Правовые основы исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы бюджетного процесса
§ 1. Понятие, стадии и принципы бюджетного процесса
Глава 2.Правовые основы бюджетных процессов различных уровней
§ 1. Бюджетный процесс федерального уровня
§ 2. Бюджетный процесс в субъектах РФ
§ 3. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансовому праву.docx

— 42.54 Кб (Скачать)

 В случае несогласия  Государственной Думы с решением  Со¬вета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух тре¬тей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

 Принятый федеральный  закон о федеральном бюджете  в те¬чение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание и обнародование этого закона Президенту РФ отводится 14 дней. Если Президент РФ в тече¬ние этого срока отклонил закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

 В случае непринятия  федерального закона о федеральном  бюджете до начала очередного  финансового года БК РФ пре¬дусматривает возможность временного управления бюджетом (ст. 190). В случаях невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государ¬ственная Дума может принять федеральный закон о финанси¬ровании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные орга¬ны исполнительной власти производят расходование бюджет¬ных средств в соответствии с указанным федеральным законом (ст. 211 БКРФ)

 Исполнение федерального  бюджета — это важнейший этап  бюджетного процесса, представляющий  собой действия по мо¬билизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют федеральные органы исполни¬тельной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — плательщики налогов в федеральный бюджет, получатели бюджетных средств федерального бюджета.

 Исполнение федерального  бюджета по расходам означает  обеспечение финансирования мероприятий,  предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов: утверждение  и доведе¬ние бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие бюджетных обязательств бюдже¬тополучателями; утверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств; расходы и платежи по реализованным бюд¬жетным обязательствам лиц.

 Исполнение федерального  бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов  федерального бюджета на единый  счет федерального казначейства; распределение в соот¬ветствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм до¬ходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо¬дах федерального бюджета в соответствии с бюджетной класси¬фикацией.

 Отчет об исполнении  федерального бюджета осуществляет¬ся на основании единой методологии, устанавливаемой Прави¬тельством РФ. Правительство РФ предоставляет ежекварталь¬ные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ. Отчет об ис¬полнении федерального бюджета утверждается (или отклоняет¬ся) Федеральным Собранием РФ. Утвержденный отчет об ис¬полнении федерального бюджета подлежит опубликованию. 

 § 2. Бюджетный  процесс в субъектах РФ 

 Бюджетный процесс  на уровне субъекта РФ —  это регламен¬тированная нормами процессуального бюджетного права деятель¬ность субъекта РФ по составлению, рассмотрению и утвержде¬нию бюджета субъекта РФ, его исполнению и заключению, а так¬же составлению и утверждению отчета о его исполнении.

 Бюджетный процесс  на уровне субъектов РФ осуществляется  по тем же принципам и стадиям,  присущим бюджетным про¬цессам других уровней: 1) составление проекта бюджета; 2) рас¬смотрение проекта бюджета, утверждение бюджета; 3) исполне¬ние бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

 Детальное регулирование  бюджетного процесса на регио¬нальном уровне осуществляется нормативными правовыми ак¬тами субъекта РФ в соответствии с федеральным законодатель¬ством. Законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ разрабатывает на своей территории порядок и ус-лопия представления проекта соответствующего бюджета, рас¬смотрения проекта бюджета, утверждения бюджета, его уточне¬ния в ходе исполнения. Названный порядок закрепляется в законе о бюджетном процессе соответствующего субъекта РФ, нормы которого не должны противоречить федеральным нор-мативным финансово-правовым актам .

