Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

История развития науки финансового права.

Работа содержит 1 файл

В настояшее время труды по финансовому праву И.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Одним из уникальных явлений в истории  российской правовой науки стал Демидовский  юридический лицей, открывший немало талантливых имен отечественной  юриспруденции. В нем на высоком уровне было поставлено преподавание финансового права. Ряды преподавателей этой дисциплины украшают имена таких выдающихся личностей, как М. Н. Капустин, И.Т. Тарасов, А.А. Исаев, а также А.Р. Свирщевский, Э.Н. Берендтс. Уникальность и научная мощь этой блестящей плеяды ученых общепризнанна. Следует отметить вклад в развитие финансовой науки каждого из этих ученых.

     Начало  преподавания науки о финансах в  Демидовском юридическом лицее  связано с именем М. Н. Капустина. М. Н. Капустин науку о финансах не признавал самостоятельной наукой, включая ее в структуру политической экономии, а также не видел необходимости в выделении юридической науки о финансах (иными словами, науки финансового права) и относил последнюю к области государственного права. Основной и определяющей статьей государственных доходов ученый признавал налоги как «денежные средства, которые отдельные лица доставляют государству, по его требованию, для удовлетворения общих нужд страны», и государственные сборы – «суть те уплаты, которые производятся лицами, пользующимися тем или другим государственным учреждением в своих частных интересах, или же взносы в вознаграждение за расходы, которые государство обязано сделать ради этих лиц исключительно».

     Иван  Трофимович Тарасов. В Демидовском юридическом лицее И.Т. Тарасов проявил себя как блестящий лектор и педагог. Он не только читал лекции студентам, но и проводил публичные лекции по самым разным актуальным вопросам.  И.Т. Тарасов, работая в Демидовском юридическом лицее, много публиковался в лицейских печатных изданиях - во «Временнике» и в «Юридической библиографии». Больше всего И.Т. Тарасов печатался во «Временнике», и эти исследования, статьи, конспекты лекций, актовые речи составили целую серию научных работ.

     Наши  современники подчеркивают уникальность исследований И.Т. Тарасова по финансовому праву, отмечая, что в этих работах четко выделена как раз правовая составляющая финансовой науки. И.Т. Тарасов читал курс финансового права с 1878 по 1881 учебные годы. На базе лекций, прочитанных в Демидовском юридическом лицее, он издал «Очерк науки финансового права» (Ярославль 1883). В отличие от М.Н. Капустина Иван Трофимович обосновал самостоятельность и самодостаточность науки финансового права, при этом разграничивал положительное финансовое право и науку финансового права. В своем труде автор, прослеживая исторический путь исследуемой им науки, отмечает, что она только благодаря учению о правовом государстве возвысилась до значения самостоятельной науки, «в которой нашло выражение то основное начало, что как добывание средств в пользу государства так и расходование добытых средств на удовлетворение государственных потребностей должны быть правомерны и государственны». Кроме того, подчеркивает И.Т. Тарасов, само ведение хозяйства неизбежно создает юридический порядок соотношения между государством, с одной стороны и гражданами с другой. Анализ этого порядка и входит в науку финансового права как науку о правомерном государственном хозяйстве. Наука финансового права определяется И.Т. Тарасовым как наука о правовых нормах, определяющих сферу государственного хозяйства.

     Теория  финансов не отбрасывается правовой наукой, а находится с ней в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. В науке финансового права И.Т. Тарасовым усматривается в нераздельности правовой, политический и экономический элементы. Ученый также анализирует связь, соотношение науки финансового права с политическими, юридическими, общественными и техническими науками.

       Положительное финансовое право, по мнению ученого, есть совокупность положений определяющих государственно-хозяйственную сферу. К числу источников финансового права И.Т. Тарасов относит законы, административные распоряжения и обычаи, допускаемые законом. Но автор считает, что нельзя рассматривать в этом качестве судебные решения и научные положения, не смотря на их влияние на развитие положительного финансового права. И. Т. Тарасов полагал затруднительным, нереальным и даже нежелательным кодификацию положительного финансового права, ввиду чрезвычайной подвижности государственно-хозяйственной правовой сферы.

