Страхование как финансовая защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Рыночные преобразования в системе экономических отношений России связаны с коренным изменением роли и места страхования в системе организации страховой защиты хозяйствующих субъектов и населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические аспекты организации страховой деятельности………..8
1.1. Страхование как экономическая категория, понятие и сущность её………9
1.2. Отрасли страхования…………………………………………………………..18
1.3. Правовая база и регулирование страховой деятельности в России………..24

Глава 2. Особенности развития страхового дела в современных условиях……27
2.1. Анализ современного состояния страхования в РФ………………………...28
2.2. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России…………………………………………………………………...33

Глава 3. Основные направления развития страхования…………………………39
3.1. Характеристика основных проблем страхования……………………………39
3.2. Перспективы развития страхового рынка в РФ……………………………...42

Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………………48
Приложение 1.………………………………………………………………………50
Приложение 2……………………………………………………………………….53
Приложение 3……………………………………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 265.00 Кб (Скачать)
  • формирование всестороннего законодательства, которое содержит четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования, отвечающие интересам и страховщиков, и страхователей;
  • установление четкой системы управления страхованием в пределах Российской Федерации, если какие-то функции будут переданы региональным властям. Разделение таких обязанностей между различными уровнями власти должно быть ясно и последовательно прописано;
  • система лицензирования, которая применяется одинаково ко всем страховщикам, включая соответствующие правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка страхования;
  • контроль должен осуществляться единственным самостоятельным регулирующим органом или, в случае необходимости, делегировать необходимые полномочия региональным властям согласно общим принципам и правилам, определенным на федеральном уровне;
  • установление требований относительно минимального размера капитала и требований к платежеспособности для всех страховщиков;
  • обеспечение регулярной отчетности страховщиков и посредников по единой форме, с учетом стандартов, предписываемых регулирующим органом;
  • участие на рынке иностранных страховщиков с целью обеспечения максимального набора страховых услуг;
  • решение вопроса о соотношении между частным сектором страхования, национальной системой социального обеспечения и организациями в сфере здравоохранения, в частности, в вопросах, касающихся медицинского страхования и страхования рисков, возникающих в ходе трудовой деятельности;
  • выработка долгосрочной стратегии развития рынка страхования, включая учет важной роли частных страховщиков.

Вступление в ВТО  неизбежно связано с изменениями  в политике страхового регулирования. России необходимо будет принять  на себя всесторонние обязательства  относительно доступа на российский рынок на условиях наибольшего благоприятствования иностранных страховщиков - участников Генерального соглашения, равно как и относительно недискриминационного режима в пределах России. Во многих случаях требования ВТО и Генерального соглашения так или иначе совпадают с интересами России, касающимися дальнейшего укрепления страхового сектора.

Россия вряд ли будет  иметь возможность требовать  таких обширных исключений в обязательствах, какие получали члены Генерального соглашения в 1994г. Упоминаемые в  Приложении к Генеральному соглашению освобождения применяются только после выполнения существенных требований ВТО для стран-участниц. Генеральное соглашение не предусматривает никаких положений для новых членов в этом отношении, и вопросы вступления в каждом случае – тема специальных переговоров. Очевидно, что для России как нового члена ВТО будет невозможно ввести ограничения, от которых уже отказались нынешние страны-участницы, кроме некоторых краткосрочных переходных мер.

Во всех остальных  отношениях Генеральное соглашение не должно ограничивать свободу России вводить необходимые с ее точки зрения меры. “Благоразумные исключения” позволили бы России выбирать собственную систему регулирования страхования, которая должна учитывать основные национальные приоритеты, включая способы разрешения деятельности иностранных страховщиков и посредников, введение финансовых рычагов управления типа минимального размера капитала и рамок платежеспособности, надзора и отчетности. Все эти меры не должны использоваться как средство ухода от других обязательств по Генеральному соглашению, и, соответственно, быть открыты для контроля со стороны ВТО.

Тот факт, что члены  Генерального соглашения самостоятельно отказались от обязательств вводить  ограничения относительно доступа  физических лиц во все сектора  услуг из-за его практической важности, предполагает согласие России на подобные меры при сохранении суверенного права контролировать процесс иммиграции.

Присоединение к ВТО  связано с принятием обязательств, касающихся реализации принципов свободы  движения капитала, товаров, рабочей  силы и услуг, административно-правового режима в отношении иностранных страховщиков, перестраховщиков и других продавцов страховых услуг. Учитывая это, российское законодательство в области страхования требует совершенствования, в том числе в вопросах регулирования деятельности всех продавцов страховых услуг.

Основываясь на принятой практике, связанной с формированием  национальных обязательств при присоединении  к ВТО, можно выделить следующие  ключевые подходы, которые могут  быть использованы Российской Федерацией.

Меры, касающиеся условий  деятельности нерезидентов из различных  стран на территории России, должны предусматривать:

  • разрешение на деятельность по продаже услуг по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни, должно быть связано с требованием учреждения дочернего общества иностранного страховщика на территории России, получения им лицензии в соответствии с законодательством РФ, полного соблюдения российского законодательства при осуществлении страхования, включая размещение активов;
  • возможно введение качественных требований к иностранным страховщикам, учреждающим в России дочернее страховое общество, включая наличие лицензии в стране регистрации, опыт страховой деятельности не менее 10 лет, разрешение страхового надзора страны регистрации на учреждение дочернего страхового общества в Российской Федерации и рекомендации в отношение иностранных управляющих такого дочернего общества;
  • крайне осторожно следует относиться к ограничению или введению дополнительных требований, связанных с капитализацией дочернего общества или максимальным совокупным капиталом всех дочерних обществ иностранных страховщиков. В любом случае, такие ограничения не должны быть чрезмерными.

В отношении деятельности дочернего общества иностранного страховщика  могут приниматься следующие ограничения:

  • запрет на участие в обязательном социальном страховании, на которое имеют право национальные страховщики (в России это – обязательное медицинское страхование);
  • запрет на участие в государственном обязательном страховании, платежи по которому выплачиваются за счет средств государственного бюджета (в России это – обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц, работников налоговых органов, депутатов Государственной Думы и ряда других);
  • запрет на участие в некоторых других видах обязательного страхования (обязательное страхование ответственности работодателя и другие).

Наименее развитым является законодательство Российской Федерации  по страхованию жизни. Поэтому вполне закономерным представляется запрет для учрежденных дочерних обществ иностранных страховщиков проводить операции по страхованию жизни в течение первых трех лет после регистрации и получения лицензии. Кроме этого, необходимо установить максимально допустимую квоту иностранного персонала, работающего в учрежденном дочернем обществе.

В отношении страховых  агентов и страховых брокеров целесообразно, руководствуясь действующим  российским законодательством, запретить  деятельность иностранных страховых  агентов и сохранить порядок  регистрации в отношении иностранных брокеров.

В отношении продавцов  услуг, сопутствующих страхованию, необходимо ввести требования к образованию  не ниже, чем к российским гражданам, имеющим право на подобную профессиональную деятельность, заключение договоров  страхования профессиональной ответственности с российскими страховыми организациями в установленных размерах, соответствующие разрешения и рекомендации органа надзора из страны постоянной регистрации или места жительства, наличие опыта работы по специальности не менее 5 лет, прохождение российской процедуры лицензирования соответствующей деятельности или ее разрешения.

 

 

Глава 3. Основные направления развития страхования  в РФ.

 

Как показали результаты исследования, проведенные Рейтинговым  агентством "Эксперт РА", рынок страхования России обладает огромным потенциалом роста, который только начинает реализовываться. Уровень проникновения страхования в экономику крайне низок, о чем свидетельствует как доля страхования в ВВП России, так и общее отношение промышленных структур к страхованию. В ближайшие пять лет рынок будет расти по всем направлениям. Если раньше катализаторами роста являлись обязательные виды страхования (например ОСАГО), то сейчас значительные темпы роста демонстрируют почти все добровольные виды.

Значительные темпы  роста страхового рынка заставляют иностранные страховые компании пересматривать свои стратегии относительно России. Свидетельством этого стал выход значительного количества иностранных компаний на российский страховой рынок.

Основные планы иностранных страховщиков в России связаны с развитием страхования жизни в России. В перспективе данный сегмент рынка ожидает значительный рост и позиции иностранных страховщиков в страховании жизни будут особенно сильны - их доля на открытом рынке страхования жизни (без кэптивов) уже в ближайшие год-два достигнет 35-40%.

 

3.1. Характеристика  основных проблем страхования.

Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства, например в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Сегодня прибыль от страховой деятельности облагается по повышенной ставке 43 %. Не секрет, что в большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование, исключаются, из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Естественно, что при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики. Непродуманная политика в области страхования в России наоборот влечет за собой процветание иждивенчества со стороны большей части населения, привыкшего возмещать все за счет государства.

Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед российским страхованием, можно выделить также  острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний, прежде всего страховые резервы стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством, и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности.

 К наиболее серьезным проблемам страхового рынка относится также введение обязательных видов страхования под патронажем некоторых министерств и ведомств. Как правило, страхователи не получают никакой страховой защиты, а министерства или уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а затем расходуют их далеко не всегда в интересах страхователей. В результате обязательное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу отдельных министерств и ведомств. Во многих случаях обязательное страхование представляет собой дополнительные поборы с граждан, зачастую даже не предполагающих о том, что их "застраховали". В большинстве случаев такое страхование соответствует не интересам государства, а интересам отдельных страховых компаний, сумевших решить в свою пользу проведение такого страхования. К примеру, пользуясь правовой безграмотностью населения, организации Росгосстраха, угрожая судом, до настоящего времени проводят так называемое «обязательное государственное страхование имущества граждан». Используя магические слова «обязательное государственное страхование» организации Росгосстраха, давно уже не представляющие интересы государства пытаются поправить свое финансовое положение.

Особого внимания требует  проблема развития долгосрочного страхования  жизни в Российской Федерации, так  как оно успешно решает вопросы  социального обеспечения. Пенсионное, в частности, страхование позволяет получить дополнительную к государственной пенсию, причем не только пенсию по старости, но и пенсию по инвалидности; снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на социальное обеспечение граждан, а государство сосредотачивается на защите наименее обеспеченных слоев населения, в отличие от государственных и негосударственных пенсионных фондов обеспечивает страховую защиту в случае смерти застрахованного; позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взносов, но также учитывать и инвестиционный доход. Страхование жизни позволяет накопить определенную сумму денежных средств, а также защищает финансовые интересы семьи застрахованного на случай его смерти. Следует отметить, что для развития долгосрочного страхования жизни необходима серьезная государственная поддержка. На деле наше законодательство сдерживает развитие страхования жизни (речь здесь идет о реальном долгосрочном страховании жизни, а не о разного рода способах ухода от налогов при помощи псевдостраховых схем). И Налоговый кодекс, и действующий сейчас Закон "О подоходном налоге" предусматривают включение в налогооблагаемую базу физического лица взносов работодателя по страхованию жизни. То есть налог должен быть уплачен уже сегодня, несмотря на то, что реальную выгоду работник получит через много лет. Понятно, что это сделано с целью пресечь попытки ухода от налогообложения с помощью страхования. Но как раз по "зарплатному" страхованию это бьет в последнюю очередь.

Информация о работе Страхование как финансовая защита