Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы состоит из трех глав: первая глава посвящена теме: Финансовое правонарушение и финансово-правовой ответственности. Во второй главе мною были рассмотрены проблемы коррупционных правонарушений, в третьей главе рассмотрено государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Все эти немаловажные вопросы, касающиеся финансовых правонарушений, финансово-правовой ответственности, так же виды финансовых санкции, деятельность органов осуществляющих борьбу с экономической и коррупционной преступностью я рассмотрю ниже в основной части данной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….3
Основная часть
I. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность
1.1. Финансовое правонарушение……………………………………..………4
1.2. Финансово-правовая ответственность.………………………………….13
II. Коррупционные правонарушения
2.1.Понятие классификации коррупционных правонарушений…………...19
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере…………….23
2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности Казахстана……………………………………………………..........................28
III. Государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
3.1. Деятельность финансовой полиции..........................................................37
3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности...........................................................................44
3.3. Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.......................48
Заключение.......................................................................................................51
Список использованных источников..........................................................53

Работа содержит 1 файл

Диплом ф п.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

В таких условиях проблему финансовой безопасности Казахстана трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особенно актуальна разработка государственной стратегии финансовой безопасности. Государственная стратегия финансовой безопасности Казахстана должна включать, как минимум: определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы; Казахстана, отвечающих требованиям финансовой безопасности; разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности Казахстана и их носителей характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз); установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему; разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз; определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности Казахстана. Проанализируем основные вопросы формирования организационных структур государственно-финансового контроля (ГФК), обеспечивающих финансовую безопасность Казахстана.

Следует отметить, что вопросы организации эффективной системы органов финансовой безопасности мы рассматриваем в контексте организационного обеспечения формирования системы ГФК в целом. Анализируя вопросы наделения, каких - либо органов ГФК конкретными функциями контроля за обеспечением финансовой безопасности страны, необходимо учитывать их реальные возможности. Например, исходя из важности затронутой проблемы, по нашему мнению, возникает необходимость исследования и обоснования целесообразности дополнения системы направлений деятельности Счетного комитета Казахстана по контролю за обеспечением финансовой безопасности Республики Казахстан в ходе бюджетного процесса.32

С правовой точки зрения ст. 6, 7 и 8 закона о национальной безопасности указывают на систему обеспечения национальной безопасности страны, куда подпадает и финансовая безопасность. Так, законодатель говорит, что данную систему образуют взаимодействующие между собой силы ее обеспечения, государственные органы и организации, несущие в пределах своей компетенции всю полноту ответственности за обеспечение безопасности, В данном случае юридическая дефиниция «силы обеспечения подразумевает собой совокупность правоохранительных органов страны, что подтверждается нормами ст. 8 указанного правового акта. Значит, Счетный комитет не попадает в число этих органов, ибо не является силовой структурой. Впрочем, не говоря уж о том, что комитет не имеет необходимого для контроля полномочия.

В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где кроме всего прочего должны быть определены понятия внутренней и внешней угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности страны. Иными словами, следует определить критерии, позволяющие судить о соблюдении теми или иными государственными органами, а также негосударственными хозяйствующими субъектами требований финансовой безопасности. Счетный комитет Казахстана мог бы давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады президенту и парламенту страны. В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т. д.), исходя из этих требований обеспечения финансовой безопасности Казахстана. При этом Счетный комитет будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности (а также для контроля за соблюдением финансовых интересов Казахстана). Так же должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности страны.

Стратегической задачей  кардинальных преобразований всех сфер общественной жизни в нашей стране в начале девяностых годов прошлого века стало создание рыночной экономики как фундамента развития демократического общества в целом. Решение поставленной задачи потребовало последовательного решения разнообразных проблем в различных сферах. Вместе с тем, опыт современных зарубежных стран по построению рыночных основ доказали необходимость начала преобразований с финансовой сферы, в первую очередь с банковской системы, как важнейшей составляющей рыночной экономики.

Новые рыночные отношения  требовали от государства отказа от монополии во многих отраслях, том числе и от монополии на финансовом рынке. Возникла необходимость в создании правовой базы, позволяющей приступить к формированию финансовой системы, функционирующей на принципиально иных основах.

Успешно функционирующая  финансовая система, конкурирующая с зарубежными финансовыми организациями на внутреннем и внешнем рынках, должна была стать тем локомотивом, который обеспечить стремительное движение вперед, бурное развитие всех отраслей экономики нашей страны. Вместе с тем, начало реформ в Казахстане, после приобретения республикой независимости, связанное с переходом от плановой экономики к рыночной, неизбежно требовало развития предпринимательской инициативы. Для чего понадобилось представление определенной степени экономической свободы хозяйствующим субъектам, для реализации коммерческих интересов и проектов. Используемые в прежней системе административные методы управления экономической сферой отношений оказались в условиях рынка неэффективными, поэтому ведущее место в управлении делами общества заняли экономические методы регулирования.

В современной экономической  и юридической литературе нередко  встречается точка зрения, согласно которой государственное регулирование  экономики, особенно финансовых отношений, его вмешательство в названные отношения в ходе проводимой в стране экономической реформы, теряет свое значение, и это становится тормозом на пути реформирования рыночно ориентированной экономики.

Этот вывод представляется ошибочным. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что саморегулирующаяся рыночная система требует и государственного организующего воздействия, что позволяет государству обеспечивать решение социальных задач, требующих пристального внимания с его стороны, и создания системы гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Следует согласится с  теми учеными, которые полагают, что  роль государственного регулирования  существенно возрастает в переходные и кризисные периоды общественного  развития. Это объясняется тем, что  в такое время идут бурные процессы перестройки существующих моделей общественных отношений, процессы поиска и создания их новых форм. Не являются исключением и экономические преобразования.

