Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы состоит из трех глав: первая глава посвящена теме: Финансовое правонарушение и финансово-правовой ответственности. Во второй главе мною были рассмотрены проблемы коррупционных правонарушений, в третьей главе рассмотрено государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
Все эти немаловажные вопросы, касающиеся финансовых правонарушений, финансово-правовой ответственности, так же виды финансовых санкции, деятельность органов осуществляющих борьбу с экономической и коррупционной преступностью я рассмотрю ниже в основной части данной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….3
Основная часть
I. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность
1.1. Финансовое правонарушение……………………………………..………4
1.2. Финансово-правовая ответственность.………………………………….13
II. Коррупционные правонарушения
2.1.Понятие классификации коррупционных правонарушений…………...19
2.2. Общественная опасность коррупции в финансовой сфере…………….23
2.3. Государственно-правовое обеспечение финансовой безопасности Казахстана……………………………………………………..........................28
III. Государственные меры по борьбе с экономической и коррупционной преступностью
3.1. Деятельность финансовой полиции..........................................................37
3.2. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании экономической преступности...........................................................................44
3.3. Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики.......................48
Заключение.......................................................................................................51
Список использованных источников..........................................................53

Работа содержит 1 файл

Диплом ф п.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

В целях реализации Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» 01 января 2004 года Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1270 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» был создан путем выделения из структуры Национального Банка Республики Казахстан самостоятельный государственный орган — Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Вышеназванным Указом утверждено Положение об Агентстве и его  структура. Агентство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции по Государственному регулированию и надзору за рынком ценных бумаг, а также за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. В рамках государственного регулирования и надзора финансового рынка,  основными целями деятельности Агентства являются обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом, обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций осуществляется с учетом интересов государственной политики в этой сфере, современного развития экономики страны и условий международного сотрудничества. В своей деятельности Агентство использует опыт, накопленный в республике по оптимальному регулированию сегментов финансового рынка и надзора за отдельными видами финансовых организаций, в максимальной степени учитывая интересы государства, инвесторов и профессиональных участников финансового рынка и существующие общеэкономические проблемы.

Например, одним из важнейших  направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в Республике Казахстан. Действительно, вряд ли у кого возникнут сомнения, что для обеспечения финансовой безопасности особую роль играет грамотное регулирование межбюджетных отношений в стране. Так же здесь как минимум должны быть разработаны и внедрены механизмы регулирования межбюджетных отношений, предотвращающих предоставление необоснованных привилегий для расходных полномочий органов власти и управления всех уровней и обеспечивающих реальные механизмы их ответственности за выполнение своих финансовых обязательств; исключающих необоснованное предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности; исключающих несоответствие разграничения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы и закреплению доходных источников и налоговых полномочий за ними; включающих усиление контрольных функций государственных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи регионам; обеспечивающих «прозрачность» межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций для общественного контроля; определяющих четкие и обоснованные критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, критерии бюджетной эффективности (при этом эффективность может определяться соотношением доходов и расходов, соотношением бюджетных вложений и их результата и др.). Добавим, что основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно быть полное доверие между правительством и финансовыми органами, взаимоотношения которых должны  строиться на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).

Следует отметить, что  вопросы содержания предлагаемого  нами нового направления деятельности Счетного комитета Казахстана, его  организационно методического обеспечения, а также внесения поправок в соответствующие  правовые акты требуют уже отдельного основательного анализа, для разработки вопросов финансовой безопасности государства и проведения соответствующих контрольных мероприятий потребуется особо высокая квалификация. Ведь контролеры, например, будут:

— осуществлять оценку обоснованности финансируемых государством программ и проектов;

— проводить анализ заключенных  договоров по предоставлению бюджетных  инвестиций с точки зрения обеспечения  государственных интересов;

— осуществлять оценку законности и обоснованности, принимаемых государственными органами решений в рамках финансово- экономической политики (например, оценивать ценовую и налоговую политику, политику в отношении валютного курса тенге, решения по проведению денежной эмиссии, изменению учетной ставки или нормативов обязательных резервов коммерческих банков, пополнению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования, индексации заработной платы и пенсий, выпуску государственных ценных бумаг, приватизации государственных предприятий, определенные приоритеты в формировании структуры экономики и т. д.);— осуществлять проверку качества представляемой для принятия решёний информации;33

 — давать оценку  обоснованности размеров государственного  долга, бюджетного дефицита, дефицита  платежного баланса и т.д. В  заключение отметим, что в статье поставлены лишь некоторые важные вопросы финансовой безопасности Казахстана, Сама жизнь диктует необходимость усиления  полномочий Счетного комитета, Это подтвердили и результаты рассмотрения исполнения республиканского бюджета за 2001 г. в коридорах законодательной власти.

