Предмет и система финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.
Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость.

Содержание

Введение.
1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права
2. Система финансового права
3. Принципы финансового права
4. Источники финансового права
5. Понятие финансово-правовой нормы, ее структура. Особенности и виды финансово-правовых норм
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

фин.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

      Основой всех источников финансового права  является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.

      В настоящее время приняты Бюджетный  кодекс и Налоговый кодекс. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.

      Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права.

      Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности, в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д.

      Нормы финансового права содержатся и  в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, налоговой инспекции, таможни и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению. Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке. 

      5. Понятие финансово-правовой нормы, ее структура. Особенности и виды финансово-правовых норм 

      Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.

      Содержание  финансово-правовых норм - это правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

      Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

      Содержание  обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет).

      Обязывающие нормы - обязывают совершить определенные действия - уплатить платежи.

      Устанавливающие нормы - устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных действий в предусмотренных рамках.

      В зависимости от своего содержания могут  быть материальными или процессуальными.

      Материальные - закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков.

      Процессуальные  - устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

      Структура финансово правовой нормы.

      Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы, конкретное условие на право совершения определенного действия - обязанность уплатить предприятию, а государственный бюджет налог на прибыль, но если это предприятие расчетный счет и самостоятельный баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль.

      Диспозиция - содержание самого правила поведения, предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

      САНКЦИИ - определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства.

 

       6. Заключение 

      Россия  вступила в новый век и новое  тысячелетие с твердым намерением окончательно построить государство  с рыночной экономикой. Понятно, что развитие рынка связано с дальнейшим развитием производства, социальной инфраструктуры, ростом ВВП в целом, в том числе за счет малого и среднего бизнеса. Дальнейшее развитие товарооборота и товарно-денежных отношений - также непременное условие развития рынка, а все это может быть успешно осуществлено только при условии хорошо развитой финансовой системы государства. Ее основа - общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Эта система может нормально функционировать и развиваться только при условии хорошего правового обеспечения всей финансовой деятельности государства, прежде всего нормами финансового права.

      Финансовое  право - это совокупность норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые и дают возможность осуществлять реальное государственное управление. C помощью норм финансового права государство направляет потоки денежных средств в нужном для него направлении, где они аккумулируются и расходуются и, таким образом, стимулируется развитие той или иной деятельности государства, как в экономической, так и социально-культурной области. Для развития рыночной экономики очень важно, во-первых, чтобы государство поддерживало области деятельности, непосредственно влияющие на рынок, т.е. направляло деньги на развитие и поддержание промышленности, сельского хозяйства и, конечно, малого и среднего бизнеса. C другой стороны, очень важно, чтобы налоги, собираемые государством для пополнения доходной части всей бюджетной системы, не ложились бы тяжелым бременем на юридических и физических лиц, которые при непосильной налоговой нагрузке сворачивают производство, a стимулировало бы их платить налоги полностью и в то же время давало бы уверенность, что уплата налогов их не разорит.

      Ежегодно  принимаемый закон о федеральном  бюджете дает общую картину об основном централизованном фонде денежных средств государства, об источниках его формирования и направлениях его расходов, что при хорошем анализе позволяет представить полную картину развития государства на год. Поскольку бюджет принимается до начала года и все экономические расчеты по нему также производятся до начала текущего года, можно с уверенностью сказать, что бюджет - это финансовый плановый акт государства, который, объективно выражая перспективы развития государства на год, будучи принят как закон, содержит обязательные экономические предпосылки развития всех сфер деятельности государства в нужных направлениях, определяемых его политикой, на данный отрезок времени (для бюджета - это год).

      Исходя  из того, что общество - это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся система, можно сказать, что и государство  выступает как система, обеспечивающая саморегуляцию и самонастройку общества, a финансовая, в том числе бюджетная система, обеспечивают нормальное функционирование государства. Именно финансы, основой которых является бюджет, - лучший информационный источник во всей государственной деятельности, они являются основой системы прямых и обратных связей в государстве, дают возможность осуществлять постоянный мониторинг - слежение рублем за всеми процессами в государстве и обществе. Роль норм финансового права состоит в том, чтобы создать правовые коридоры для нормального функционирования системы финансов.

 

       7. Список используемой литературы 

  1. Финансовое  право / Учебник / под ред. Е.Ю.Грачевой, Г.П.Толстопятенко – М., 2005 г.
  2. ФЗ от 25.09.1997 № 126-ФЗ (ред. от 28.12.2004) "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 10.09.1997)
  3. Финансовое право / Учебник / Отв. ред. Н.И.Химичева – М., 1999
  4. Конституция РФ
  5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (ред. от 17.05.2007 г.)
  6. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (ред. от 02.11.2007 г.)

Информация о работе Предмет и система финансового права