Правовые основы исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы бюджетного процесса
§ 1. Понятие, стадии и принципы бюджетного процесса
Глава 2.Правовые основы бюджетных процессов различных уровней
§ 1. Бюджетный процесс федерального уровня
§ 2. Бюджетный процесс в субъектах РФ
§ 3. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансовому праву.docx

— 42.54 Кб (Скачать)

 Кроме названных  запретов, законодательство наделяет  орган, исполняющий соответствующий  бюджет, правом не финанси¬ровать расходы, не предусмотренные проектом закона (реше¬ния) о бюджете на очередной финансовый год.

 Детальная регламентация  стадии рассмотрения и утвержде¬ния бюджета осуществляется федеральным законодательством только для федерального бюджета. Порядок и условия представ¬ления проекта региональных и местных бюджетов соответству¬ющему представительному органу для рассмотрения и утверж¬дения проекта бюджета устанавливаются представительным ор¬ганом власти или представительным органом местного самоуправления в соответствующем финансово-правовом акте о бюджетном процессе.

 Исполнение бюджета  означает полное и своевременное  по¬ступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспе¬чение финансирования всех запланированных бюджетных рас¬ходов. Основная задача стадии исполнения бюджета — обеспе¬чение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. В процессе испол¬нения бюджета органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществляют корректировку бюджетных на¬значений, обусловленную подвижностью валютного курса и неравномерностью поступлений доходов в бюджет. На стадии исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым ис-пользованием бюджетных средств, выделяемых соответствую¬щим предприятиям, организациям, учреждениям.

 Эта стадия  бюджетного процесса включает  выполнение до¬ходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить измене¬ния в пределах утвержденных ассигнований по статьям функ¬циональной бюджетной классификации.

 Непосредственная  работа по исполнению соответствующего  бюджета проводится Министерством  финансов РФ, его подразделениями  и органами, Министерством РФ  по налогам и сбо¬рам, Государственным таможенным комитетом РФ и его ор¬ганами на местах, финансовыми отделами исполнительных ор¬ганов власти субъектов РФ или органов местного самоуправле¬ния. Организация исполнения государственных бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов возложена на систему органов казначейства. Казначейство осуществляет кассовое исполнение бюджета.

 Исполнение бюджета  происходит отдельно по доходам  и рас¬ходам. По доходам бюджет исполняют Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ и т. д. По расходам бюджет исполняется участниками бюджет¬ных правоотношений в лице главного распорядителя бюджет¬ных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправле¬ния, имеющий право распределять бюджетные средства по под¬ведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распреде¬ляет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям, утверждает сметы доходов и расходов подведом¬ственных бюджетных учреждений и осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.

 Главным распорядителем  средств федерального бюджета  явля¬ется орган государственной власти Российской Федерации, име¬ющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расхо¬дов федерального бюджета.

 Главным распорядителем  средств бюджета субъекта РФ  или местного бюджета является  орган государственной власти  субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное уч¬реждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюд¬жета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

 Главный распорядитель  исполняет соответствующую часть  бюджета, утверждает сметы доходов  и расходов подведомствен¬ных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведом¬ственным распорядителям и получателям бюджетных средств и т. д.

 Главный распорядитель  и распорядитель бюджетных средств  как органы исполнительной власти  и должностные лица глав¬ного распорядителя и распорядителя бюджетных средств несут ответственность за эффективное и целевое использование выде¬ленных в их распоряжение бюджетных средств.

 Исполнение бюджета  любого уровня осуществляется  на ос¬нове бюджетной росписи, в которой обязательно отражаются все изменения, связанные с исполнением бюджета. На основа¬нии закона о бюджете и сводной бюджетной росписи у органа, исполняющего бюджет, возникает обязанность совершить рас¬ходование средств соответствующего бюджета в течение опреде-ленного срока.

 Бюджетное обязательство  имеет определенный лимит —  объем бюджетных обязательств, определяемый  и утверждаемый для распорядителя  и получателя бюджетных средств  органом, исполняющим бюджет, на  срок не более трех месяцев.  Утверж¬дается лимит бюджетных обязательств органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утверждаемых глав-ным распорядителем бюджетных средств. До всех распорядите¬лей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обя¬зательств доводятся органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия. Лимиты бюд¬жетных обязательств обобщаются в сводный реестр, который представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, образованный законодательным (предста¬вительным) органом.

 В определенных  БК РФ случаях возможно изменение  лими¬тов бюджетных обязательств. Изменения доводятся уполномо¬ченным исполнительным органом, распорядителями бюджет¬ных средств до всех распорядителей и получателей бюджетных средств не позднее чем за пять дней до начала периода действия измененных лимитов. БК РФ запрещается изменять лимиты бюджетных обязательств после истечения половины срока их действия.

 Работа по исполнению  бюджетов всех уровней завершается  31 декабря. До названной даты  включительно органы казначей¬ства обязаны оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. С 31 декабря прекращают действовать все лими¬ты бюджетных обязательств. Все счета, используемые для ис¬полнения бюджетов, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. После 25 декабря не допускается принятие бюджетных обяза¬тельств. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено органами казначейства 28 декабря.

