Структура органов государственной власти Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

Каждое государство реализовывает свою деятельность через государственные органы, любой из которых является частью государственного аппарата. Аппарат государства - это не просто соединение его органов, а упорядоченная, организованная, единая система. Смысл этой организованности заключается, прежде всего, в том, что всякий орган государства выполняет вполне конкретные функции, имеет свое поле ответственности. Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию в установленном им порядке.

Содержание

Введение
Понятие органов государственной власти
Принципы построения органов государственной власти
3. Структура органов исполнительной власти
4. Структура финансовых органов государственной власти
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Система органов государственной власти РФ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«финансовый университет 

при Правительстве Российской Федерации»  
 

Дисциплина

Финансовое  право 

Реферат на тему:

«структура органов государственной власти

  Российской федерации» 
 
 
 
 

Выполнила работу:

студентка группы ФК 3-16,

Соколова  мария 
 
 
 
 
 

Москва 2012

 

Содержание

Введение

  1. Понятие органов государственной власти
  2. Принципы построения органов государственной власти

   3. Структура органов исполнительной власти

   4. Структура финансовых органов государственной власти

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

     Каждое государство реализовывает свою деятельность через государственные органы, любой из которых является частью государственного аппарата. Аппарат государства - это не просто соединение его органов, а упорядоченная, организованная, единая система. Смысл этой организованности заключается, прежде всего, в том, что всякий орган государства выполняет вполне конкретные функции, имеет свое поле ответственности. Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию в установленном им порядке. В нынешнем обществе характер функций государственных органов определяется конституцией и другими законодательными актами.

     В правовом государстве реализуется  принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между  собой, и, уравновешивая друг друга.

     Федеративное  устройство государства предполагает выделение государственных органов  РФ и государственных органов  субъектов Федерации. Государственные  органы могут делиться на избираемые гражданами и формируемые другими  государственными органами (прокуратура, суды), они бывают единоличными и коллегиальными. 

1. Понятие и принципы  построения органов  государственной  власти

     Одно  из главнейших предназначений Конституции  РФ состоит в организации системы  органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, которые отражают различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как результативная система правления.

     Органы  государственной  власти - основная часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

     Он создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

     Каждый  орган государственной власти имеет  свою особую структуру и объем  полномочий, которые отличают его  от прочих органов власти, но все они вместе выступают как одно целое. Поэтому, орган государственной власти - это составная часть государственного механизма, участвующая в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

     Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной  власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми  и материально-финансовыми средствами.

     Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

     Конституция определяет способ и порядок образования  органов государственной власти. На федеральном уровне государственную  власть в РФ осуществляют Президент  РФ, Федеральное Собрание (Совет  Федерации и Государственная  дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления  задач государственной власти, осуществления  деятельности российского государства. Так, например, Федеральное собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.

     Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления  при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношений между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.

     Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и  в качестве обязанностей, имеет четко  установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.

2. Принципы построения органов государственной власти

     Обычно  объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы.

     Для органа государственной власти характерен особый, как правило, установленный  Конституцией порядок его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении Государственной думы, Совета Федерации и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко - в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.

     Характерным признаком органа государственной  власти является установленная в  правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального собрания РФ).

     Органы  государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных  в установленном законом порядке  государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

     Наряду  с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и  функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти - установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.

     Местное самоуправление - это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РФ или ее субъектов и занимаются в основном делами, имеющими местное значение.

     Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

     Другим  важнейшим принципом системы  органов государственной власти является принцип единства системы  государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую, построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает в определенных пределах установление такой системы для судебных и исполнительных органов государственной власти. Но такая система, построенная на иерархической основе, совершенно исключена для органов законодательной власти, которые действуют на основе полной самостоятельности и решения которых не могут быть отменены или изменены соответствующим общефедеральным органом законодательной власти РФ. А такие органы государственной власти, например, как прокуратура, не могут в смысле полной самостоятельности быть разделены на органы общефедеральные и субъектов Федерации, имея в виду полную самостоятельность последних, так как система прокуратуры строится на основе строгой централизации и подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящему, а всей системы прокуратуры - Генеральному прокурору РФ.

Информация о работе Структура органов государственной власти Российской федерации