Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"

Работа содержит 1 файл

ekzamen_fp.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

Как экон.категорию кредит обычно определяют как «определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности».

Гос.(мун.) кредит является одной из важнейших разновидностей кредита. Для этого вида кредита характерна ден.форма кредита. Само наименование данного кредита — «гос.(мун.) кредит» — свидетельствует о том, что субъектом этого кредита выступает гос.или мун.образование. 
Первоначально к этой категории относился лишь гос.кредит, и все теоретические конструкции строились применительно к кредитной деятельности гос-ва. Однако с внедрением м.с.у. к данной категории стали относить и мун.кредит. Но следует подчеркнуть, что для отождествления этих видов кредита нет оснований — они существенно различаются. 
Во-первых, гос.кредит — это такое движение ден.средств, которое связано с возникновением и прекращением гос-й собств-сти. Скажем, при размещении гос.займа имеет место возникновение гос-й собств-сти, при погашении займа — ее прекращение. Мун.кредит связан с иной формой собств-сти — мун-й. Во-вторых, гос.кредит организуют и осуществляют органы гос-й власти. Мун.кредит организуют и осуществляют органы м.с.у., которые гос.органами не являются. Это означает, что мун.кредит является негосударственным. Поэтому объединение государственного и муниципального кредита в категорию, обычно именуемую «гос.(мун.) кредит», неточно уже постольку, поскольку это приводит к отрицанию различий в осуществлении различных видов власти — гос-й и м.с.у., но и различных видов собств-сти — гос-й и мун-й. 
В наст.время в качестве названия, объединяющего оба этих вида кредита в одну категорию, предлагается термин «публичный кредит». 
Такое название представляется правильным. Но оно не означает, что эти виды кредита регулируются публичной отраслью права (т.е. финансовым правом). Термин «публичный» отображает два свойства этого кредита. 1 — субъектами кредита выступают публичные образования: РФ, Sы Федерации, м.о.. 2 — кредиты осуществляются в «публичных интересах», т.е. в интересах общества (в рамках соответствующей территории).

Исторически сложилось  так, что, во-первых, первой разновидностью публичного кредита был гос.кредит — мун.кредит возник позже. Во-вторых, под гос.кредитом понимались лишь гос.займы, т.е. отношения, в которых гос-во выступает в качестве заемщика. Такое мнение сложилось еще в дореволюционные времена. Было оно господствующим и в советские времена». 
Однако со временем стала расширяться и такая практика кредитной деятельности гос-ва, как предоставление кредитов, когда оно выступает в роли заимодавца. Это сказалось и на понимании категории «гос.кредит» — помимо гос.заимствования, в нее стали включать и гос.кредитование. Правда, некоторые авторы по-прежнему отождествляют гос.кредит с гос. займами. 
Такое опред-е предст.правильным. Если в процессе осуществления кредитной деятельности гос-во может выступать как в качестве заемщика, так и кредитора, то и категория «гос.кредит» должна охватывать как гос.заимствование, так и гос.кредитование.

Гос.и мун.долг – обязательства, возникающие из гос.и мун.займов, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или м.о. – ст. 6 БК РФ. «Как экономическая категория гос.долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение». 
Гос.долг России возникает, прежде всего, в результате гос.заимствований России, (п. 1 ст. 103 БК РФ). 
Другой составляющей частью гос.долга России являются долговые обязат-ва по гос.гарантиям, предоставленным Россией. 
Третьей составляющей гос.долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на гос.долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.

 

46. Гос.(мун.) долг: понятие, виды. Виды долговых обязательств РФ, Sа РФ, муниципального образования.

Гос.или мун.долг - обязательства, возникающие из гос.или мун.заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, Sом РФ или м.о.;

Виды гос.долга:

-капитальный – общая сумма задолженности гос-ва по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам.

- текущий – сумма расходов гос-ва по всем долговым обязат-вам, срок погашения которых уже наступил.

Гос.долг РФ полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федер.собств-сти имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства РФ:  
- кредитные соглашения и договоры, заключ-е от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, иностр.гос-вами и международными фин.организациями; 
гос.займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 
- договоры и соглашения о получении РФ бюдж.ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюдж.системы РФ; 
- договоров о предоставлении РФ гос.гарантий; 
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства  РФ могут быть краткосрочными (до одного года),среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет) (-это все так). Долговые обяз-ва РФ погашаются в сроки, которые определяются конкр.условиями займа и не могут превышать 30 лет. 
Изменение условий выпущенного в обращение гос.займа, в том числе сроков выплаты и размера %ных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем гос.внутр.долга РФ включаются: 
- основная номинальная сумма долга по гос.ценным бумагам РФ; 
- объем основного долга по кредитам, полученным РФ; 
- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней; 
- объем обязательств по гос.гарантиям, предоставленным РФ.

В объем гос.внутр.внешнего долга РФ включ.:

- объем обязательств  по гос.гарантиям, предоставленным РФ; 
- объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностр.государств, кред.организ-ий, фирм и международных фин.организаций.

Управление гос.долгом РФ осущ.Правительством РФ.

Реструктуризация долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих гос.или мун.долг, с заменой указанных долговых обяз-в иными долговыми обяз-вами, предусматривающими др.условия обслуживания и погашения обязательств.

Предельные объемы гос. внутр.долга и гос.внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной фин.год утверждаются федер.законом о федеральном бюджете на очередной фин.год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. 
Предельный объем гос.нешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению гос.внешнего долга РФ.

Виды долговые обязательства Sа РФ:

1) гос.ценным бумагам  Sа РФ;

2) бюдж.кредитам, привлеченным  в бюджет Sа РФ от других бюджетов бюдж.системы РФ;

3) кредитам, полученным Sом  РФ от кред.организ-ий, иностр.банков  и междун.фин.организаций;

4) гос.гарантиям Sа  РФ.

В объем гос.долга Sа РФ включаются:

1) номинальная сумма  долга по гос.ценным бумагам  Sа РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным Sом РФ;

3) объем основного  долга по бюдж.кредитам, привлеченным  в бюджет Sа РФ от других  бюджетов бюдж.системы РФ;

4) объем обяз-в по  гос.гарантиям, предоставленным  Sом РФ;

5) объем иных (за исключением  указанных) непогашенных долговых обяз-в Sа РФ.

В объем гос.внутр.долга Sа РФ включаются:

1) номинальная сумма  долга по гос.ценным бумагам  Sа РФ, обяз-ва по которым выражены  в валюте РФ;

2) объем основного  долга по кредитам, полученным Sом  РФ, обяз-ва по которым выражены  в валюте РФ;

3) объем основного  долга по бюдж.кредитам, привлеченным  в бюджет Sа РФ от других  бюджетов бюдж.системы РФ;

4) объем обяз-в по  гос.гарантиям, предост-м Sом РФ, выраженным в валюте РФ;

5) объем обяз-в Sа  РФ перед РФ, возникающих в  иностр.валюте в рамках использования целевых иностр.кредитов (заимствований);

6) объем иных (за исключением  указанных) непогашенных долговых  обязательств Sа РФ, обязательства  по которым выражены в валюте  РФ.

В объем гос.внешнего долга Sа РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по гос.ценным бумагам Sа РФ, обяз-ва по которым выражены в иностр.валюте;

2) объем основного  долга по кредитам, полученным Sом  РФ, обяз-ва по которым выражены  в иностр.валюте;

3) объем обяз-в по  гос.гарантиям, предоставленным  Sом РФ в иностр.валюте, а также предоставленным в обеспечение обяз-в в иностр.валюте;

4) объем иных (за исключением  указанных) непогашенных долговых  обяз-в Sа РФ, обяз-ва по которым  выражены в иностр.валюте.

Виды долговых обяз-в м.о.:

1) ценным бумагам м.о. (мун.ценным бумагам);

2) бюдж.кредитам, привлеченным  в местный бюджет от других  бюджетов бюдж.системы РФ;

3) кредитам, полученным  м.о. от кред.организ-ий;

4) гарантиям м.о. (мун.гарантиям).  

В объем мун.долга включаются:

1) номинальная сумма  долга по мун.ценным бумагам;

2) объем осн.долга по бюдж.кредитам, привлеченным в местный бюджет;

3) объем основного  долга по кредитам, полученным  м.о.;

4) объем обяз-в по  мун.гарантиям;

5) объем иных (за исключением  указанных) непогашенных долговых  обяз-в м.о..

 

47. Управление государственным (муниципальным) долгом: органы и методы управления.

Органы:ст.101 БК РФ

Управление гос.долгом осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Минфинансов РФ

Управление гос.долгом Sа РФ осуществляется высшим исп.органом  гос.власти субъекта РФ либо фин. органом Sа РФ в соответствии с законом Sа РФ

Управление мун.долгом осуществляется исп.-распорядительным органом м.о.(местной администрацией) в соответствии с уставом м.о..

Методы управления гос.долгом

- Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

- Аннулирование (дефолт) – отказ гос-ва от выплаты  долга и его процентов  по выпущенным ранее займам.

- Конверсия – принятие  решения гос-вом об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, гос-во обычно снижает размер выплаты процентов.

- Новация – соглашения  между заемщиком и кредитором  о прекращении действия обязательств, а также замене их иными  обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

- Унификация – принятие  решения гос-вом об объединении  нескольких выпущенных ранее  займов, когда происходит обмен  облигаций ранее выпущенных займов  на облигации новых займов.

- Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Гос-во всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

- Отсрочка погашения  займа (или всех выпущенных  заранее займов) – проводится  в том случае, когда дальнейший  выпуск новых займов не несет для гос-ва фин.активности.

Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязат-в с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В БК РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Такие методы управления гос.долгом, как конверсия, унификация и консолидация гос.наймов чаще всего осуществляются в отношении внутр.займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Управление гос.долгом - совокупность мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых гос.ценных бумаг.

Дополнительно:Хотя и существует график выплат госдолга, но управление реальной динамикой долговых обяз-в предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной гос.долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экон.роста важны не абсолютные их размеры, а доля гос.долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экон. роста. В настоящее время основными принципами гос.политики РФ в области внутр.заимствований являются следующие:

1. Замещение гос.внешнего  долга РФ внутренними заимствованиями,  т.е. увеличение размеров гос.внутр.долга  в ближайшие годы будет обусловлено использованием его на погашение внешнего долга.

2. Удлинение сроков  заимствования. В настоящее время  в структуре госдолга РФ нет  краткосрочных (до 1 года) заимствований,  в нём преобладают ценные бумаги, носящих средне- и долгосрочный  характер. Для решения этой задачи доходность краткосрочных ценных бумаг сокращалась до 6,5% годовых, а среднесрочных и долгосрочных повышаться -- до 8,5 -- 10,5%.

3. Повышение уровня  рыночной ликвидности и расширение  круга активных инвесторов. Для  этого совместно Минфином РФ и Банком России подготовлена Программа введения института первичных дилеров и эталонных выпусков на рынке ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее время предусматривается, что одним из активных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг должен стать Пенс.фонд РФ. С этой целью в 2004 г. было принято решение осуществить первое размещение нового вида гос.ценных бумаг – гос.сберегательных облигаций -- ГСО. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенс.накоплений.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"