 

 

 

 

 

 

 

III. Государственные меры по борьбе с экономической преступностью

3.1. Деятельность финансовой полиции

Финансовая полиция  создана для выявления и пресечения экономических и коррупционных  преступлений, обеспечения экономической безопасности государства, защиты предпринимательства и реализацию задач, Главой государства в Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 годов Указе о мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц” от 14 апреля 2005 года. Принята Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, разработанная агентством и утвержденная Указом Президента РК № 1686 от 23 декабря 2005 года. Указом Президента РК от 25 февраля 2005 года вся служба финансовой полиции переведена в прямое подчинение Главы государства. Благодаря его настойчивой политике по усилению борьбы с коррупцией, население стало больше доверять органам финансовой полиции, чаще обращаться по фактам взяточничества и злоупотребления чиновников.

Другим указом от 14 апреля 2005 года «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных  органов и должностных лиц» финансовой полиции совместно с Генеральной  прокуратурой РК было поручено провести ревизию действующих подзаконных нормативных актов. Необходимо было внести в них нормы, исключающие условия для коррупционных правонарушений и преступлений. На данный момент финполиция Алматы выявила и изменила 43 таких норматива. Создана служба оперативного реагирования на обращения от граждан и юридических лиц о фактах проявления коррупции со стороны должностных лиц государственных органов и установлены телефоны доверия.

Реализуя эти документы, финполиция за год выявила 10230 преступлений, в том числе тяжких. Раскрыто 7792 преступления, по которым причиненный ущерб составил 83,5 млрд тенге, из них 31 млрд тенге возмещен в ходе предварительного следствия, по оставшейся сумме ущерба приняты меры к обеспечению возмещения. Из оконченных производством 6477 уголовных дел в суд направлено 5825.

ДБЭКП по Западно-Казахстанской  области в марте 2005 года возбуждено уголовное дело в отношении заведующей Теректинским  районным   финансовым отделом С. Жумалиевой, главного бухгалтера  Теректинского районного отдела образования 3. Кенжегереевой, заместителя га. бутгалтера-кассира М. Куттубаевой и главного экономиста Л. Белинской, которые, вступив в предварительный сговор, совершили хищение бюджетных средств, причинив ущерб государству на сумму 109,4 млн тенге. Ущерб возмещен в сумме 161,4 млн тенге, налажен арест на сумму 10,6 млн тенге. Суд преговорил Жумалиеву к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества, Кенжегерееву - к 7 годам лишения свободы с конфискацией имущества, Куттубаееу и Белинскую - к 5 годам  лишения свободы с конфискацией имущества.

 По Северо-Казахстанской  области в феврале 2005 года возбуждено  уголовное дело в отношении  председателя специализированного  межрайонного экономического суда  С. Кенжебаева и судьи специализированного межрайонного экономического суда. С. Ибрагимовой, которые вымогали взятку в сумме 450 тыс. тенге у главы крестьянского хозяйства “Камалиев” Б. Камалиева за вынесение положительного решения суда в его пользу. При получении взятки С. Кенжебаев был задержан с поличным. Приговором суда он осуждён к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Ибрагимова осуждена к 3 годам лишения свободы с конфискацией имущества. В этой же области возбуждено уголовное дело в отношении главного специалиста Айыртауского районного комитета по управлению земельными ресурсами Б. Стуанова, который, злоупотребляя служебными полномочиями, оформил на имя О, Домахиной документы с использованием заведомо ложных сведений о предоставлении ей права на земельную долю площадью 943 га пашни. В результате этого государству был причинен ущерб на сумму 58 млн тенге, Судом Стуанов приговорен к 1 году лишения свободы условно.34

В поле зрения агентства  все сферы экономики страны. Примером тому уголовное дело в отношении председателя Правления АО “Наурыз банк Казахстан” О. Ержанова по факту создания организованной преступной группы из числа подчинённых и родственников. Этой группой совершены хищения денежных средств, размещенные на расчетных счетах, депозитах и вкладах. Руководители банка выдали аффилированным предприятиям безвозвратные и необеспеченные залогами кредиты на сумму  порядка 7млрд тенге. По истечении сроков возврата вышеуказанных - кредитов  руководство банка, оказывая давление на подчиненных менеджеров, оформило на заемщиков лжепредприятия, которым и были выданы кредиты на погашение ссудной задолженности, числящейся за аффилированными предприятиями. Таким образом руководство АО “НБК” совершило хищение денежных средств клиентов, в том числе государственных предприятий, в размере около 4,2 млрд тенге. В настоящее время бывший заместитель председателя правления АО НБК” Н. Дюсубалиев арестован. Проводится расследование.

А приговором суда Павлодарской области осуждены к З годам  лишения свободы с конфискацией имущества С. Старчук и к 1 году лишения свободы условно - Г. Бабич, которые зарегистрировали ряд “обвальных” фирм и способствовали уклонению от уплаты налогов различным предприятиям на сумму более чем в 523 млн тенге. В ходе следствия обеспечено возмещение 200 млн тенге.

Следственным департаментом  агентства завершено производства по уголовному делу М. Жамиеве и С. Аленова по факту изготовления, хранения с целью сбыта, а также сбыта  поддельных банкнот Национального  банка РК. В одно производство финполицией были объединены 168 уголовных дел из 14 регионов республики. Из них следственным путем было раскрыто 155 дел. Расследование проходилось на территории Жамбылской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей и г. Алматы. По делу проведено 183 экспертизы, допрошены в качестве свидетелей 1285 граждан, признаны потерпевшими и гражданскими истцами 155 юридических и физических лиц, 28 октября 2006 года уголовное дело передано в прокуратуру для направления в суд.

ДБЭКП по Павлодарской области возбужденно уголовное дело в отношении М. Тихоновой, А.Беленкова С.Батуева которые без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность зарегистрировали ТОО “А.М.Т.ПВ”, ТОО “Глория ПВ”, 700 Маяк ПВ”, ТОО “Политехникс-Лукашева” ИП Тихонова, ИП Батуева, ИП Касьян, ИП Беленкова, ИП Алиева. Уклоняясь от уплаты налогов, они нанесли урон государству на сумму 167,3 млн тенге. В ходе предварительного следствия возмещено 150 млн тенге. 14 апреля 2005 года уголовное дело в порядке ст. 280 УПК РК направлено в суд21 июне 2005 года приговором Павлодарского городского суда Тихонова и Беленкова осуждены к 1 году лишения свободы, а Батуева – к полутра годам лишения свободы условно.

ДБЭКП по Костанайcкой  области возбуждено уголовное дело в отношении О. Волавина, который в 2000 - 2004 гг., являясь президентом ОАО “Фарватер”, путем непредставления деклараций по налогам на добавленную стоимость, неоднократно уклонялся от уплаты налогов в бюджет, в результате чего причинил ущерб на общую сумму 306,2 мл. тенге. В ходе следствия возмещено 252 млн. тенге. Судом Волавин приговорен к двум годам лишения свободы условно, с испытательным сроком.35

 По отдельным эпизодам  преступлений, зарегистрированным  в столице, выступил начальник  ДБЭКП г. Астаны Орынбай Абдиев. В Частности, он рассказал журналистам об организованной преступной группе, в которую входили должностные лица государственных органов. Они незаконно отнимали жилье у столичных граждан. “В основном, - следует из рассказа, - в числе обманутых были старики и одинокие женщины, имевшие квартиры. Через своих знакомых члены группы определяли таких людей, входили к ним в доверие, организовывали застолья, спаивали хозяев квартир и обманным путем переоформляли документы направо владения жильем. Сейчас устанавливаются фигуранты “таких сделок”, причастность к ним отдельных работников судов, прокуратуры, нотариальных контор Министерства юстиции”. По словам О. Абдиева, руководил этой преступной группой один из бывших сотрудников правоохранительных органов, помощником у него был человек, имеющий два высших образования, из которых одно - юридическое. Супруга последнего на основании лжедиплома занималась нотариальной деятельностью. Упомянутая преступная группа все инструменты давления применяла к своим жертвам. В составе группы были и боевики - настоящие бандиты, которые при несогласии “клиентов” под угрозой физической расправы заставляли подписывать те или иные документы. Сейчас устанавливается полный список членов банды и причастных к ее деяниям людей, наложен арест на 38 квартир в левобережной Астане.

Заметно активизировалась деятельность Департамента по борьбе с экономической и коррупционной  преступностью (финансовая полиция) по городу Алматы. В последние 5 месяцев  текущего года его сотрудниками возбуждено 46 дел и окончено 42 дела о коррупционных преступлениях, сообщили Казинформу в финансовой полиции Алматы.

Агентством по борьбе с экономической и коррупционной  преступностью обнародовало много  фактов, которые уже рассмотрены  судами с вынесением приговоров. Руководитель ведомства и его заместители, а также руководители подразделений проиллюстрировали большой объем работы, ответили на интересующие журналистов вопросы. Корреспондент “ЮГ” поинтересовался у Сарыбая Калмурзаева, не оказывают ли на агентство давление органы прокуратуры, которые несколько раз отменяли решение о возбуждении уголовного дела по факту подложной, сфальсифицированной перерегистрации ТОО “Стройдом”, 75 процентов акций которого принадлежат гражданину Республики Кипр? Сарыбай Султанович ответил: “Мы подотчетны Главе государства, и все знают, что при подобном раскладе я прямо доложу Нурсултану Абишевичу о таких фактах. Поэтому никакого давления не должно быть”. А начальник департамента по раскрытию коррупционных преступлений генерал-майор Рамазан Тлеухан сообщил, что по упомянутому факту уже возбуждено уголовное дело, которое находится на изучении в Генеральной прокуратуре РК. В зависимости от вопросов, которые ставятся перед экспертом-экономистом, в его распоряжение должны быть представлены соответствующие бухгалтерские документы протоколы осмотра документов, не приобщенные к уголовному делу. Если до экспертизы производилась ревизия либо аудиторская проверка, то эксперту следует представить соответствующие акты указанных проверок.

Информация о работе Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность