Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:28, курсовая работа
Рыночные преобразования в системе экономических отношений России связаны с коренным изменением роли и места страхования в системе организации страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения.
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты организации страховой деятельности………..8
1.1. Страхование как экономическая категория, понятие и сущность её………9
1.2. Отрасли страхования…………………………………………………………..18
1.3. Правовая база и регулирование страховой деятельности в России………..24
Глава 2. Особенности развития страхового дела в современных условиях……27
2.1. Анализ современного состояния страхования в РФ………………………...28
2.2. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России…………………………………………………………………...33
Глава 3. Основные направления развития страхования…………………………39
3.1. Характеристика основных проблем страхования……………………………39
3.2. Перспективы развития страхового рынка в РФ……………………………...42
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………………48
Приложение 1.………………………………………………………………………50
Приложение 2……………………………………………………………………….53
Приложение 3……………………………………………………………………….54
Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно выполняет функцию генерального регулятора всех сфер жизни общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.
До недавнего времени в нашей стране не было закона, обобщающего все направления страхового дела, принимались лишь законы и другие акты, посвященные его отдельным сторонам.
В настоящее время основой второй ступени регулирования страхования стал Закон РФ «О страховании». Так же важным в группе специальных (отраслевых) законодательных актов является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Закон «О страховании» стал первым юридическим актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование.
Государственное регулирование рыночного хозяйства, в том числе страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор.
Согласно законодательству на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) возложены шесть основных функций:
1) выдача страховщикам
лицензий на осуществление
2) ведение единого Государственно
3) контроль за обоснованностью
страховых тарифов и
4) установление правил
формирования и размещения
5) разработка нормативных
и методических документов по
вопросам страховой
6) обобщение практики страховой деятельности и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Регистрация страховщиков в Государственном реестре - главная регулирующая функция государства на страховом рынке. Регистрацию в госстрахнадзоре обязаны проходить все страховые организации. При этом они обязаны не только зарегистрироваться, но получить лицензию на проведение конкретных видов страхования. Для этого страховые организации согласно законодательству представляют в гсстрахнадзор определенный пакет документов, в том числе те, что подтверждают профессиональную пригодность этих организаций. Без лицензии, удостоверяющей профессиональную принадлежность, ни одна страховая организация не имеет права работать с клиентами и партнерами.
Другие функции
Для эффективного регулирования страхового рынка госстрахнадзор наделен соответствующими правами и обязанностями (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 30, п.4). Реализация этих прав и обязанностей осуществляется госстрахнадзором, его кустовыми инспекциями и территориальными органами по различным направлениям.
В целом система государственного регулирования страхового рынка России складывается из различных способов воздействия на него, осуществляемых не только госстрахнадзором. Регулирование может осуществляться с помощью любых юридических актов в рамках трехступенчатой системы правового обеспечения; любых экономических инструментов, выработанных государственными органами и регулирующими различные стороны функционирования страхового рынка.
За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.
Глава 2. Особенности развития страхового дела в современных условиях.
Страхование имеет длительную историю, на протяжении которой оно из некоммерческого эволюционировало в коммерческий тип.
В литературе выделяют 3 основных этапа коммерческого типа страхования в Европе:
1 этап (XIV-конец XVII вв.)
связан с эпохой так
2 этап (конец XVII - конец XIX вв.) связывается
с эпохой свободного
3 этап (конец XIX - XX вв.) связывается
с эпохой монополизации
В настоящее время страхование является важным сектором как мировой так и национальной финансовой системы.
2.1. Анализ современного состояния страхования в РФ.
Страховой рынок
современной России за период своего
развития претерпевал существенные
изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. В соответствии с ФЗ «Об организации
страхового дела в Российской Федерации» субъектами страхового дела
в России считаются страховые организации,
общества взаимного страхования, страховые
брокеры.
В настоящее время в Государственном реестре
субъектов страхового дела России зарегистрировано
814 страховых компаний и 124 страховых брокера.
В совокупности они собрали 699,9 млрд руб.
По большинству видов страхования в среднем
примерно половина сборов обеспечена
десятком компаний-лидеров соответствующего
сегмента. По добровольному личному страхованию
10 лидирующих страховщиков собирают 50,1%,
по имущественному страхованию – 44,7%,
по страхованию ответственности – 46,6%,
по ОСАГО – 42,5%, а по долгосрочному страхованию
жизни, где уровень концентрации бизнеса
в крупных компаниях наиболее выражен,
– 72,9%. Все это говорит о превалировании
на рынке крупнейших «федеральных» компаний
с руководящим центром в Москве и постепенном
вытеснении с рынка мелких недокапитализированных
страховщиков, в том числе региональных.