 Составление проекта  бюджета. Составлению проекта  бюд¬жета субъекта РФ предшествует разработка прогнозов, планов развития и целевых программ соответствующего региона. На основании этих расчетов исполнительный орган государствен¬ной власти составляет проект бюджета субъекта РФ и вносит его на рассмотрение соответствующего представительного орга¬на власти. Конкретные сроки внесения проекта бюджета уста¬навливаются представительным органом власти субъекта РФ самостоятельно. Правительство РФ до начала очередного фи¬нансового года доводит до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на следующий год. Министерство фи¬нансов РФ организует работу по доведению до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ инструктивных писем об особенностях со¬ставления расчетов к проектам бюджетов на следующий финан¬совый год. Федеральные органы власти устанавливают единые для всех территорий нормативы отчислений от регулирующих налогов и объемы финансовой помощи по каждому нуждающе¬муся субъекту РФ. В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют федераль¬ным исполнительным органам государственной власти отчеты об исполнении бюджетов за прошлый финансовый год, а также утвержденные бюджеты на текущий финансовый год. Исполни¬тельный орган государственной власти субъекта РФ вправе вно¬сить свои предложения по изменению и уточнению проектиру¬емых вышестоящим органом государственной власти показате¬лей. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ исполнитель¬ный орган государственной власти предоставляет в федераль¬ный орган исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования размеров финансовой помощи. Рассмотрение этих предложений первоначально производится в соответствующем исполнительном органе государственной власти. В случае их полного или частичного отклонения федеральный орган испол¬нительной власти обязан совместно с заинтересованным орга¬ном исполнительной власти субъекта РФ составить протокол об имеющихся разногласиях. Для рассмотрения возникающих раз¬ногласий законодательные (представительные) органы государ¬ственной власти на паритетных началах образуют согласитель¬ную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии доводятся до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней. Окончательное решение принимается федеральным законодательным (предста¬вительным) органом государственной власти.

 Исполнительные  органы государственной власти  субъектов РФ доводят до органов  местного самоуправления соответствую¬щие указания по разработке проектов бюджетов.

 Стадия рассмотрения  и утверждения бюджетов субъектов  РФ в различных регионах осуществляется  дифференцированно. Единым правилом  является постатейное рассмотрение  проекта бюджета законодательным  (представительным) органом госу¬дарственной власти субъекта РФ. Как правило, предваритель¬ное рассмотрение проекта закона о бюджете субъекта РФ про¬исходит в комитетах законодательного (представительного) органа государственной власти региона. Для более тщательного предварительного обсуждения законопроекта о бюджете коми¬теты могут проводить открытые депутатские слушания. Затем комитет по бюджетным вопросам в установленный региональ¬ным бюджетным законодательством срок анализирует и обоб¬щает заключения комитетов и выводы депутатских слушаний и готовит сводное заключение по проекту закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Сводное заключе¬ние направляется исполнительному органу государственной власти субъекта РФ в целях доработки указанного законопроек¬та с учетом предложенных замечаний. Срок его доработки уста¬навливается бюджетным законодательством субъекта РФ. Уточ¬ненный проект закона о бюджете вносится на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, который в установленный срок его рас¬сматривает и принимает постановление о принятии проекта закона о бюджете за основу либо о его отклонении. Процедура рассмотрения проекта закона о бюджете в субъектах РФ регла¬ментирована по-разному. Например, ст. 9 Закона Алтайского края от 13 января 1999 г. № 1-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» допускает рассмотрение проекта закона о краевом бюджете в двух чтениях; ст. 12 Закона Санкт-Петербурга от 5 января 1996 г. № 155-26 «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербур-ге» предписывает Законодательному Собранию Санкт-Петер¬бурга рассматривать проект бюджета в трех чтениях; ст. 59 Зако¬на Приморского края от 19 июня 1997 г. № 86-КЗ «О бюджет¬ном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае» устанавливает порядок принятия закона о краевом бюджете в четырех чтениях.

 В случае непринятия  закона о бюджете субъекта  РФ на сле¬дующий год до начала нового финансового года законодатель¬ный (представительный) орган государственной власти субъек¬та РФ принимает постановление, предоставляющее право ис¬полнительному органу государственной власти осуществлять бюджетное финансирование на определенный срок в размере 1/12 объема расходов предыдущего года.

 Исполнение бюджета  субъекта РФ относится к компетен¬ции исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Непосредственное исполнение бюджета осуществляется финансовыми органами на основе годовой (с поквартальным распределением) росписи доходов и расходов бюджета, состав¬ляемой в соответствии с поквартальным распределением дохо¬дов и расходов этого бюджета. В настоящее время большинство субъектов РФ перешли на казначейскую систему исполнения бюджета.

