Правовой статус собрания кредиторов и комитета кредиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема возврата долга актуальна всегда. Современные условия развития хозяйствования в обществе диктуют жесткие правила рынку. Круговая порука, вызванная махинациями на рынке капитала, вызывает снижение кредитных рейтингов уже не только у отдельных организаций, но и целых стран. Падение доверия к должникам – не единственная проблема. Число невозвратов выданных кредитов растет, равно как и количество обесцененных финансовых вложений. В условиях волатильности рынка капиталов необходимо не только обеспечить легитимные механизмы движения капитала, но и обеспечить защиту всех участников рынка. Категория кредиторов как субъекта права не является исключением.

Содержание

Введение ……………………………………………..……………………………3
1. Общеправовой статус кредитора……………………………………………..6
Общие положения законодательства, закрепляющие статус кредитора….-
Правовой статус кредитора как субъекта конкурсного права……………..7
2. Правовой статус собрания кредиторов……………………………………..10
2.1 Особенности правового статуса собрания кредиторов как
субъекта конкурсного права……………………………………………………..-
2.2 Правовой статус первого собрания кредиторов …………………………13
2.3 Состав и компетенция участников первого собрания кредиторов ……..15
3. Комитет кредиторов………………………………………………………….19
3.1 Порядок избрания, созыва и проведения собрания
комитета кредиторов…………………………………………………………….-
3.2 Полномочия и права комитета кредиторов………………………………..20
Заключение……………………………………………..…………………...……23
Список используемых источников ………………………………………….....24

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 53.31 Кб (Скачать)

     - определение дополнительных требований  к кандидатурам административного  управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

     - определение кандидатуры арбитражного  управляющего или саморегулируемой  организации, из числа членов  которой должен быть утвержден  арбитражный управляющий;

     - выбор реестродержателя из числа  реестродержателей, аккредитованных  саморегулируемой организацией [1.2].

     Кроме того, первое собрание кредиторов, принявшее  решение об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать дополнительные требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении  кандидатур таких управляющих. Исключение составляют процедуры, вводимые в рамках дела о банкротстве финансовых организаций. В них правом на предложение кандидатуры арбитражного управляющего обладают временная администрация и органы исполнительной власти [2.2, 2.5].

     Закон о банкротстве предъявляет определённые требования к решениям первого собрания кредиторов о процедурах, применяемых  в деле о банкротстве. Так согласно ст. 74 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

     - решение первого собрания кредиторов  о введении финансового оздоровления  должно содержать предлагаемый  срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового  оздоровления и график погашения  задолженности;

     - решение первого собрания кредиторов  о введении внешнего управления  должно содержать предлагаемый  срок внешнего управления; 

     - в решении первого собрания  кредиторов об обращении в  арбитражный суд с ходатайством  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства также может содержаться  предлагаемый срок конкурсного  производства.

     В случае если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном  процессе по делу о банкротстве, третьих  лиц, либо принято с нарушением установленных  Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое  решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим  дело о банкротстве, по заявлению  лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном  процессе по делу о банкротстве, или  третьих лиц.

     Двадцатидневный срок подачи заявления о признании  решения собрания кредиторов недействительным, установленный абзацами вторым и  третьим пункта 4 статьи 15, является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются  правила главы 12 Гражданского кодекса РФ [1.1].

     Собрание  кредиторов имеет право на подачу заявления, в случае если действия арбитражного управляющего нарушает права конкурсных кредиторов/уполномоченных органов. Так, например Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26.10.2011 по делу N А43-11046/2010 определено, что конкурсный управляющий ОАО «Нижегородский завод шампанских вин» не представил конкурсным кредиторам на утверждение положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника. В связи с этим  собрание кредиторов постановило обратиться с заявлением о признании незаконными действий арбитражного управляющего. Суд частично удовлетворил требования конкурсных кредиторов [1.7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 КОМИТЕТ КРЕДИТОРОВ 

    1. Порядок избрания, созыва и проведения собрания комитета кредиторов

       Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные  собранием кредиторов полномочия в  порядке, предусмотренном настоящим  Федеральным законом. Созыв комитета кредиторов является обязательным только при наличии более 50 конкурсных кредиторов, уполномоченных органов (статья 17 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

       Избрание  комитета - исключительная компетенция  собрания кредиторов; также к исключительной компетенции собрания относятся решения об определении количественного состава комитета, о досрочном прекращении его полномочий, об отнесении к компетенции комитета принятия определенных решений.

       Избрание  комитета кредиторов осуществляется путем  специального механизма голосования  – кумулятивного голосования. Суть его состоит в том, что каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов. Ранее ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции 1998 г. определял, что суть кумулятивного голосования состоит в следующем: каждые 10 минимальных размеров оплаты труда требования дают кредитору либо уполномоченному органу право на такое количество голосов, сколько участников в комитете (иное может быть установлено собранием). Очевидно, что законодатель несколько упростил процедуру кумулятивного голосования. Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

       Кумулятивное  голосование призвано обеспечить учет интересов как крупных кредиторов, так и мелких. Голосование осуществляется лично. Избрание членов комитета происходит одновременно.

       В состав комитета кредиторов избираются физические лица, предложенные конкурсными  кредиторами и уполномоченными  органами на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Государственные и муниципальные  служащие могут быть избраны членами  комитета кредиторов по предложению  уполномоченных органов. По решению  собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно [2.7].  

     3.2 Полномочия и права  комитета кредиторов

     Комитет кредиторов вправе требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего, принимать решения о созыве собрания кредиторов; принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей; принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

     Комитет кредиторов осуществляет следующие функции: 
- представление законных интересов кредиторов и уполномоченных органов; 
- контроль за действиями арбитражных управляющих; 
- иные полномочия, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1.2].