Следует также обратить внимание
на следующее обстоятельство. На всех
финансовых рынках России, и страхование
в этом смысле не исключение, идет сокращение
числа операторов с одновременным повышением
капитализации оставшихся и концентрации
бизнеса в их руках. Сокращение числа страховых
организаций являлось следствием стойкого
превышения числа отозванных лицензий
над числом выданных. При этом среди причин
отзыва лицензий – не только нарушения
страхового законодательства, но и добровольный
отказ страховщика от страховой деятельности
или отдельных ее видов, в том числе и в
результате присоединения к другой страховой
организации. Так или иначе, клиентский
портфель ликвидируемых страховщиков
передается их более крупным конкурентам,
за редким исключением, не в порядке его
организованной передачи с сохранением
действующих обязательств, а путем заключения
нового договора. В отсутствие на страховом
рынке механизма централизованных гарантийных
институтов, осуществляющих выплаты клиентам
утративших лицензии компаний (за исключением
специфического сектора ОСАГО, где подобная
функция возложена на Российский Союз
Автостраховщиков), отзыв лицензий компаний-нарушителей
сказывается на страхователях. Клиенты
компаний, присоединяемых в результате
слияний и поглощений к другим, более крупным
страховщикам, в этом смысле более защищены,
так как обязательства по их договору
в ходе реорганизации, как правило, сохраняются.
По оценкам Росстрахнадзора, совокупный
уставный капитал всех российских страховщиков
достиг в III квартале 2009 года 153,5 млрд руб., из них 10% приходится
на 10 компаний-лидеров по величине капитала,
27% – на первые 20 компаний и 62% – на первые
120 компаний. Однако до сих пор наиболее
часто на рынке встречаются компании,
находящиеся в самой нижней группе по
капитализации (от предусмотренной законом
минимальной величины для страховых организаций
30 млн руб. и до 60 млн руб., что также является
минимальной величиной специализированных
страховщиков) – таких 39%, а компаний, чей
капитал превышает 500 млн руб. (18,25 млн долл.),
только 9%. Тот факт, что более трети компаний
балансирует на нижней границе нормы,
даже если не учитывать качество их активов,
говорит о том, что показателю капитализации
отечественных страховщиков еще есть
куда расти.
В западных странах важным элементом институциональной
структуры страхового сектора являются
общества взаимного страхования (ОВС),
иногда «оттягивающие» половину и более
рынка. В России, несмотря на включение
ОВС в число субъектов страхового дела
и принятие Федерального закона от 29.11.07
г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании», ни
одно общество до сих пор лицензию не получило.
Что касается последнего вида субъектов
страхового рынка – страховых актуариев,
то по российскому законодательству они
подлежат не лицензированию, а аттестации,
и конкретный регламент ее проведения
пока что не утвержден. Тем не менее, профессиональные
актуарии в России есть, по оценкам независимых
специалистов, их число составляет примерно
две с половиной сотни.
В России действуют законодательные требования
к видовой специализации компаний по добровольному
страхованию жизни (которое разрешено
совмещать только со страхованием от несчастных
случаев, однако из-за наличия действующих
долгосрочных договоров процедура разделения
компаний до конца еще не завершена), а
также по обязательному медицинскому
страхованию (которое разрешено совмещать
только с добровольным медицинским страхованием).
По состоянию на 1 октября 2008 г. в секторе
страхования жизни работало 87 компаний
(в том числе 18, осуществляющих исключительно
операции по страхованию жизни), в секторе
иных видов, чем страхование жизни (кроме
ОМС) – 674 компании, и 104 страховые медицинские
организации занимались ОМС. Кроме того,
согласно отчетности 198 страховщиков проводили
операции по входящему перестрахованию,
в том числе 25 специализированных организаций,
занимающихся исключительно перестрахованием.
Важным концептуальным вопросом был и
остается вопрос, за счет каких видов страхования
должен в первую очередь развиваться российский
страховой рынок: обязательных или добровольных.
Не секрет, что долгое время и основной
причиной роста на стадии подъема рынка,
и стабилизирующим элементом в трудные
годы было обязательное страхование (ОМС
И ОСАГО), а также обязательно-добровольные
(предписанные страхователям их отраслевыми
нормативными актами) и вмененные (предписанные
требованиями деловых партнеров, кредитных
организаций или органов власти) виды
страхования. Этот же вопрос становится
краеугольным в рамках обсуждения стратегических
и концептуальных документов о будущем
развитии страхового рынка. По итогам
9 месяцев 2008 г. доля сборов по обязательному
страхованию составляла 48,7%, однако увеличение
его происходило более высокими темпами.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого
года в обязательном страховании достигнут
прирост 30,8%, тогда как аналогичный показатель
в добровольном страховании – только
17%. При этом следует понимать, что в действительности
показатели добровольного страхования
содержат в себе результаты работы страховщиков
в тех секторах, где страховать определенные
риски клиента обязывают закон или контрагент
при осуществлении каких-либо видов операций,
т.е. считать их в полном смысле «добровольными»
не приходится. Забегая вперед, можно отметить,
что роль обязательного страхования в
России в ближайшие годы по-прежнему будет
оставаться определяющей.
С отраслевой точки зрения в структуре
добровольного страхования, как и прежде,
первое место занимает страхование имущества
(242,7 млрд руб.), а наихудшие результаты
– по страхованию жизни (13,9 млрд руб.).
