Финансовые полномочия Федерального Собрания РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Федеральное Собрание Российской Федерации – это государственный орган, одно из центральных звеньев механизма государства, участвующее в осуществлении таких функций государства, как законодательная, функция контроля за исполнением законов, и наделенное для этого властными полномочиями. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Работа содержит 1 файл

Финансовые_полномочия_Федерального_собрания_РФ_курсовая_фина.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     1) доходы в разрезе групп, подгрупп  и статей классификации доходов  бюджетов РФ;

     2) распределение доходов от федеральных  налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

     3) размеры несбалансированности (дефицит)  федерального бюджета в абсолютных  цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия  дефицита;

     4) общий объем расходов федерального  бюджета в целом. 

     По  результатам обсуждения принимается проект федерального бюджета в первом чтении и утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

     В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума может10:

     а) передать указанный законопроект в  согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта;

     б) вернуть законопроект в Правительство  РФ на доработку;

     в) поставить вопрос о доверии Правительству  РФ.

     При отклонении федерального бюджета и  передаче его в согласительную комиссию последняя в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального бюджета вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу.

     По  итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении принимается  постановление Государственной  Думы о принятии в первом чтении федерального бюджета на предстоящий год и его основных характеристиках.

     При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении Государственная  Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

     При рассмотрении указанного законопроекта  в третьем чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

     В четвертом чтении Государственная  Дума рассматривает поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета. На пленарном заседании Государственной Думы законопроект о федеральном бюджете ставится на голосование в целом.

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с Конституцией РФ в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

     Федеральный закон о бюджете считается  одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации этого закона обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой.

     В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы (ст. 105 Конституции РФ).

     Принятый  федеральный закон о бюджете  в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание закона Президентом РФ отводится 14 дней. Если Президент отклонил закон, то Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов парламента, он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней (ст. 107 Конституции РФ).

     В случае непринятия федерального бюджета до начала финансового года Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года (ст. 211 БК РФ).

     Исполнение  бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписания федерального бюджета Президента РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

     Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности и интенсификации народного хозяйства, в соблюдении режима экономии в расходовании средств, а также в более полном привлечении налоговых доходов.

     Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

     Непосредственная  работа по исполнению федерального бюджета  РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями  и органами, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах.

     При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по сводной бюджетной росписи — основному оперативному плану распределения доходов — расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ. В соответствии с бюджетной росписью потребители бюджетных средств — отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т. е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

     Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на новую структуру  Минфина РФ — Федеральное казначейство РФ11.

     Органы  Казначейства взаимодействуют с  органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами. Казначейство информирует высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления РФ ежемесячно, а министра финансов РФ — ежедневно о результатах исполнения федерального бюджета РФ, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии внебюджетных фондов.

     На  Федеральное казначейство РФ в соответствии со ст. 243 Бюджетного кодекса РФ возлагается:

  • регистрация поступлений;
  • регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;
  • совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

     Наличие казначейской системы позволяет  на основе четко определяемых объемов  реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным. Казначейская система, таким образом, обеспечивает учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.

     Исполнением бюджета, его доходной части занимаются Министерство РФ по налогам и сборам и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет и, кроме того, представляют необходимую информацию в Федеральное казначейство РФ.

     Правительство РФ представляет в Государственную  Думу ежемесячно информацию о ходе исполнения федерального бюджета РФ и ежеквартальный отчет о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Исполнение  бюджетов любого уровня находится под  постоянным контролем органов власти. Порядок и организационные формы  осуществления контроля за исполнением  бюджета определяются соответствующими органами представительной власти в  положении о бюджетном процессе на территории конкретного образования. Органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными организациями выделенных им бюджетных ассигнований.

     Контрольные полномочия органов исполнительной власти неразрывно связаны с их функцией по исполнению бюджета, т.е. они контролируют бюджет, исполняя его. Иное содержание имеет контроль за исполнением бюджета со стороны органов представительной власти. Эти органы не осуществляют исполнение бюджета, они лишь контролируют его исполнение. Поэтому функция контроля за исполнением бюджета законодательно закреплена именно за органами представительной власти. Полномочия органов представительной власти по контролю за исполнением бюджета можно подразделить на две группы12:

     1) полномочия по организации контроля;

     2) собственно контрольные полномочия.

     К первой группе относятся полномочия:

    • по определению организационных форм контроля;
    • установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджета;
    • организации аудиторской проверки исполнения бюджета.

     Ко  второй группе относится непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С  этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с исполнением бюджета. (Требование органов представительной власти о предоставлении им необходимых сведений по исполнению бюджета для органов исполнительной власти и других органов является обязательным для выполнения).

     Статья 101 Конституции РФ предусматривает  образование Советом Федерации и Государственной Думой Счетной палаты РФ, предназначенной для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Деятельность Счетной палаты РФ регламентируется специальным Законом РФ «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. Счетная палата РФ ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором отражаются фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах за истекший период.

     В конце финансового года после  заключения бюджета начинается работа по составлению отчета об исполнении бюджета. Составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется в соответствии с установленным порядком, который регламентируется бюджетным законодательством РФ, а также законодательством субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджетов занимаются финансовые органы. Законодательством предусмотрено, что отчеты об исполнении бюджетов должны составляться по всем основным показателям доходов и расходов соответствующих бюджетов с необходимым анализом их исполнения, в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов.

Информация о работе Финансовые полномочия Федерального Собрания РФ