Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы состоит из трех глав: первая глава посвящена теме: Финансовое правонарушение и финансово-правовой ответственности. Во второй главе мною были рассмотрены проблемы коррупционных правонарушений, в третьей главе рассмотрено государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Все эти немаловажные вопросы, касающиеся финансовых правонарушений, финансово-правовой ответственности, так же виды финансовых санкции, деятельность органов осуществляющих борьбу с экономической и коррупционной преступностью я рассмотрю ниже в основной части данной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….3
Основная часть
I. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность
1.1. Финансовое правонарушение……………………………………..………4
1.2. Финансово-правовая ответственность.………………………………….13
II. Коррупционные правонарушения
2.1.Понятие классификации коррупционных правонарушений…………...19
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере…………….23
2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности Казахстана……………………………………………………..........................28
III. Государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
3.1. Деятельность финансовой полиции..........................................................37
3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности...........................................................................44
3.3. Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.......................48
Заключение.......................................................................................................51
Список использованных источников..........................................................53

Работа содержит 1 файл

Диплом ф п.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Коррупция опасна тем, что  усугубляет положение бедных, искажает социальное и экономическое развития, разлагают систему государственных услуг населению и подрывают демократию.

Анализ данной проблемы показывает, что командно-распределительная  система неизбежно порождает коррупцию, ибо материальные и иные блага оказываются в руках бюрократии, которая прилагает все усилия для получения всякой пользы для себя. В руках бюрократии - “величайшая” возможность: выделить, разрешить, обеспечить или напротив, заволокитить под любым предлогом.

Коррупция – эта часть большого и опасного явления - криминализация общества и государства. Повышенная общественная опасность коррупции в том, что она подтачивает основы государственности; коррупция, достигая определенного уровня, становится угрозой национальной безопасности.21

Под теневой экономикой, следует понимать совокупность неучтенных нерегламентированных (отличающихся от зафиксированных в нормативных документах и правилах хозяйствования) и противоправных видов экономической деятельности. В своих современных формах она прямо порождена командно-административной системой и является. непосредственным продолжением ее характерных черт: жесткой централизацией планирования и карточного распределения, волевых методов принятия решений, ориентированных на количественные параметры.

Подпольная, неучтенная, деструктивная, не регламентируемая, криминальная, малая, фиктивная, дефектная, черная, нелегальная, вне- законная - таков далеко не исчерпывающий перечень ее эпитетов.22

Структурными элементами теневой экономики являются неформальная экономика, фиктивная экономика, не легализованная часть экономики, экономика.

Неформальная экономика  тесно связана с реализацией  личностных властных мотиваций в  административно-командных процедурах, принятии плановых и управленческих решений. Так, процесс разработки плана в дореформенной экономке представлял собой своеобразный “торг”, участниками которого выступали центральные экономические органы, отраслевые министерства, объединения и предприятия. Содержанием этого же процесса явилось формирование устраивающего все стороны плана и выбивание ресурсов. Подобный торг осуществлялся не на основе универсальных критериев (платежеспособность, бюджетные ограничения), а довольно часто исходил из личных связей и субъективных приоритетов.

Основой фиктивной экономики являются разнообразные приписки, нарушения отчетности, отклонение от установленных норм и стандартов, позволяющие получать преступные доходы. Эти явления носят массовый характер и чаще всего не связаны с организованной преступностью. Их постоянно порождают такие неотъемлемые черты административно-командной системы как диктат производителя, диспропорция спроса и предложения и ориентация хозяйственной деятельности показатель.

Наиболее тесно с экономической преступностью связана “черная” экономика - незаконная производственная деятельность, в которую иногда входят иные предприятия или отдельные звенья государственных предприятий. Ее база - хищение чужой собственности. Именно здесь мы имеем дело с организованной преступностью.23

Попытаемся оценить  отдельные виды теневой экономической деятельности, изложив вкратце методики, на основе которых такие оценки получаются. Начнем с определения объемов фиктивного валового общественного продукта и связанных с ним денежных доходов. Нерациональное использование ресурсов отражаемое в системе учета как воспроизводительные расходы и потери составила в 1998 году 26 миллионов рублей. Иначе говоря, только учтенные потери от бесхозяйственности оборачиваются фиктивным валовым общественным продуктом в указанном размере. За подобную “производственную” деятельность выплачивалась, однако, реальная заработная плата. Исходя из того, что доля фонда оплаты труда в валовом общественном продукте составляла около 18%, величину таких выплат можно оценить применительно к 1988 году в 5,2 млрд. рублей. Приписки к объемам выполненных работ на проверенных предприятиях составляют в среднем 1-2% от реальных объемов. Таким образом, при валовом общественном продукте, в превышающем 1500 млрд. рублей, приписки могут быть оценены в 15-ЗО млрд. рублей, выплаты заработной платы за фиктивную работу соответственно в 2,7-5,4 млрд. рублей.