     Наука финансового права как теория представляет собой нечто постоянное, твердо устоявшееся, хотя и не лишенное элементов развития, необходимых каждой науке. Финансовое же право данного государства есть только отражение действительности, реального применения начал науки финансового права в данное время.

     В рассматриваемом очерке И.Т. Тарасов первым в дореволюционной финансово-правовой литературе выстроил структуру, систему курса на основе юридических, правовых конструкций. В системе науки финансового права И.Т. Тарасов выделял три основных раздела: введение, общая часть и особенная часть. Во введении содержаться вопросы понятийного аппарата науки, в частности, её связи с другими науками, методы исследования и система.

     В Общую часть курса науки финансового права И.Т. Тарасов включал три раздела: 1) организация финансового управления (границы и органы финансового управления:  законодательные, исполнительные, контрольные, судебные, органы самоуправления, соединства, корпорации, общества, товарищества); 2) законодательная и исполнительная власть (финансовые законы, исполнение финансовых законов); 3) обеспечение порядка и закономерности (кассоводство, счетоводство и отчетность, контроль и ревизия и ответственность).

       В авторском введенье была  представлена и Особенная часть курса науки финансового права. Ее составляли три основных разновидности (формы) государственного хозяйства: 1) Натуральное хозяйство (домены, натуральные повинности, монополии, регалии, пошлины); 2) Денежное хозяйство (прямые подати, косвенные налоги); 3) Кредитное хозяйство (финансовый кредит, государственные займы, бумажные деньги).

     Рассматривая  денежное государственное хозяйство, И.Т. Тарасов высказывался за установление всеобщего, прогрессивного подоходного  налога с освобождением от податного  обложения минимума, необходимого для  существования. В споре между сторонниками единого налога и сторонниками множественности налогов И. Т. Тарасов занимал особую позицию. В частности, он считал, что сама по себе теория единства налога совершенно правильна, но практика не находит единого податного объекта, в этой связи для современного состояния более целесообразна множественность налогов, приведенных в систему, в основании которой лежит не произвол, а политическое и общественное значение налогов.

     Кредитное государственное хозяйство И.Т. Тарасов отграничил от частных кредитов, выделив два вида государственных кредитов: финансовый кредит и собственно государственный кредит или государственный займ (внутренние и внешние, погашаемые и непогашаемые, процентные и беспроцентные и др.). К видам финансового кредита ученый причислял: 1) принудительные займы, которые объявляются государственным долгом; 2) бумажные деньги; 3) текущие долги.

     И.Т. Тарасов является первопроходцем в обосновании концепции финансового закона в российской науке финансового права. Ученый рассматривал финансовые законы как средство к ограждению прав казны и плательщиков налогов.

     В разделе своего «Очерка науки  финансового права» И.Т. Тарасов, по сути, определил добровольный и принудительный порядок исполнения налоговой обязанности, а также способы обеспечения исполнения этой обязанности. В отношении принудительного взыскания налогов и способов обеспечения уплаты налогов он отметил, что допустимыми являются только те меры, которые касаются имущества, а не лиц и их личных прав.

     И.Т. Тарасов разграничил два вида юридической ответственности. С одной стороны это ответственность органов финансового управления (дисциплинарная, административная, судебная и судебно-административная). По мнению ученого, она имеет репрессивное значение, ею восстанавливаются уже нарушенные права граждан или уже нарушенный порядок в управлении. С другой стороны ответственность частных лиц за нарушение прав и интересов казны (административная, гражданская и уголовная).

     Таким образом, Иван Трофимович внёс очень  весомый вклад в развитие науки финансового права. В настоящее время труды по финансовому праву И.Т. Тарасова переизданы и доступны для широкого круга читателей.

