Понятие и система государственных доходов как объект правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования – доходы бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДИ ГОСУДАРСВЕННЫХ ДОХОДОВ………...4
1.1 Понятие и виды государственных доходов………………………………....4
1.2 Государственные доходы………………………………………………….…6
ГЛАВА II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ…..8
2.1 Правовое регулирование государственных и местных доходов…………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 54.74 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный  университет

технологий и управления»

ФГБОУ ВПО ВСГУТУ

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Финансовое  право»

По теме: «Понятие и система  государственных доходов как  объект правового регулирования»

 

 

 

 

Выполнил: студент заоч. отделения

2010 г.н. Орлова М. В.

      Проверил: Загузин О.Г.

 

 

 

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3                                                                                                  

   ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДИ ГОСУДАРСВЕННЫХ ДОХОДОВ………...4

1.1 Понятие и виды государственных доходов………………………………....4

1.2 Государственные доходы………………………………………………….…6

   ГЛАВА II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ…..8

2.1 Правовое регулирование государственных и местных доходов…………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23                                                                                           

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

  Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.  
  Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования – доходы бюджета РФ.  
  Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.  
Моя курсовая работа состоит из 2 глав:  
В первой главе, теоретической, я рассмотрела принципы формирования доходов бюджета РФ, их экономическое содержание и классификацию. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Доходы бюджетов Российской Федерации состоят из налоговых и неналоговых доходов, а также средств целевых бюджетных фондов. Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Что касается неналоговых доходов, то их доля меньше, чем налоговых. Например, налоговые доходы в январе-июле 2006 года составили 14,1% ВВП, неналоговые доходы составили 9,8% ВВП.  
Во второй главе, практической, я рассмотрела доходы федерального бюджета в 2007 году. В этом году они ожидаются на уровне 6249,2 млрд. рублей, где доходы в сумме 3855,4 млрд. рублей – налоговые; неналоговые доходы - 2393,3 млрд. рублей; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 0,5 млрд. рублей. Здесь я также рассмотрела факторы изменения доходов бюджета и ожидаемые доходы от основных налогов. А также в этой главе я описала разработку параметров федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года, который должен будет осуществляться за среднесрочный трехлетний период. Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010 годы являются их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДИ ГОСУДАРСВЕННЫХ ДОХОДОВ

1.1 Понятие и виды государственных доходов

 

 

  Государственные доходы в правовой литературе определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнения соответствующих функций. Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. В науке финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В соответствии со ст. 6 БК РФ "доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Понятие "государственные  доходы" более объемное, чем понятие "доходы федерального бюджета и  бюджетов субъектов Федерации", хотя последние и составляют основную часть государственных доходов.

Итак, государственные  доходы - это часть национального  дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для  функционирования государственных  органов.

 

Виды государственных  доходов

Согласно ст. 41БК РФ "Виды доходов бюджетов" доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы.

Размер предоставленных  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается  в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам  относятся:

* доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

* доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

* доходы от платных  услуг; оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления; средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного Российской Федерации,  субъектам Российской Федерации,  муниципальным образованиям, и иные  суммы принудительного изъятия;

* доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

* иные неналоговые доходы.

Согласно ст. 49. БК РФ "Виды доходов федерального бюджета" в  доходы федерального бюджета зачисляются  собственные, налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых  доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

В доходы федерального бюджета  полностью поступают собственные  неналоговые доходы.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут  поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные  перечисления.

В доходы федерального бюджета  зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением  доходов, передаваемых в порядке  регулирования местным бюджетам.

Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов  за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов. В местные бюджеты  полностью поступают доходы от продажи  и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  органов местного самоуправления и  другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Государственные доходы

 

  Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

 

  Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

 

  Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение  экономических и социальных задач  развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся  ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и  др.

 

  Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

 

  Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

 

  Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

 

  К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

 

  К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

 

  Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

 

  Налоги занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

 

  Государственные займы - используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.

 

  Эмиссия является третьим методом мобилизации государственных доходов, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство   прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

2.1 Правовое регулирование  государственных и местных доходов

 

Выполнение задач и  функций государства требует  обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и  распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. Распоряжаются ими  соответствующие органы государственной  власти.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные доходы представляют собой часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории. Распоряжаются ими органы местного самоуправления.

Государственные доходы зачисляются  в различные государственные  денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные  фонды. Муниципальные доходы поступают  соответственно в муниципальные  денежные фонды - местные бюджеты  и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Законодательством и иными  правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных  доходов, их система, правовой режим.

Как указывалось выше, с 31 июля 1998 г. введен в действие Налоговый  кодекс РФ (часть первая),[3] который закрепляет новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ. В нем урегулированы вопросы привлечения государственными и муниципальными образованиями заемных средств, определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями и т. д.

Информация о работе Понятие и система государственных доходов как объект правового регулирования