Что это означает в современных экономических
условиях? Стабильный рост сборов по страхованию
имущества обеспечивал, в первую очередь,
сектор автокаско, и немаловажную часть
этих поступлений составляло страхование
крупных корпоративных имущественных
рисков. В условиях дефицита денежных
средств у предприятий и населения, рост
поступлений может очень сильно замедлиться.
Немалое значение в отчетный период имело
и страхование объектов залога по различным
видам кредитных и лизинговых операций,
а предоставление подобных услуг банками
в настоящее время практически заморожено,
соответственно получение страховых премий
по данному направлению прекращается
на длительный срок. Все это заметным образом
отразится уже в отчетности ближайшего
квартала. Что касается life-сектора, то
его относительная стагнация объясняется
окончательным переходом страховщиков
на классическое страхование, что для
рынка, безусловно, явление позитивное.
Эксперты не
высказывают однозначного мнения о
том, как будет развиваться сегмент
страхования ответственности. С
одной стороны, государственный
курс на замену страхованием ответственности
ряда процедур лицензирования и допуска к определенным видам деятельности
дает основания считать, что страхование
ответственности ждет серьезный прирост.
С другой, опережающий рост выплат в данном
виде страхования длится уже не первый
квартал, а с ростом убыточности уменьшается
привлекательность этого сегмента для
страховщиков. Кроме того, сам специфический
характер выплат по ответственности –
они могут растянуться на годы и приобрести
масштабы, которые трудно заранее предугадать
– заставляет относиться к приему таких
рисков достаточно осторожно.
Что касается рынка в целом, то недавно
был обнародован стратегический прогноз
Всероссийского Союза Страховщиков, согласно
которому к 2012 г. годовой объем совокупной
страховой премии может составить от 1,3
трлн до 1,6 трлн руб. (или 2,8–3% ВВП) при выплатах
0,8–0,9 трлн руб. На практике для достижения
таких показателей необходимо выполнение
нескольких условий, прежде всего, принятие
ряда законопроектов и среди них закона
об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев опасных производственных
объектов, и изменение налогового режима
по долгосрочному накопительному страхованию
жизни. Разумеется, что все озвученные
экспертами показатели достижимы при
условии макроэкономической стабилизации.
Безусловно, в ближайшие годы возможность
получать высокий уровень доходности
по инвестициям для страховщиков будет
ограничена, и это побудит их максимальное
внимание уделять своему непосредственному
бизнесу: оптимизировать организацию
страхования, повышать уровень рентабельности
страховых операций. С практической точки
зрения это означает, что у страховых компаний
возникнет необходимость установления
адекватных страховых тарифов и сокращения
расходов на ведение дела. Прежде всего
это коснется расходов, непосредственно
не связанных с операционной деятельностью
компании, а относящихся к финансированию
бэк-офиса, работе обеспечивающих подразделений,
развитию персонала и корпоративной культуры.
В то же время сложность конъюнктуры и
повышенный уровень конкуренции на страховом
рынке, в том числе конкуренции со стороны
структур, создаваемых крупнейшими международными
страховыми конгломератами, не позволит
российским страховщикам существенно
снижать расходы, непосредственно относящиеся
к сфере внешних коммуникаций с потребителями
и посредниками.
Таблица 2.1.
Страховые премии (взносы) и страховые выплаты (кроме ОМС) за I квартал 2009 года по федеральным округам
Федеральный округ |
Страховые премии (взносы), млрд.руб. |
В % к общей сумме |
Страховые выплаты, млрд.руб. |
В % к общей сумме |
Центральный ФО |
77,3 |
55,7 |
31,3 |
51,1 |
Северо-Западный ФО |
15,9 |
11,5 |
8,0 |
13,1 |
Южный ФО |
7,0 |
5,0 |
3,4 |
5,6 |
Приволжский ФО |
16,3 |
11,7 |
8,1 |
13,2 |
Уральский ФО |
12,1 |
8,7 |
5,1 |
8,3 |
Сибирский ФО |
7,6 |
5,5 |
4,2 |
6,9 |
Дальневосточный ФО |
2,7 |
1,9 |
1,1 |
1,8 |
За пределами РФ |
0,04 |
0,03 |
0,0004 |
0,001 |
Итого |
138,9 |
100,0 |
61,2 |
100,0 |
2.2. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России
Методы регулирования страхования – один из ключевых вопросов, связанных с развитием страхового сектора в России. В этой связи можно выделить два основных аспекта:
1) как будет развиваться
система регулирования в
2) как обеспечить стандарты и требования, соответствующие условиям ВТО.
Эффективный рынок страхования способствует повышению устойчивости экономики, обеспечивает гибкое управление индивидуальными и общими рисками и средствами отдельных граждан. Среди перспективных направлений развития российского страхового рынка можно выделить: а) развитие страхования жизни в силу важной роли, которую этот вид страхования играет в обеспечении безопасности граждан и мобилизации капитала; б) страхование ответственности автовладельцев перед третьими лицами, которое широко практикуется в других странах и крайне важно с точки зрения нормальных транспортных отношений России с соседними странами. Учитывая международный опыт, российские приоритеты в области страхового регулирования могли бы включать в себя: