Сущность и особенность государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
– разобрать понятие государственного долга, его виды.

– исследовать механизм управления государственным долгом.
– познакомиться с особенностями современной международной кредитной политики.

Практическая часть курсовой работы основана на разработке финансового плана деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
ЕГО ВИДЫ 6
2 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ДОЛГОМ 12
3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 15
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит моя.doc

— 694.00 Кб (Скачать)

 СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          4

1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА

ЕГО ВИДЫ                                                                  6

2 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ДОЛГОМ                                                                                 12

3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ        15

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ        18

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ        24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        47

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

После аннулирования  государственного долга дореволюционной  России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.

С переходом  к формированию основ рыночной экономики  в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.

 

Проблемы, связанные  с управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие  задачи:

– разобрать понятие государственного долга, его виды.

 

– исследовать механизм управления государственным долгом.

– познакомиться с особенностями современной международной кредитной политики.

 

Практическая  часть курсовой работы основана на разработке финансового плана деятельности предприятия.

 

 

1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО.

 

 

Государственный долг –  это сумма задолженности  по выпущенным и непогашенным государственным  займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие  государственного долга различными теоретиками дается различное. При  этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный  долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия  в различных нормативных правовых актах.

Рассмотрим  понятие государственного долга, которое  трактуется в статье 97 ФЗ. «Государственный долг Российской Федерации» [1]                                           

« К государственному долгу  Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов  Российской Федерации об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса »

Говоря более  понятным языком государственный долг РФ представляет собой займы и  долговые обязательства, как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг.

Структура государственного долга Российской Федерации приводится так же в статье 98 ФЗ «Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации»:  [1]                                                                      

1. Структура  государственного  долга Российской  Федерации представляет  собой  группировку долговых обязательств  Российской Федерации по установленным  настоящей статьей видам долговых  обязательств.

2. Долговые обязательства   Российской Федерации могут существовать  в виде обязательств по: кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации, как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным  ценным  бумагам, выпущенным от  имени  Российской Федерации;

3) бюджетным  кредитам, привлеченным  в федеральный  бюджет из других  бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным  гарантиям  Российской Федерации;

5) иным долговым  обязательствам, ранее отнесенным  в соответствии  с законодательством  Российской  Федерации на государственный   долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства   Российской Федерации могут быть  краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года  до пяти лет) и долгосрочными  (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем  государственного  внутреннего долга  Российской  Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного  долга  по кредитам, которые  получены  Российской Федерацией  и обязательства  по которым  выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем основного  долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных)  долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

5. В объем  государственного  внешнего долга  Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного  долга  по кредитам, которые  получены  Российской Федерацией  и обязательства  по которым  выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям   Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

Рассмотрим  виды государственного долга. Государственный  долг делиться на:

1.Внутренний  и Внешний

2.Основной и  Текущий

Внешний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами  которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может  привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в  мировой практике используются специальные  показатели – относительные параметры  внешнего долга. Они включают отношение  долговых платежей (по погашению и  обслуживанию долга) к экспорту товаров  и услуг. По классификации Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

отношение валового внешнего долга к экспорту товаров  и нефакторных услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги) (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров  и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная). [3]

По сути, наличие  внешнего долга предполагает, что  передачу части созданного продукта за пределы  страны. Рост внешнего долга  снижает  международный авторитет страны и подрывает доверие населения  к политике ее правительства.

Основными кредиторами  внешнего долга, как правило, являются:

другие государства;

международные финансовые организации (такие как  Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

Частные фонды  – нерезиденты.

Внутренний  государственный  долг - это составная  часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют  значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница  в причинах, способах образования  и особенностях функционирования этого  вида долга. Государственный долг и  вызвавшие его дефициты могут  быть тщательно продуманными и спланированными  факторами стабилизации экономики  и ее развития.

Внутренний  государственный  долг рассматривается, как «заем нации сам себе»  и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:

Погашение задолженности  производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким  образом, происходит переток доходов  к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

Для уменьшения долга государство может увеличивать  налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных  предпринимателей, т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами  внутреннего  долга, как правило, являются:

население;

корпорации;

банки;

другие финансовые и кредитные учреждения.

Основной государственный  долг, в свою очередь является общей  суммой задолженности государства, которая не была выплачена в назначенный срок и не может быть выплачена за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.

Текущий государственный  долг - это долговое обязательство, которое наступает в момент срока платежа долговой суммы. Государственный долг должен входить в рамки половины ВВП страны.  Долговая сумма свыше этой нормы может привести к кризисному состоянию страны. Заданием государственного долга является осуществление операционных работ по созданию долговых обязательств, соответственное погашение долговой суммы и процентам по ней.

 

2 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

 

Под управлением  государственным  долгом - понимается совокупность мероприятий государства  по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление  государственным  долгом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ.

Основными целями управления государственным долгом являются:

• сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;

Информация о работе Сущность и особенность государственного долга