 После завершения  операций по принятым бюджетным  обязательствам завершившегося  года остаток средств на едином  счете бюджета подлежит учету  в доходах этого бюджета насту¬пившего финансового года в качестве остатка средств.

 Составление и  утверждение отпета об исполнении бюджета представляет собой завершающую стадию бюджетного процесса. БК РФ устанавливает оперативную, ежеквартальную, полугодо¬вую и годовую отчетность об исполнении бюджета. Непосред¬ственная работа по сбору, сведению, составлению и представле¬нию отчетности об исполнении бюджета в представительный орган, соответствующий контрольный орган и федеральное каз¬начейство осуществляется уполномоченным исполнительным органом на основе единой методологии. Годовой отчет об ис¬полнении бюджета утверждается (или отклоняется) представи¬тельным органом.

 Глава 2.Правовые  основы бюджетных процессов различных  уровней 

 § 1. Бюджетный  процесс федерального уровня 

 Бюджетный процесс  федерального уровня — это  регламентиро¬ванная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению феде¬рального бюджета, его исполнению и заключению, а также со¬ставлению и утверждению отчета о его исполнении.

 Бюджетный процесс  федерального уровня охватывает  следу¬ющие стадии бюджетной деятельности: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполне¬ние бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

 В соответствии  со ст. 164 БК РФ участниками  бюджетного процесса, обладающими  бюджетными полномочиями на феде¬ральном уровне, являются: Президент РФ; палаты Федерально¬го Собрания РФ — Государственная Дума и Совет Федерации; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; федеральное казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодатель¬ством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномо¬чия.

1. Непосредственная  работа по составлению проекта  федераль¬ного бюджета проводится Министерством финансов РФ. Однако ответственность за эту деятельность несет Правительство РФ.

 Правительство  РФ организует работу по доведению  до зако¬нодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджета на очередной финан¬совый год.

 Составленный  и согласованный проект федерального  бюд¬жета Правительство РФ до 15 августа вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Прави¬тельство РФ вносит в Государственную Думу проекты федераль¬ных законов о бюджетах государственных внебюджетных фон¬дов, а также предложения о повышении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий. Вместе с этими документами в Государственную Думу направляются: предвари¬тельные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года; прогноз соци¬ально-экономического развития Российской Федерации на оче¬редной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса по территории Российской Фе¬дерации на очередной финансовый год; прогноз консолидиро¬ванного бюджета РФ на очередной финансовый год; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюд¬жета субъектов РФ в очередном финансовом году; федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию ре¬гионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год; федеральная адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; рас¬четы по статьям классификации доходов федерального бюдже¬та, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год; международные договоры Российской Федера¬ции, вступившие в силу для Российской Федерации и содержа¬щие ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая нератифицированные международные договоры Российской Федерации о государственных внешних заимст¬вованиях и государственных кредитах; программа государствен¬ных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год, структура внешнего долга Российской Федерации по видам за¬долженности и с разбивкой по отдельным государствам в очеред¬ном финансовом году; структура государственного внутреннего долга Российской Федерации и программа внутренних заимство¬ваний, предусмотренных на очередной финансовый год для фи¬нансирования дефицита федерального бюджета; программа пре¬доставления гарантий Правительства РФ на очередной финансо¬вый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего года; проекты федеральных законов о приостановле¬нии действия или об отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

 Вместе с проектом  федерального закона о федеральном  бюд¬жете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесе¬нии изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ. До 1 августа текущего года Прави¬тельство РФ представляет в Государственную Думу проект фе¬дерального закона о тарифах страховых взносов в государствен¬ные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Кро¬ме этого Правительство РФ представляет в Государственную Думу: оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год; программу предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждо¬му виду расходов и отчет о предоставлении средств на возврат¬ной основе за отчетный год и истекший период текущего года; поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год; проекты программ пре-доставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший финансовый год; предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в том числе по расходам на содержа¬ние военнослужащих и гражданского персонала с указанием их штатной численности

 Центральный банк  РФ до 1 октября текущего года  представ¬ляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на оче¬редной финансовый год, предварительно согласованный с Пре¬зидентом РФ и Правительством РФ.

 Получив проект  федерального закона о федеральном  бюд¬жете на очередной финансовый год, Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Госу¬дарственной Думы в течение суток направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для подготовки заключения о соответствии представленных документов и мате-риалов требованиям БК РФ.

 Одновременно  с внесением в Государственную  Думу законо¬проект о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту РФ.

 После рассмотрения  указанного законопроекта в комитетах  палаты он с замечаниями и  предложениями депутатов выносит¬ся на рассмотрение Государственной Думы, которая может об¬суждать его в четырех чтениях, каждое из которых имеет свой предмет и процедуру.

 Принятый Государственной  Думой федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год согласно Конституции  РФ в течение пяти дней со  дня принятия переда¬ется на рассмотрение Совета Федерации. Указанный федераль¬ный закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Феде¬рации этого федерального закона обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повтор¬ному рассмотрению Государственной Думой.

Информация о работе Правовые основы исполнения бюджета