Финансовое законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1) система источников финансового права;
2) нормативный правовой акт – основной источник финансового права;
3) финансовые правоотношения;
4) общая характеристика налогов физических лиц;
5) налог на доходы физических лиц;
6) налог на имущество физических лиц;
7) транспортный налог.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 63.08 Кб (Скачать)

     Источником  финансового права является также  Гражданский кодекс РФ:

- часть  первая от 30.10.1994 г., содержащая понятие  сделок, основные понятия о юридических  лицах;

- часть  вторая от 26.01.1996 г., содержащая общие  положения об аренде, страховании,  займе и кредите, банковском  вкладе, банковском счёте, расчётах  и т.д.;

- часть  третья от 26.11.2001г7.

     В связи с тем, что и в сфере  финансовой деятельности совершаются  преступления, Кодекс об административных правонарушениях РФ также можно  рассматривать как источник финансового  права.

     В этой же связи источником финансового  права можно считать Уголовный  кодекс РФ. Глава 22 УК РФ целиком посвящена  преступлениям в сфере экономической  деятельности.

4) Среди  нормативно-правовых актов как  источников финансового права  выделяются указы Президента  РФ (ст. 90 Конституции РФ).

     Указы Президента РФ в сфере финансово-правового  регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам  государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или  основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.

5) Постановления  Правительства РФ также являются  источниками финансового права  в случаях, когда содержат финансово-правовые  нормы. 

     Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. В частности, это  постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения  государственных ценных бумаг, устанавливающие  ставки таможенных пошлин и т.п.

     Аналогично  федеральному уровню источниками финансового  права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

6) Часто  источником финансового права  являются ведомственные нормативно-правовые  акты. Основное место среди них  занимают инструкции и письма  Министерства по налогам и  сборам РФ, Министерства финансов  РФ, а также Государственного  таможенного комитета РФ.

     Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства  РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового  права приобретают юридическую  силу после их государственной регистрации  в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти и  их государственной регистрации.

     В регулировании финансовой деятельности государства особую роль играют приказы  и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, а также указания, письма и телеграммы Центрального банка  Российской Федерации.

7) Источником  финансового права являются и  локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы.  В частности, таковыми являются  уставы и решения ученых советов  государственных высших учебных  заведений, затрагивающие вопросы  их финансовой деятельности и  содержащие, соответственно, финансово-правовые  нормы.

8) Источником финансового права являются также некоторые действующие нормативные акты СССР. 

     1.3. Финансовые правоотношения 

     Финансовые  правоотношения – это один из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.

     Финансовые  правоотношения отличаются тем, что:

а) они  складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов;

б) в них участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями относительно иных субъектов таких отношений, т.е. они носят властный характер;

в) объектом данных отношений всегда выступают  деньги или денежные обстоятельства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения  имеют имущественный характер8.

     Эти три отличительные черты, рассматриваемые  в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

     В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:

     1)государственно-властный;

     2) имущественный.

     Финансовая  деятельность основывается на государственных  актах. В то же время мобилизация  и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.

     По  материальному содержанию финансовые правоотношения бывают следующих видов:

     1) бюджетные;

     2) налоговые;

     3) в области страхования;

     4) в области кредита (государственного и банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом;

     5) финансовые правоотношения, связанные  с регулированием денежного обращения и валютного законодательства.

     Во  всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане.

     Государство становится субъектом финансовых правоотношений в том случае, когда оно регулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и республиками, между Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и другими нормативными актами.

     Кроме того, как субъект финансового  права государство выступает через специальные управомочные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие его интересы.

     Финансовый  орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений – государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин.

     Учреждения  и организации, состоящие на бюджетном  финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений.

     Субъектами  здесь выступают распорядители  кредитов, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за учет и отчетность расходуемых по смете средств.

     Субъектами  финансового права являются и  отдельные граждане, физические лица.

     Основным  признаком правосубъектности гражданина в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации).

     Дополнительными признаками, особенно в налоговых  правоотношениях, служат возраст, гражданское  состояние, гражданство.

     В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как его субъекта.

     Отношения, возникающие в связи с выпуском, реализацией и погашением государственного займа, регулируются на основе общих  положений финансового права, предусматривающих  добровольное участие гражданина в качестве кредитора государства.

     Субъектами  правоотношений наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранцы, проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на ее территории законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.

     Основанием  возникновения, изменения и прекращения  финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

     Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового  нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

     Как событие может рассматриваться  увеличение числа иждивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет к изменению финансово-правового отношения.

     Изменение финансовых правоотношений не может  быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий.

     Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:

- погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

- выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

- использование выданных бюджетных ассигнований;

- осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

     Прекращение правоотношений по налогам с населения  происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. 
2.1. Общие положения
 

     Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с  организаций и физических лиц в форме  отчуждения  принадлежащих им  на  праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований9.

     Он  выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи  с перераспределением национального  дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды  государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего  продукта:

  • работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

     За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов  выражается, таким образом, взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства  – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

     В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог  и его использует:

     1.       Федеральные налоги.

     2.       Региональные налоги.

     3.       Местные налоги и сборы.

     Основные  виды налогов, выплачиваемых населением:

- государственная пошлина;

- земельный налог;

- налоги на имущество физических лиц;

- налог на покупку иностранных денежных знаков;

- налог на рекламу;

- налог с владельцев транспортных средств;

- подоходный налог с физических лиц;

- регистрационный сбор с физических лиц – предпринимателей;   

- сбор за парковку автотранспорта;

- сбор за пограничное оформление;

Информация о работе Финансовое законодательство