есть 
куда расти.  
В западных странах важным элементом институциональной 
структуры страхового сектора являются 
общества взаимного страхования (ОВС), 
иногда «оттягивающие» половину и более 
рынка. В России, несмотря на включение 
ОВС в число субъектов страхового дела 
и принятие Федерального закона от 29.11.07 
г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании», ни 
одно общество до сих пор лицензию не получило.  
             
Что касается последнего вида субъектов 
страхового рынка – страховых актуариев, 
то по российскому законодательству они 
подлежат не лицензированию, а аттестации, 
и конкретный регламент ее проведения 
пока что не утвержден. Тем не менее, профессиональные 
актуарии в России есть, по оценкам независимых 
специалистов, их число составляет примерно 
две с половиной сотни.  
               
В России действуют законодательные требования 
к видовой специализации компаний по добровольному 
страхованию жизни (которое разрешено 
совмещать только со страхованием от несчастных 
случаев, однако из-за наличия действующих 
долгосрочных договоров процедура разделения 
компаний до конца еще не завершена), а 
также по обязательному медицинскому 
страхованию (которое разрешено совмещать 
только с добровольным медицинским страхованием). 
По состоянию на 1 октября 2008 г. в секторе 
страхования жизни работало 87 компаний 
(в том числе 18, осуществляющих исключительно 
операции по страхованию жизни), в секторе 
иных видов, чем страхование жизни (кроме 
ОМС) – 674 компании, и 104 страховые медицинские 
организации занимались ОМС. Кроме того, 
согласно отчетности 198 страховщиков проводили 
операции по входящему перестрахованию, 
в том числе 25 специализированных организаций, 
занимающихся исключительно перестрахованием.  
                 
Важным концептуальным вопросом был и 
остается вопрос, за счет каких видов страхования 
должен в первую очередь развиваться российский 
страховой рынок: обязательных или добровольных. 
Не секрет, что долгое время и основной 
причиной роста на стадии подъема рынка, 
и стабилизирующим элементом в трудные 
годы было обязательное страхование (ОМС 
И ОСАГО), а также обязательно-добровольные 
(предписанные страхователям их отраслевыми 
нормативными актами) и вмененные (предписанные 
требованиями деловых партнеров, кредитных 
организаций или органов власти) виды 
страхования. Этот же вопрос становится 
краеугольным в рамках обсуждения стратегических 
и концептуальных документов о будущем 
развитии страхового рынка. По итогам 
9 месяцев 2008 г. доля сборов по обязательному 
страхованию составляла 48,7%, однако увеличение 
его происходило более высокими темпами. 
По сравнению с аналогичным периодом прошлого 
года в обязательном страховании достигнут 
прирост 30,8%, тогда как аналогичный показатель 
в добровольном страховании – только 
17%. При этом следует понимать, что в действительности 
показатели добровольного страхования 
содержат в себе результаты работы страховщиков 
в тех секторах, где страховать определенные 
риски клиента обязывают закон или контрагент 
при осуществлении каких-либо видов операций, 
т.е. считать их в полном смысле «добровольными» 
не приходится. Забегая вперед, можно отметить, 
что роль обязательного страхования в 
России в ближайшие годы по-прежнему будет 
оставаться определяющей.  
                  
С отраслевой точки зрения в структуре 
добровольного страхования, как и прежде, 
первое место занимает страхование имущества 
(242,7 млрд руб.), а наихудшие результаты 
– по страхованию жизни (13,9 млрд руб.). 
Что это означает в современных экономических 
условиях? Стабильный рост сборов по страхованию 
имущества обеспечивал, в первую очередь, 
сектор автокаско, и немаловажную часть 
этих поступлений составляло страхование 
крупных корпоративных имущественных 
рисков. В условиях дефицита денежных 
средств у предприятий и населения, рост 
поступлений может очень сильно замедлиться. 
Немалое значение в отчетный период имело 
и страхование объектов залога по различным 
видам кредитных и лизинговых операций, 
а предоставление подобных услуг банками 
в настоящее время практически заморожено, 
соответственно получение страховых премий 
по данному направлению прекращается 
на длительный срок. Все это заметным образом 
отразится уже в отчетности ближайшего 
квартала. Что касается life-сектора, то 
его относительная стагнация объясняется 
окончательным переходом страховщиков 
на классическое страхование, что для 
рынка, безусловно, явление позитивное.  
              