 Исполнение бюджета  субъекта РФ начинается 1 января  и заканчивается 31 декабря года, на который этот бюджет утвер¬жден. Порядок совершения заключительных операций по бюд¬жету устанавливается финансовым органом соответствующего субъекта РФ по согласованию с территориальным органом фе¬дерального казначейства и территориальным органом Централь¬ного банка РФ.

 Отчет об исполнении  бюджета субъекта РФ готовит  испол¬нительный орган государственной власти, ответственный за ис¬полнение бюджета. Отчет составляется на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств с обязательным со¬блюдением требований бюджетной классификации. Как прави¬ло, в годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ вклю¬чаются также определенные документы и справочно-информационные материалы: сведения о займах (ссудах), выданных из бюджета субъекта РФ, о выданных гарантиях и поручительствах по кредитам кредитных организаций; справка об использовании внутренних и внешних заимствований по каждому виду заим-ствования, условиях заимствования и сроках возврата; реестр внутреннего и внешнего долга субъекта РФ и т. п.   Отчет об исполнении бюджета представляется соответствую¬щему законодательному (представительному) органу государ¬ственной власти для рассмотрения. В большинстве субъектов РФ действует правило об одновременном представлении отчета и в финансово-контрольный орган (контрольную, счетную па¬лату и т.п.) региона. По результатам рассмотрения законода¬тельный (представительный) орган государственной власти при¬нимает решение в форме закона об утверждении отчета. Утвер¬жденный отчет об исполнении бюджета субъекта РФ или решение о его отклонении подлежат обязательному опублико¬ванию в соответствующих официальных средствах массовой ин¬формации.

 При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в испол¬нительном органе государственной власти субъекта РФ может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов РФ соглас¬но заключенным соглашениям между исполнительным ор-ганом государственной власти субъекта РФ и Министерства финансов РФ.

 Законодательный  (представительный) орган государственной  власти принимает решение по  отчету об исполнении бюджета  после получения аудиторского  заключения соответствующего контрольно-счетного  органа. Если в ходе внешнего  аудита бюд¬жета будет выявлено несоответствие его исполнения утвержден¬ному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассиг-нованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий законодательный (представитель¬ный) орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В этом случае исполнительный орган государственной власти имеет право обратиться в прокуратуру для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законода-тельства и привлечения к ответственности виновных должност¬ных лиц. Если законодательство субъектов РФ предусматривает ответственность исполнительного органа государственной влас¬ти перед законодательным (представительным) органом госу¬дарственной власти (досрочное прекращение полномочий, вы¬ражение недоверия и др.), то последний вправе возбудить про-цедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц. После утверждения отчетов об ис¬полнении бюджетов исполнительные органы государственной власти публикуют их в средствах массовой информации. 

 § 3. Бюджетный  процесс в муниципальных образованиях 

 Бюджетный процесс  в муниципальных образованиях  осуще¬ствляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетным законодательством субъекта РФ и правовыми акта¬ми муниципального образования.

 Бюджетный процесс  в муниципальном образовании  охваты¬вает следующие стадии в отношении местного бюджета: 1) со¬ставление проекта бюджета; 2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

 На муниципальном  уровне бюджетный процесс осуществля¬ется на основе принципов, присущих как бюджетному процессу всего государства, так и только бюджетной деятельности муни¬ципальных образований. Особенностью бюджетного процесса местного уровня является наличие принципа необходимости учета местных особенностей и традиций.

 Началом бюджетного  процесса местного уровня является  разработка проекта бюджета, осуществляемая  на основе плана экономического  и социального развития территории  муници¬пального образования. Местная администрация вносит проекты плана и программ развития территории на утверждение пред¬ставительного органа. На этой стадии органы местного самоуп¬равления руководствуются также Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозирова¬нии и программах социально-экономического развития Россий¬ской Федерации»  с последующими изменениями, ежегодными постановлениями Правительства РФ о порядке разработки пла¬нов социально-экономического развития.

Информация о работе Правовые основы исполнения бюджета