И если к концу 1990 года в СССР было 100-150 тысяч подпольных миллионеров, то в 1998 году их число резко  увеличилось.24  
При коррумпированной экономике происходит срастание незаконного предпринимательства с частью государственного аппарата. Иностранные менеджеры в Казахстане были вынуждены понять, что протекционизм и личные симпатии в странах Содружества Независимых Государств необходимы для успешности их бизнеса. Непробиваемость местных чиновников вынудила их, в том числе и коррупционным правонарушениям.

Б. Х. Томубекова и В. И. Корзун считают, что коррумпированность управленческого корпуса в Казахстане астрономически растет. Так, 70% сотрудников по управлению имуществом и фондами коррумпированы, о чем косвенно свидетельствуют данные о том, что 50% заявок о приватизации умышленно задерживаются, понуждая претендовать участию в соревновании взяток, при этом реализация до 40% таких заявок во избежание незапланированной конкуренции явно форсируется. Все 100% существующих в Казахстане рынков (оптовых, вещевых, продуктовых) поделены между преступными группировками, а деятельность последних активно курируется высокопоставленными чиновниками, а то и работниками правоохранительные органов.25

По мнению С.Глинкиной, на содержание “своих людей” государственном  аппарате коммерческие структуры направляют до 50% прибыли.26

По исследованию английских консалтинговых компаний, Казахстан  занял по уголовной коррупции 7 место  в мире.27

В обращении Президента Н .А.Назарбаева к гражданам республики говорится, что коррупция все глубже проникает в различные сферы нашей жизни, искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к прямому и косвенному хищению государственного бюджета и государственной собственности. А значит, оказывает все более серьезное и негативное влияние на социальную сферу, которая так нуждается сегодня в средствах. Коррупция сильно ослабляет и производственный сектор, где многих предприятиях руководит нерадивый или вороватый менеджмент, который ухудшает инвестиционный климат и закрывает дорогу в страну добросовестным инвесторам.

Более того, она несет  и более глобальные угрозы, подрывая демократические устои общества, веру в закон, в справедливость. Она  подрывает и нравственные ценности, которые, еще не успев принять форму цивилизованных общечеловеческих, серьезно искажаются.28 Уголовная статистика свидетельствует о том, что кредитно-денежная сфера стала одной из наиболее криминогенных. Экономическая преступность здесь приобрела выраженный интеллектуальный характер преступника страшный. Совершаемые преступления отличает гибкая адаптация преступников к новым формам и методам экономической безопасности, становится остро актуальной и неотложной общественной задачей.

Сегодня требуются безотлагательные меры для устранения серьезной опасности, создающей угрозу становлению цивилизованных рыночных отношений в стране. Достаточно вспомнить 1991 год, когда чеченскими мафиози был изобретен новый способ обогащения. Они создавали подставные фирмы, которые по фальшивым авизо (платежным документам) получали не принадлежащие им деньги - массовые хищения по фальшивым авизо потрясли всю финансовую систему России.29

Нынешняя кредитно-денежная сфера страны переживает серьезные  структурные изменения в условиях перехода от административно-управляемой, высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частной и коллективной собственности в системе кредитных учреждений. Возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, инструменты и методы обслуживания клиентуры, модифицируется система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов. Идет поиск оптимальных форм конституционного устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. 1998 год отмечен ростом числа совершенных экономических правонарушений. В наибольшей степени он характерен для правонарушений в финансово-кредитной сфере. Так, в Алматы  за этот период выявлены преступления экономической направленности. Их доля в общей массе зарегистрированных в городе преступлений увеличилась с 8,8% до 12,2%. Алматы остается лидером среди городов по числу выявленных хищений в крупных размерах, фактов взяточничества, незаконных сделок с валютными ценностями. Число преступлений выявленных в банковской системе за 1998 год выросло на 42%, в области экспортно-импортных операций на 50%. В связи с увеличением числа коммерческих банков и финансовых структур, повышением их роли в экономической жизни все серьезней становятся задачи подразделений по борьбе с экономическими правонарушениями, по выявлению и пересечению преступных посягательств на финансовую и кредитную системы.