     Андрей  Алексеевич Исаев. По общепризнанному мнению, именно на ярославский период приходится расцвет научного творчества ученого. При этом современные специалисты по финансовому праву считают его одним из самых выдающихся ученых дореволюционного периода. Его научные статьи по теории и практике налогообложения были посвящены проблемам сравнительного анализа пропорциональных и прогрессивных налогов, процессам сложения и переложения податей, совершенствования в российскую налоговую систему подоходного налога. В период службы в Демидовском юридическом лицее им были опубликованы работы по финансовому праву, две из которых заслуживают особого внимания и составляют «Золотые страницы финансового права России». Речь идет о работах «Государственный кредит» (Ярославль, 1886) и «Очерки теории и политики налогов» (Ярославль, 1887). Первая работа – «Государственный кредит» – представляет собой систематизированные материалы лекций, которые А. А. Исаев читал в Демидовском лицее в течение 1884/1885 и 1885/1886 учебных годов.

     А. А. Исаев рассматривает государственный  кредит как один из способов покрытия расходов государства, когда «текущие расходы не покрываются обыкновенными доходами по несоответствию во времени, когда совершение первых опережает поступление вторых». Он определяет природу государственного кредита, сопоставляя его с «общественно-хозяйственным» кредитом, регулируемым нормами частного права, называет черты их сходства и различия.

     А. А. Исаев выделял три вида государственного кредита. Во-первых, это краткосрочный  кредит, имеющий свое покрытие в  обыкновенных доходах государственного, земского, городского казначейства. Во-вторых, это долгосрочный кредит, которым пользуется государство для покрытия чрезвычайных потребностей, он не имеет покрытия в текущих доходах. Этот кредит обнимает так называемые постоянные, утвержденные государственные долги. В-третьих, это бумажно-денежные долги.      

     А. А. Исаев считал порочной финансовую практику, согласно которой по шаблонному делению обыкновенные расходы государства  погашаются за счет налогов, а чрезвычайные – за счет займов.

     Особому анализу были подвергнуты основные направления влияния государственного кредита на общественное хозяйство в сферах производства, обмена, потребления и распределения.    

     Организация государственного кредита рассматривается А.А. Исаевым в зависимости от форм кредита. Автор выделяет две основные формы кредита: краткосрочный и долгосрочный, анализируя основания и порядок их возврата (погашения).

     Краткосрочный государственный кредит используется в виде долгов по управлению, связанных  с отдельными ведомствами, и долгов по финансовому управлению, связанных  с «кассовыми разрывами» или краткосрочными банковскими кредитами.

     В отношении долгосрочных государственных  кредитов А. А. Исаев дает развернутую  их классификацию. Они подразделяются на два вида: погашаемые и непогашаемые. В первом случае государство обязуется уплатить в течение определенного срока капитал, а во втором – государство, не обещая уплаты капитала и предоставляя своему усмотрению выбор времени погашения долга, обещает уплатить только проценты.

     А. А. Исаев анализирует основные источники  погашения государственного долга, такие как продажа государственного имущества (земель, лесов и т. д.) и налогообложение. Единственно правильным способом уплаты государственных долгов, по мнению ученого, является их погашение из бюджетных остатков, но «дабы погашение долгов при незначительности бюджетных остатков не было слишком медленно, правительство должно напрягать все силы для улучшения системы налогов, для увеличения государственных доходов, насколько это допускает состояние народного хозяйства».

     Остановился автор также и на исследовании алгоритма способов погашения бумажно-денежного долга. К таковым он отнес следующие: 1) уничтожение бумажных денег, ценность которых понизилась почти до нуля; 2) девальвация, т. е. понижение нарицательной ценности бумажных денег до полного уничтожения лажа; 3) извлечение из оборота и уничтожение известного количества бумажных денег посредством займов (внутренних и внешних); 4) совокупность экономических и финансовых мероприятий в связи с мерами, действующими прямо на бумажно-денежное обращение. При этом автор заявил, что он «с особой настойчивостью указывает на решительное преимущество» последней из указанных мер перед всеми другими.          

     Андрей  Алексеевич определяет налоги как «суть  обязательные денежные платежи частных  хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государств и единиц самообложения», тем самым, называя три основных квалифицирующих признака налогов, отграничивающих их от иных государственных доходов: обязательность, денежная форма и назначение для покрытия общих расходов государства.

     А.А. Исаеву принадлежит и «пальма  первенства» в наиболее полном определении  элементов налога, которые в настоящее  время легально закреплены в НК РФ в качестве элементов налоговой  обязанности, общих условий установления налогов (ст. 17).      

Информация о работе Финансовое право