Состав финансового правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:16, доклад

Описание работы

Для привлечения лица к финансово-правовой ответственности необходимо, чтобы имел место состав финансового правонарушения. Состав финансового правонарушения — это установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением. К элементам состава правонарушения относятся: 1) объект правонарушения; б) субъект правонарушения; в) объективная сторона правонарушения; г) субъективная сторона правонарушения.

Работа содержит 1 файл

Состав финансового правонарушения.docx

— 16.98 Кб (Скачать)

Состав финансового правонарушения.

 

Для привлечения лица к  финансово-правовой ответственности  необходимо, чтобы имел место состав финансового правонарушения. Состав финансового правонарушения — это установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением. К элементам состава правонарушения относятся: 1) объект правонарушения; б) субъект правонарушения; в) объективная сторона правонарушения; г) субъективная сторона правонарушения.

Объект финансового правонарушения — это те отношения, на которые направлено противоправное и общественно вредное поведение субъекта правонарушения.

Справедливо говорить об общем, видовом и непосредственном объекте  финансового правонарушения.

Общий объект финансового правонарушения — установленный государством и муниципальными образованиями порядок образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств, охраняемый мерами финансово-правовой ответственности. Такой вывод следует из того, что финансовое правонарушение является нарушением нормы финансового права, регулирующей отношения по поводу образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.

В рамках общего объекта финансового  правонарушения может быть выделен видовой объект правонарушения. В качестве видового объекта финансового правонарушения выступает относительно обособленная группа правил в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, за нарушение которых предусмотрена относительно специфическая система мер финансово-правовой ответственности. Соответственно, можно различать такие видовые объекты, как правила исчисления и уплаты налогов и сборов, правила использования и возврата бюджетных кредитов, правила ведения кассовых операций, правила уплаты таможенных платежей.

Непосредственным  объектом финансового правоотношения являются те конкретные отношения, правила, которые охраняются нормами финансового права и обеспечиваются финансовой ответственностью. К ним относятся: правила постановки на учет в налоговом органе (ст. 116, 117 НК РФ); правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ); правила представления и составления налоговой декларации (ст. 119, 121 НК РФ); правила исчисления налога, удержания и перечисление налогов налоговым агентом (ст. 122, 123 НК РФ); требование целевого использования бюджетных средств; требование своевременного возврата средств федерального бюджета и т.д.

Субъектами финансового правонарушения являются индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся физические лица, выступающие в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов, а также физические лица, обязанные соблюдать условия работы с денежной наличностью.

К коллективным субъектам  относятся организации, выступающие  в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, а также  получателей бюджетных средств  на возвратной и безвозвратной основах  и призванные соблюдать условия  работы с денежной наличностью и  порядок ведения кассовых операций.

Такой вывод следует из ст. 107 НК РФ, устанавливающей, что «ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица».

Бюджетный кодекс РФ также  признает организации в качестве субъектов финансовых правонарушений. Так, из смысла ст. 290, 291 БК РФ следует, что  за несвоевременный возврат бюджетных  средств, полученных на возвратной основе, несут финансово-правовую ответственность  в виде пени организации — получатели этих средств.

Физические лица могут  быть привлечены к ответственности  за нарушения финансового законодательства с 16-летнего возраста. Кроме возраста на возможность отнесения физического  лица к субъектам финансовой ответственности  влияют еще два обстоятельства. Во-первых, привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т. е. понимать значение своих действий и руково­дить ими. Во-вторых, на момент совершения финансового правонарушения физическое лицо должно обладать гражданской неспособностью, необходимой для исполнения денежных обязательств. Последнее обстоятельство имеет важное значение при привлечении к налоговой ответственности, поскольку виновное лицо должно иметь реальную возможность уплачивать за счет собственных денежных средств.

Недееспособность влечет отсутствие вины в действиях правонарушителя  и, следовательно, отсутствие субъективной стороны финансового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушения финансового законодательства невозможно.

Объективная сторона финансового правонарушения заключается в действиях или бездействии, запрещенных финансовым правом. Часть правонарушений, за которые предусмотрена финансовая ответственность, совершается в форме бездействия. Например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ); неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) и т.д. Многие финансовые правонарушения совершаются в форме действий: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) и др.

 В большинстве случаев  финансовое правонарушение, совершенное  как в форме действий, так и  в форме бездействия, причиняет  материальный ущерб государству  или муниципальному образованию.  Например, неуплата или неполная  уплата сумм налога, невыполнение  налоговым агентом обязанностей  по удержанию и (или) перечислению  налогов, а также все существующие  сегодня бюджетные правонарушения, являющиеся основанием финансово-правовой  ответственности, приводят к недополучению доходов тем или иным бюджетом или государственным внебюджетным фондом. Вместе с тем существуют финансовые правонарушения, которые причиняют вред тем, что вносят дезорганизацию в существующий порядок формирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств. Например, это нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ); уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (ч. 1 ст. 129 НК РФ) и др.

Признаки противоправности деяний подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательными признаками объективной стороны финансовых правонарушений следует считать: само противоправное деяние и его результат, наличие причинной связи между деянием и результатом (последствиями). Нарушитель финансового законодательства подлежит от­ветственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным им противоправным деянием. Относительно финансовых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от финансово-правовой ответственности. Например, согласно ч. 2 ст. 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке образует состав налогового правонарушения, если эти действия будут иметь результат, а именно: повлекут за собой неуплату налогов.

Факультативными признаками объективной стороны финансовых правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность  и повторность совершения правонарушения.

Субъективная сторона финансового правонарушения представляет собой совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствиям.

Принцип привлечения к  юридической ответственности только за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных  отраслей права, в том числе и  финансового.

Вина как обязательный признак налогового правонарушения предусмотрена в ст. 110 НК РФ. «Налоговое правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих  действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)». «Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать». При совершении финансового правонарушения организацией также возможно определение вины в ее действиях (бездействии). Необходимость установления вины организации и учета ее формы прямо устанавливается финансовым законодательством. В частности, п. 4 ст. 110 НК РФ определяет, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

В ряде случаев вина является квалифицирующим признаком финансового  правонарушения. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 122 НК РФ состав правонарушения образует неуплата или неполная уплата сумм налога, совершенная умышленно.

Таким образом, состав финансового  правонарушения представляет собой  законодательно построенную юридическую  модель типичных признаков виновного  противоправного деяния, нарушающего  нормативные финансово-правовые акты и за которое финансовым законодательством  РФ установлены меры ответственности.

Состав финансового правонарушения является критерием достоверной  квалификации совершенного деяния и, следовательно, обоснованного применения финансово-правовой санкции. Наличие в противоправном деянии совокупности объективных и  субъективных признаков является единственным юридическим основанием для привлечения  субъекта финансового права к  финансовой ответственности, поэтому  при отсутствии хотя бы одного признака конкретного состава финансового  правонарушения квалификация содеянного в качестве противо­правного и наказуемого явления исключается.


Информация о работе Состав финансового правонарушения