Финансовое законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1) система источников финансового права;
2) нормативный правовой акт – основной источник финансового права;
3) финансовые правоотношения;
4) общая характеристика налогов физических лиц;
5) налог на доходы физических лиц;
6) налог на имущество физических лиц;
7) транспортный налог.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 63.08 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

    Тема  контрольной работы: Финансовое законодательство (состояние, проблемы и перспективы совершенствования). Общая характеристика финансово-правовых норм и финансовых правоотношений. Общая характеристика налогов физических лиц.

    В данной контрольной работе будут  рассмотрены следующие вопросы:

1) система источников финансового права;

2) нормативный правовой акт – основной источник финансового права;

3) финансовые правоотношения;

4) общая характеристика налогов физических лиц;

5) налог на доходы физических лиц;

6) налог на имущество физических лиц;

7) транспортный налог.

    Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как  и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и  форме и вводятся в действие в  точно установленный законодателем  срок.

     Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

     Так, государство может финансировать  свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь  зависит от уровня развития материального  производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление  налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

     Реформирование  экономики России, нацеленное на переход  к рыночным отношениям, обусловливает  возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны  жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая  бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в  создании финансовой базы, необходимой  для выполнения социально-экономических  и других задач государства, в  том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и  гражданина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

     1.1. Система источников финансового права 

     Финансовое право представляет собой весьма обширную учебную дисциплину, тесно взаимосвязанную со многими другими отраслями права и регулирующую широкий круг общественных финансовых отношений. Тем не менее, финансовое право является самостоятельной отраслью права, что определяется в первую очередь предметом регулирования, особенностями метода регулирования и наличием системы финансового права.

     Нормы финансового права Российской Федерации  содержатся в большом числе разнообразных  правовых нормативных актов, или  источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и  органов местного самоуправления (общие  и отраслевые, федеральные, субъектов  Федерации, местные и др.). К нормам финансового права относятся также нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг1.

     Под источниками финансового права  принято понимать способ внешнего выражения  правовых норм.

     Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство2.

     Согласно  разделению компетенции по правовому  регулированию области финансов, состав источников финансового права имеет трёхуровневую структуру:

     1)нормативные  акты федерального уровня;

     2) нормативные акты субъектов Федерации;

     3) нормативные акты органов местного  самоуправления3.

     Несмотря  на обширную сферу регулирования  финансового права, как такового специального источника (будь то, например, кодекс), в котором бы мы смогли найти  свод правил по финансовому праву  – нет. Отсутствие такого источника в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных актов по отдельным основным подотраслям финансового права – бюджетному и налоговому (Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ).

     В соответствии со ст. 1 НК РФ: «законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из настоящего Кодекса  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и сборах»4.

     Бюджетное законодательство Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации включает в себя Бюджетный кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения.

     Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах, бюджетное законодательство, получившие легальное определение, входят в состав финансового законодательства наряду с другими законами и нормативными правовыми актами, регулирующими финансовые отношения в различных сферах общественной жизни страны.

     В настоящее время расширяется  сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось  большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о  налогах различных видов, о государственном  внутреннем долге и т.д. Прежде эти  сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов  государственного управления. 

     1.2. Нормативный правовой акт – основной источник финансового права 

     Основным  источником финансового права в  Российской Федерации является нормативный  правовой акт. Он представляет собой  результат правотворчества органов  государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

     К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:

  1. Конституция Российской Федерации.

     Главный источник финансового права – Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям5.

     Многие  ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность.

2) Финансово-правовые  нормы содержатся также в законодательных  актах Российской Федерации и  субъектов РФ, прежде всего в  некоторых федеральных конституционных  законах (т.е. тех, которые приняты  по вопросам, предусмотренным Конституцией  РФ).

     К числу таких источников относятся:

- ФЗ  «О Счетной палате Российской  Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый  в соответствии со ст. 101 Конституции  РФ и определяющий компетенцию  и порядок деятельности органа  государственного финансового контроля;

- ФЗ  «О банках и банковской деятельности»  от 2 декабря 1990 г.;

- Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг"  от 22.04.1996 г.;

- Закон  «О налоговых органах Российской  Федерации» от 21 марта 1991 г.;

- ФЗ  «О страховании вкладов физических  лиц в банках Российской Федерации»  от 23 декабря 2003 г.;

- ФКЗ  «О Правительстве Российской  Федерации» от 17 декабря 1997 г.;

- ФЗ  «О центральном банке Российской  Федерации (центральном банке)  от 10 июля 2002 г., определяющий статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка;

- ФЗ  «О кредитной кооперации» от 18 июля 2009 г., определяющий правовые, экономические  и организационные основы создания  и деятельности кредитных потребительских  кооперативов различных видов  и уровней, союзов (ассоциаций) и  иных объединений кредитных потребительских  кооперативов;

- ФЗ  «О бюджете фонда социального  страхования на 2010 год и на  плановый период 2011 и 2012 годов»  от 28 ноября 2009 г.;

- Закон  РФ «О налогах на имущество  физических лиц» от 9 декабря 1991 г.;

- Закон  РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991г.;

- ФЗ  «Об аудиторской деятельности»  от 7 августа 2001г.;

- ФЗ  «О валютном регулировании и  валютном контроле» от 10 декабря 2003г.

     Особое  место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную  стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль  предприятий и организаций» и  др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные  законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию  муниципальных займов и др.

     Источником  финансового права являются и  законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них – ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие – законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

     Как мы видим, перечень законов, являющихся источниками финансового права, многообразен, как и сфера его регулирования. Этот список законов далеко не исчерпывающий.

3) Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений.

     Одним из основных источников является Налоговый  кодекс РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. и часть вторая от 5 августа 200г.), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Кроме того, кодифицированным источником финансового  права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также  отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

     Как отмечается в преамбуле, Бюджетный  кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных  правоотношений, порядок регулирования  межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации6.

     Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего  нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы  государства, упорядочило бюджетный  процесс, укрепило законность в данной сфере.

Информация о работе Финансовое законодательство