Общий ущерб от хищений  в финансово-кредитной системе превышает 90% от сумм установленного ущерба по всем уголовным делам о хищениях. Примером, подтверждающим тенденцию слияния обще уголовной и экономической преступности, является уголовное дело по отношению к руководителю Анвар – банка. В этот банк вкладывали деньги, добытые преступным путем. Банк совершал ряд экономических преступлений, используя преступные средства - Правонарушения в сфере неплатежеспособности, в том числе установленная в этой области ответственность, обладают своими специфическими признаками, которые позволяют утверждать о новом специальном, виде юридической ответственности, которая обладает специфическим характером. При неплатежеспособности используется ряд особых санкций. А как  показывает изучение следственно-судебной практики, основным методом криминальных сражений является экономическая сфера. Проведенное исследование позволяет утверждать, что многие важнейшие секторы экономика буквально поражены тяжкими и весьма изощренными видами правонарушений, причиняющими во все возрастающем масштабе материальный ущерб.

Представляют опасность  для общества многочисленные преступления и разноплановые нарушения законов  о собственности, налогах, банках, банковская деятельность, внешняя торговля. Появились  опасные и весьма сложные для выявления и расследования виды экономических преступлений - это особенно характерно для сферы оборота ценных бумаг, таможенной, банковской и внешнеэкономической деятельности, приватизации государственной собственности.

Объектом преступных махинаций постоянно является государственная собственность. Продолжавшийся несколько лет. слабо контролируемый процесс приватизации привел к фактической передаче государственной и общественной собственности в частные руки, в основном за бесценок, либо по явно заниженной стоимости, что создало благоприятные условия для внедрения в экономику откровенно криминальных элементов.

Наиболее высока степень  пораженности ряда отраслей республиканской экономики коррупцией и организованными хищениями в особо крупных размерах (системы Агропрома, легкой и местной промышленности, транспорта и т.д.).30

Перекачивание валюты за границу и оседание в зарубежных банках, искусственно раздутый курс инвалюты по отношению к тенге, неравноценные  бартерные сделка наносят серьезный  экономический ущерб нашей стране и являются либо результатом деятельности уже сформировавшихся устойчивых преступных группировок (возможно, сообществ), либо внедрением их во внешнеэкономические структуры государства.31

На практике осуществляется поиск граждан, которые могут  быть использованы при проведении акций экономического шпионажа, поставках некачественного морально устаревшего оборудования, стимулировании вывоза стратегических видов сырья для препятствования выходу предприятий страны на мировой рынок, в попытках разместить на нашей территории экологически опасные производства и отходы для подкупа чиновничьего аппарата на каналах внешне-экономических связей и др. Следовательно, одним из важнейших факторов политического и экономического характера, напрямую затрагивающих интересы государства и общества, создающих реальную угрозу их безопасности, является коррупция.

 

 

 

2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности            Казахстана

 

Важнейшим компонентом обеспечения экономической безопасности Казахстана является, прежде всего финансовая безопасность Казахстана - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Это способность государственных органов страны обеспечивает устойчивость экономического развития  основных финансово- экономических параметров; устраняет воздействие мировых финансовых кризисов на экономику страны и социально-политическую систему; предотвращает крупномасштабную утечку капиталов за границу, т.е. «бегство капитала» из реального сектора экономики; предотвращает преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию — «отмывание» доходов, полученных преступным путем). Главным финансовым документом страны, который утверждается органами представительной власти, является бюджет. Председателя и двух членов счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета согласно п. 7 ст. 44 Конституции Республики Казахстан назначает Президент страны сроком на пять лет.

Когда речь идет о безопасности, то узловым пунктом становится угроза безопасности. Угрозу финансовой безопасности Казахстана можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя угроза порождается в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. С другой стороны, особую роль играет угроза внешняя. Среди основных причин возникновения внешней угрозы финансовой безопасности Казахстана, по нашему мнению, следует выделить следующие: стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией); высокая степень концентрации финансовых ресурсов, как на макроэкономическом, так и на глобальном уровне.

Информация о работе Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность