Финансово-правовые нормы и правоотношения. Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Содержание

Введение 3

1. Содержание и класификация финансово-правовых норм 5

2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды 9

3. Субъекты финансовых правоотношений 12

4. Сущность и значение финасового контроля 17

Заключение 21

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансово-правовые нормы и правоотношения. Финансовый контроль.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

в) всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода[7].

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например: административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей. Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным правом.

Итак, финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов[8]. В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

бюджетные;

налоговые: в области страхования;

кредита (государственного и банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом;

финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.

Государственные предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых платежах (квартальных, годовых) или нормативах. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, являющиеся результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т. е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений (в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу получения субвенций). Лучшему представлению о разнообразных финансовых правоотношениях помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

В зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения могут быть материальными и процессуальными. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому субъективные процессуальные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например: на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанности Правительства ПМР представить Верховному Совету проект бюджета.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов.

 

 

3. Субъекты финансовых правоотношений

 

 

Субъект финансового права - это лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, благодаря чему оно может участвовать в финансовом правоотношении.

Финансовая правосубъектность лица - это совокупность его финансовой правоспособности, финансовой дееспособности и финансовой деликтоспособности.

Финансовая правоспособность - это способность иметь предусмотренные законом финансовые права и обязанности.

Финансовая дееспособность - это способность лица самостоятельно либо через своих законных представителей приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обязанности.

Финансовая деликтоспособность - это способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо за неправомерную реализацию своих прав и обязанностей.

Различия между правоспособностью и дееспособностью играют роль только применительно к физическим лицам, которые приобретают финансовую правоспособность с момента рождения, а финансовую дееспособность - лишь по достижении определенного возраста.

У остальных субъектов финансового права правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме.

Дееспособность и деликтоспособность взаимосвязаны настолько, что в большинстве случаев неотделимы друг от друга. Существует лишь несколько случаев, когда деликтоспособность и дееспособность разделяются между двумя лицами.

Например: при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику.

Субъекты финансового права подразделяются на три группы:

I. Общественно-территориальные образования.

II. Коллективные субъекты.

III. Индивидуальные субъекты[9].

I. В группу, объединяющую общественно-территориальные образования, входят:

                   государство;

                   субъекты государства: города с особым статусом, районы;

                   муниципальные образования;

                   административно-территориальные единицы, входящие в состав муниципального образования.

Государство является субъектом финансового права в отношении:

                   материальных и процессуальных бюджетных прав;

                   права на установление государственных налогов и сборов;

                   права на взимание и взыскание государственных налогов и сборов;

                   прав в области государственного кредита;

                   права денежной эмиссии.

Субъекты государства являются субъектами финансового права в отношении:

                   материальных и процессуальных бюджетных прав;

                   права на установление местных налогов и сборов;

                   права на взимание и взыскание местных налогов и сборов.

Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении:

                   права формирования и исполнения местного бюджета;

                   права установления местных налогов и сборов;

                   права выпуска муниципальных займов;

                   прав на получение финансовой помощи:

а)              из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

б)              субвенций и иных форм помощи, предусмотренных бюджетным законодательством субъекта государства.

II. Коллективные субъекты финансового права - это организованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

1. Органы государственной власти, которые, в свою очередь, подразделяются на:

1) представительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда осуществляют государственный финансовый контроль через свои комитеты и комиссии;

2) исполнительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда участвуют в составлении проектов бюджетов и в их исполнении. Исполнительные органы власти подразделяются на:

а)              исполнительные органы власти общей компетенции: Правительство и соответствующий орган исполнительной власти государства;

б)              исполнительные органы власти специальной компетенции:

                   Министерство финансов и финансовые органы субъектов государства;

                   Государственный таможенный комитет;

                   Государственная налоговая служба;

3) центральный банк является субъектом финансового права:

                   когда выполняет свои обязанности с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами[10];

                   когда получает из бюджета средства на обслуживание государственного внутреннего долга; когда осуществляет денежную эмиссию[11].

2. Уполномоченные кредитные организации, т.е. банки, получившие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой.

Согласно ст. 4 Закона ПМР «О валютном регулировании и валютном контроле», уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены властными полномочиями, так как обладают правом валютного контроля своих клиентов.

3. Другие организации и юридические лица:

                   бюджетные учреждения;

                   органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

                   органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти;

                   органы, регистрирующие недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения;

                   органы опеки и попечительства, воспитательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения;

                   органы, уполномоченные совершать нотариальные действия;

                   органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы;

                   государственные и муниципальные унитарные предприятия и остальные юридические лица.

Они обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

                   прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований;

                   прав на получение бюджетных кредитов;

                   обязанностей по уплате налогов и сборов;

                   обязанностей налоговых агентов;

                   обязанностей представлять в налоговые органы информацию.

III. Индивидуальные субъекты финансового права - это физические лица, выступающие как:

                   граждане государства;

                   иностранные граждане и подданные;

                   лица без гражданства;

                   граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

                   должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариальных контор, должностные лица органов исполнительной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.

 

4. Сущность и значение финасового контроля

 

 

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.

Исследование финансового контроля в условиях нестабильности государственной экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она (форма) определяет назначение и содержание финансового контроля. Содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.

Информация о работе Финансово-правовые нормы и правоотношения. Финансовый контроль