Эксперты не 
высказывают однозначного мнения о 
том, как будет развиваться сегмент 
страхования ответственности. С 
одной стороны, государственный 
курс на замену страхованием ответственности 
ряда процедур лицензирования и допуска к определенным видам деятельности 
дает основания считать, что страхование 
ответственности ждет серьезный прирост. 
С другой, опережающий рост выплат в данном 
виде страхования длится уже не первый 
квартал, а с ростом убыточности уменьшается 
привлекательность этого сегмента для 
страховщиков. Кроме того, сам специфический 
характер выплат по ответственности – 
они могут растянуться на годы и приобрести 
масштабы, которые трудно заранее предугадать 
– заставляет относиться к приему таких 
рисков достаточно осторожно.   
              
Что касается рынка в целом, то недавно 
был обнародован стратегический прогноз 
Всероссийского Союза Страховщиков, согласно 
которому к 2012 г. годовой объем совокупной 
страховой премии может составить от 1,3 
трлн до 1,6 трлн руб. (или 2,8–3% ВВП) при выплатах 
0,8–0,9 трлн руб. На практике для достижения 
таких показателей необходимо выполнение 
нескольких условий, прежде всего, принятие 
ряда законопроектов и среди них закона 
об обязательном страховании гражданской 
ответственности владельцев опасных производственных 
объектов, и изменение налогового режима 
по долгосрочному накопительному страхованию 
жизни. Разумеется, что все озвученные 
экспертами показатели достижимы при 
условии макроэкономической стабилизации.  
              
Безусловно, в ближайшие годы возможность 
получать высокий уровень доходности 
по инвестициям для страховщиков будет 
ограничена, и это побудит их максимальное 
внимание уделять своему непосредственному 
бизнесу: оптимизировать организацию 
страхования, повышать уровень рентабельности 
страховых операций. С практической точки 
зрения это означает, что у страховых компаний 
возникнет необходимость установления 
адекватных страховых тарифов и сокращения 
расходов на ведение дела. Прежде всего 
это коснется расходов, непосредственно 
не связанных с операционной деятельностью 
компании, а относящихся к финансированию 
бэк-офиса, работе обеспечивающих подразделений, 
развитию персонала и корпоративной культуры. 
В то же время сложность конъюнктуры и 
повышенный уровень конкуренции на страховом 
рынке, в том числе конкуренции со стороны 
структур, создаваемых крупнейшими международными 
страховыми конгломератами, не позволит 
российским страховщикам существенно 
снижать расходы, непосредственно относящиеся 
к сфере внешних коммуникаций с потребителями 
и посредниками.  
Таблица 2.1.
Страховые премии (взносы) и страховые выплаты (кроме ОМС) за I квартал 2009 года по федеральным округам
Федеральный округ  | 
  Страховые премии (взносы), млрд.руб.  | 
  В % к общей сумме  | 
  Страховые выплаты, млрд.руб.  | 
  В % к общей сумме  | 
Центральный ФО  | 
  77,3  | 
  55,7  | 
  31,3  | 
  51,1  | 
Северо-Западный ФО  | 
  15,9  | 
  11,5  | 
  8,0  | 
  13,1  | 
Южный ФО  | 
  7,0  | 
  5,0  | 
  3,4  | 
  5,6  | 
Приволжский ФО  | 
  16,3  | 
  11,7  | 
  8,1  | 
  13,2  | 
Уральский ФО  | 
  12,1  | 
  8,7  | 
  5,1  | 
  8,3  | 
Сибирский ФО  | 
  7,6  | 
  5,5  | 
  4,2  | 
  6,9  | 
Дальневосточный ФО  | 
  2,7  | 
  1,9  | 
  1,1  | 
  1,8  | 
За пределами РФ  | 
  0,04  | 
  0,03  | 
  0,0004  | 
  0,001  | 
Итого  | 
  138,9  | 
  100,0  | 
  61,2  | 
  100,0  | 
2.2. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России
Методы регулирования страхования – один из ключевых вопросов, связанных с развитием страхового сектора в России. В этой связи можно выделить два основных аспекта:
1) как будет развиваться 
система регулирования в 
2) как обеспечить стандарты и требования, соответствующие условиям ВТО.
Эффективный рынок страхования способствует повышению устойчивости экономики, обеспечивает гибкое управление индивидуальными и общими рисками и средствами отдельных граждан. Среди перспективных направлений развития российского страхового рынка можно выделить: а) развитие страхования жизни в силу важной роли, которую этот вид страхования играет в обеспечении безопасности граждан и мобилизации капитала; б) страхование ответственности автовладельцев перед третьими лицами, которое широко практикуется в других странах и крайне важно с точки зрения нормальных транспортных отношений России с соседними странами. Учитывая международный опыт, российские приоритеты в области страхового регулирования могли бы включать в себя: