Понятие и система государственных доходов как объект правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования – доходы бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДИ ГОСУДАРСВЕННЫХ ДОХОДОВ………...4
1.1 Понятие и виды государственных доходов………………………………....4
1.2 Государственные доходы………………………………………………….…6
ГЛАВА II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ…..8
2.1 Правовое регулирование государственных и местных доходов…………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 54.74 Кб (Скачать)

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

2.2 Правовое регулирование  государственного и муниципального  кредита

Значительное место в  бюджетных поступлениях занимают заемные  средства, поступающие в форме  кредитов, государственных займов, займов органов местного самоуправления и в других формах, гарантированных  органами исполнительной власти общей  компетенции.

Под государственным (муниципальным) кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства (субъектов Федерации, муниципальных образований) с физическими и юридическими лицами по поводу:

-мобилизации временно  свободных денежных средств на  началах срочности, возвратности, возмездности;

-выдачи бюджетных средств  на тех же началах: возвратности, срочности, платности.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, взаймы (под проценты) денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях на условиях добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предусмотрен ст. 75 Конституции РФ. Государственные  займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях, связанных с государственным  кредитом, проявляется в двух аспектах. Во-первых, кредитор вправе предоставлять  государству свои временно свободные  денежные средства или расходовать  их на иные цели. Во-вторых, действует  конституционный запрет на принуждение  субъектов к заключению договора займа по временному использованию  свободных денежных средств государства.

Принцип возмездности служит гарантией добровольности кредитных  отношений с участием государства, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом. Возмездность в отношениях по государственному кредиту выражается, в начислении процентов к основному долгу, которые также как и сумма  погашения, вносятся в федеральный  бюджет или бюджет соответствующего субъекта Федерации.

Принцип целевой направленности государственных кредитных средств  закреплен Бюджетным кодексом РФ и означает право стороны, предоставляющей  во временное пользование свои денежные средства оговаривать цели их размещения. Органы государственной власти субъектов  РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению  возникших долговых обязательств. Целевую  направленность имеют и бюджетные  кредиты, предоставляемые юридическим  лицам, не являющимися государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. Цели, на которые  может быть предоставлен государственный  кредит, обязательно указываются  при утверждении бюджета на очередной  финансовый год. При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут  предусматриваться меры контроля, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование  государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечет применение мер ответственности в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Принцип обеспеченности означает предоставление заемщиком обеспечения  исполнения своего обязательства по возврату государственного кредита. Государство  вынуждено гарантировать возврат  выданных кредитов посредством применения к имуществу должника мер в  соответствии с п. 3 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита. Обеспечение  исполнения обязательств должно иметь  высокую степень ликвидности.

При неисполнении заемщика обеспечить исполнение обязательств по государственному кредиту перечисленными способами бюджетное законодательство исключает возможность предоставления кредита за счет публичных денежных средств.

Принцип срочности означает, что кредит предоставляется или  привлекается на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Срок по договору государственного кредита может быть определен  действующим законодательством, кредитным  или иным договором.

Принцип возвратности государственного кредита означает, что выданная денежная сумма должна быть возвращена кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами:

-вся сумма кредита  возвращается по истечении срока  разовым платежом;

-в соответствии с договором  государственного кредита допускается  возврат денежных средств частями.  В этом случае проценты за  пользование кредитом начисляются  только на оставшуюся (невозвращенную) часть.

Принцип возвратности относится  не только к действиям должника. Уполномоченные государственные органы, предоставляющие государство в  кредитных правоотношениях, обязаны  предпринять все предусмотренные  законодательством меры по изысканию  задолженности. Уполномоченный государственный  орган, для реализации этой обязанности  вправе обратиться в суд в порядке  искового производства или арбитражный  суд с заявлением о принуждении  к исполнению денежного обязательства  перед государством или о возбуждении  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника, имеющего непогашенную задолженность.

Финансовым законодательством  предусмотрено несколько гарантий возврата временно выданных государственных  денежных средств. На основании ст. 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетные кредиты могут предоставляться юридическому лицу только при отсутствии задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Обязательным условием предоставления государственного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита. Предварительный финансовый контроль может быть осуществлен финансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его поручению иным уполномоченным органом.

В порядке исключения может  быть использован и беспроцентный  заем денежных средств. Сюда же относятся  отношения, связанные с выдачей  государственных займов. Российская Федерация может выступать как  должником, так и кредитором относительно других государств.

Государственные займы - это  основная форма государственного кредита, когда государство выступает  в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным  займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные займы размещаются  Правительством РФ на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Взятые взаймы у населения, хозяйствующих субъектов, у других государств денежные средства поступают  в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы как планируемый бюджетный ресурс, как ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, как  инвестиционный ресурс, но обычно государственные  займы особенно интенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения  государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы  выделяются отдельной строкой.

В условиях нарастания бюджетного дефицита государство осуществляет рефинансирование государственного долга, то есть погашает государственную задолженность  путем выпуска новых займов (например, Государственные краткосрочные  облигации).

В настоящее время государственный  кредит регулируется Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами от 10 мня 1995 г. «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» и  от 1 июня 1995 г. «О государственных долговых товарных обязательствах», указами  Президента РФ от 21 марта 1996 г. «Об утверждении  Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров», от 18 ноября 1995 г. «О некоторых мерах  по защите прав вкладчиков и акционеров»  и от 8 апреля 1996 г. «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации».

По действующему законодательству государственный или муниципальный  долг - это обязательства, возникающие  из государственных или муниципальных  займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, ее субъектом  или муниципальным образованием, гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным  образованием обязательства третьих  лиц (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Долг может быть внешним, и тогда обязательства  по нему возникают в иностранной валюте, и внутренним, состоящим из обязательств, выраженных в рублях.

Долговые обязательства  бывшего СССР включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации в части, принятой ею на себя.

Государственный внутренний долг Российской Федерации состоит  из задолженности прошлых лет  и вновь возникающей задолженности. Государственный долг Российской Федерации  полностью и без условий обеспечивается всем находящимся и федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

-кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

-государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

-договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

-договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

-соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет.

Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

-основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации;

-объем основного долга  по кредитам, полученным Российской  Федерацией;

-объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией от бюджетов  других уровней;

-объем обязательств по  государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией. В объем  государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

-объем обязательств по  государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией;

-объем основного долга  по полученным Российской Федерацией  кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций,  фирм и международных финансовых  организаций.

В таких же формах могут  быть выражены обязательства субъекта Федерации и муниципального образования  с тем исключением, что органы местного самоуправления не вправе заключать  подобные договоры с иностранными государствами  и международными финансовыми организациями.

Управление государственным  долгом осуществляется Правительством РФ,управление государственным долгом субъект;» Федерации и муниципальным долгом - соответственно органом исполнительной власти субъекта и уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 102 Бюджетного кодекса РФ Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъект Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации, выпущенные в документарной  форме, являются государственными ценными  бумагами на предъявителя и могут  составить весомую конкуренцию  негосударственным ценным бумагам, эмитируемым негосударственными финансовыми  фондами. Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации служат развитию рынка  ценных бумаг.

К государственным займам, в которых государство выступает  как кредитор, могут быть отнесены и казначейские ссуды, предназначенные для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности постоянно возникает необходимость оказывать финансовую помощь тем предприятиям и отраслям промышленности, в которых государство заинтересовано, для налаживания их стабильной деятельности. Поэтому использование казначейской ссуды и в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда Правительство  может гарантировать безусловное  погашение займа, выпущенного нижестоящим  органом власти или управления, а  также выплаты процентов по нему. При этом оно несет гарантированную  ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого  случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными хозяйственными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг  вопрос их погашения должен согласовываться  с Министерством финансов РФ или  Правительством РФ. Если эмитентом  является коммерческая структура, то за эмиссию выпускаемых ею денежных обязательств независимо от того, ценные это бумаги или нет, государство  ответственности не несет, даже если на деятельность данной структуры выдана лицензия Центрального банка РФ. В  этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура  получила разрешение на выпуск таких  обязательств, и государством проверены  порядок ее образования, величина уставного  капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумагам, но не более.

Информация о работе Понятие и система государственных доходов как объект правового регулирования