     Решения об образовании комитета, его количественном составе и полномочиях принимаются  исключительно собранием кредиторов большинством от общего количества голосов  кредиторов и уполномоченных органов, указанных в реестре. Однако, если конкурсных кредиторов, уполномоченных органов менее 50, собрание кредиторов может принять решение не образовывать комитет кредиторов.

     Участниками комитета являются не конкурсные кредиторы  – юридические лица, а их представители. Представитель кредитора в комитете действует самостоятельно, от собственного имени. Минимальный количественный состав комитета – 3 чел., максимальный – 11 (пункт 4 статьи 17) [1.2]. Один участник комитета обладает одним голосом, решения принимаются большинством голосов. Целесообразно выбирать в комитет нечетное количество человек в целях исключения ситуации, когда комитет не сможет принять решение, поскольку право решающего голоса в комитете кредиторов законом не предусмотрено. Передача права голоса (т.е. права участия в комитете) членом комитета другому лицу не допускается (пункт 5 статьи 17) [1.2]. 
Комитет собирается и функционирует на основании регламента, который сам принимает и в котором определяются внутренние вопросы его деятельности. Так, например в регламенте работы комитета кредиторов ГОУТП «ТЭКОС» указано, что в комитете кредиторов состоят 5 человек. Председатель и секретарь комитета кредиторов избираются из его членов. Также закреплены полномочия председателя комитета кредиторов, например: организация работы комитета кредиторов, установление и перенос даты собрания комитета кредиторов, обеспечение соблюдения положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т.д.

     Ниже  представлены некоторые права комитета кредиторов, которые его члены правомочны реализовывать в процессе осуществления своих функций:

- право требовать предоставления информации о финансовом состоянии должника и о ходе процедур банкротства; 
- право обжаловать действия управляющего в арбитражный суд; 
- право принимать решения о созыве собраний кредиторов; 
- право принимать решения об обращении к собранию кредиторов с просьбой отстранить управляющего от исполнения его обязанностей; 
- право осуществлять иные полномочия, предоставленные собранием, по принятию определенных решений и совершению определенных действий.

     Комитет кредиторов может реализовывать  свои полномочия через представителя, избираемого на заседании комитета; соответствующее решение должно быть оформлено протоколом заседания  комитета.

     Комитет функционирует на любой из стадий конкурсного процесса – наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Переход к следующей процедуре  банкротства не является основанием переизбрания комитета. Во избежание конфликтных ситуаций все процедуры по делу о банкротстве рекомендуется осуществлять, не переизбирая членов комитета кредиторов. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не регулирует данный вопрос. Может возникнуть ситуация принятия решения только, к примеру, одним постоянным членом комитета кредиторов, что, безусловно, влечет за собой смещение равновесия в сторону интересов отдельных лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве). 
Физические лица – кандидаты в члены комитета предлагаются конкурсными кредиторами и уполномоченными органами. Кредиторы вольны избирать в комитет того, кого считают нужным с позиций наибольшей целесообразности для представления своих интересов.
 
 
 
 

Заключение

       В  ходе проведения процедур банкротства  необходимость защиты прав и интересов  конкурсных кредиторов/уполномоченных органов не менее важна, чем защита интересов иных субъектов конкурсного  права. Эффективность законодательства по урегулированию несостоятельности (банкротства) напрямую зависит от качества норм права, регулирующих данную сферу правоотношений.

       В ходе исследования был изучен правовой статус собрания кредиторов, определены его полномочия. Собрание является одним из инструментов защиты интересов  кредиторов в рамках различных процедур банкротства.

       Также были рассмотрены правомочия комитета кредиторов, являющегося механизмом не только защиты интересов избравшего его собрания кредиторов, но также  повышающего эффективность взаимодействий с кредиторами  в ходе дела о  несостоятельности.

     В ходе исследования выявлена необходимость  более детальной проработки законодательства в отношении урегулирования правомочий собрания и комитета кредиторов. Так, например, право решающего голоса при четном количестве членов комитета кредиторов не обусловлено законом, равно, как и возможность переизбрания членов комитета кредиторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников 

    
  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  И ПРАКТИКА
 

    1.1 Гражданский Кодекс Российской  Федерации (часть вторая ) от 06.01.1996 года № 14-ФЗ (в ред. 06.04.2011)// Российская газета.-1996.-06 фев.; Российская газета.-2011.-08 апр.

    1.2 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 30.11.2011)// Российская газета, № 209-210.-2002.-02.11.

    1.3 Письмо Министерства экономического  развития РФ от 5 сентября 2011 г.  № ОГ-Д06-959 «О сохранении залога до завершения конкурсного производства в отношении имущества должника, в случае если залоговый кредитор не предъявлял требований к должнику в ходе дела о банкротстве».

    1.4 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 N 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве»// Экономика и жизнь, № 33.- 2005

    1.5 Информационное письмо Президиума ВАС  РФ от 20.12.2005 г. № 97 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)» // Хозяйство и право, № 3.- 2006

    1.6 Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.10.2011 по делу N А43-11046/2010

    1.7 Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2010 года по делу № А29-7887/2009 

  1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 

    2.1 Телюкина М.В. Основы конкурсного  права/ М.В. Телюкина// М.-2004.-с.540

    2.2 Вьюкова М.А. Роль первого собрания кредиторов в делах о банкротстве/М.А. Вьюкова// Рязанские ведомости , № 10(3813).-2011.- 25.01.

Информация о работе Правовой статус собрания кредиторов и комитета кредиторов