При этом, одним из основных задач, обеспечивающих эффективное  управления экономикой условиях перехода к рынку, является отвечающая требованиям времени система государственного регулирования финансового рынка. Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечиваются с помощью финансового рынка, представляющего собой особую форму организации движения денежных средств функционирующего как в виде рынка ценных бумаг, рынка ссудных капиталов, так и страхового рынка.

Вышеизложенным была обусловлена необходимость и  особая значимость деятельности государства по созданию не только финансовой системы, строящейся в соответствии с законами рынка, но осуществления повседневного регулирования, контроля за ее деятельностью.

Началом становления  в Казахстане государственного регулирования финансового рынка ‘можно считать принятие в стране законодательства, регулирующего банковскую деятельность.

Принятые в начале девяностых годов (в 1990 и 1993 годах) прошлого века законы о банках банковской деятельности не только определяли порядок и условия создания и деятельности коммерческих банков, но и определяли полномочия государства в лице Национального Банка как уполномоченного органа по урегулированию  банковской деятельности. Государственное регулирование банковской деятельности заключалось в даче разрешения создания банка, выдаче лицензий на банковскую деятельность, установлении определённых требований нормативов. Принятый в 1995 году и действующий в настоящее время Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» предусмотрел расширение полномочий уполномоченного органа по государственному регулированию банковской деятельности с учетом опыта развитых стран.

Государственное регулирование  такой отрасли финансового рынка  как страховая деятельность началось с создания в 1994 году департамента страхования Министерства финансов Республики Казахстан в соответствии е постановлением Правительства Республики Казахстан от 22.04.94г. №447.  
Данным актом Правительства было предусмотрено, что департамент страхования Министерства финансов Республики Казахстан является государственным органом исполнительной власти,  осуществляющим регулирование страховой деятельности, контроль за соблюдением законодательства о страховании и обеспечивающим защиту законных прав и интересов страхователей, страховщиков, третьих лиц и государства.  
В целях государственного регулирования отношений в области функционирования и развития рынка ценных бумаг, формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей эффективность проведения операций с ценными бумагами, обеспечение гарантий для инвесторов, координирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполнения контрольных функций в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 20 марта 1994 г. №1613 «О мерах по формированию рынка ценных бумаг» была создана Национальная комиссия по ценным бумагам Республики Казахстан».

В соответствии с указанным  постановлением, Агентство являлось уполномоченным государственным органом  по регулированию и контролю за деятельностью накопительных пенсионных фондов, и осуществляло функции по лицензированию деятельности накопительных пенсионных фондов, устанавливало требования по созданию и деятельности накопительных  пенсионных фондов.

Вместе с тем, дальнейшее развитие финансового рынка Казахстана, необходимость совершенствования государственного регулирования данного рынка е учетом международного опыта, требовали реформирования системы государственного регулирования финансового рынка в стране.

В соответствии с международной  практикой надзора за финансовыми организациями при наличии тенденций, свидетельствующих о консолидации финансовых услуг и повышении уровня аффиллированости финансовых организаций. необходимым условием обеспечения эффективности надзора является внедрение единого государственного регулирования и надзора финансового рынка.

Начиная с 2001 года в Казахстане, самой первой из стран СНГ начала формироваться новая система государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающая объединение всех надзорных и регулятивных функций в рамках одного специализированного органа. Работа проводилась сразу в двух направлениях: во-первых, осуществлялась разработка необходимой законодательной базы, во-вторых, проводились институциональные преобразования, предусматривающие концентрацию всех регулятивных и надзорных функций в Национальном Банке для последующего выделения всех надзорных подразделений в отдельный орган. В частности, Указом Президента РК от 30 июня 1998 года № 3986 «0 дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления» департамент страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан был упразднен с передачей его функций, полномочий Национальному Банку Республики Казахстан.

Указом Президента РК от 11 июля 2001 года № 654 « О мерах по организации единой системы государственного регулирования финансового рынка» Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам была упразднена с передачей ее функций и полномочий Национальному Банку Республики Казахстан.

Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2002 года №872 «Вопросы организации единой системы государственного регулирования финансового рынка Республики Казахстан» была проведена реорганизация Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан путём передачи функций и полномочий по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Национальному Банку Республики Казахстан.

После передачи всех функций  и полномочий по государственному регулированию  и надзору финансового рынка  Национальному Банку и в целях дальнейшего повышения эффективности системы государственного регулирования финансового рынка Республики Казахстан и надзора за складывающимися на нем отношениями Указом Президента Республики Казахстан от 15 августа 2002 года № 924 «0 внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 11 августа 1999 года №188». Департаменты регулирования рынка ценных бумаг, банковского и страхового надзора, регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов Национального Банка были упразднены, на их основе создан департамент финансового надзора. в функции которого были включены вопросы государственного регулирования финансового рынка и финансовых организаций, который был прообразом созданного в последствии государственного органа, осуществляющего единое регулирование финансового рынка.

Параллельно с объединением функций по государственному регулированию  финансового рынка в Национальном Банке также проводилась работа по подготовке правовой базы по созданию государственного органа, осуществляющего единое регулирование финансового рынка.

В частности, были подготовлены проекты Закона «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», который был принят 4 июля 2003 года, и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации единой системы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций», который был принят 10 июля 2003 года. В соответствии с данными законами на законодательном уровне предусматривались правовые основы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, четко определялись функции и полномочия уполномоченного органа по регулированию всех отраслей финансового рынка. Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» было предусмотрено создание единого уполномоченного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан, осуществляющего регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций в Республике Казахстан.

Информация о работе Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность