Субъекты финансового права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – характеристика субъектов финансового права РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.раскрыть и охарактеризовать категорию «субъекты финансового права»;
2.классифицировать разновидности субъектов финансового права по различным основаниям;
3.выявить видовые особенности субъектов российского финансового права.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Общетеоретическая характеристика субъектов финансового права .5

1.1. Понятие субъекта финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2. Классификация субъектов финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава 2. Характеристика и видовые особенности субъектов финансового права РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.1. Публичные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.2. Коллективные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.3. Индивидуальные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 28

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

курсовик (нов).docx

— 75.56 Кб (Скачать)

     1.2. Классификация субъектов финансового права 

     Круг  участников финансовых отношений, субъектов  финансового права очень широк  и разнообразен. Однако они могут  быть классифицированы, исходя из места, занимаемого ими в финансовой системе, и особенностей участия  в финансовых правоотношениях, это можно проследить по приложению № 3.

     Особенности предмета финансового права обусловливают  классификацию его субъектов  по различным основаниям, наиболее значимыми из которых выступают  следующие.

    В зависимости  от организационно-правового статуса  выделяются: 1) общественно-территориальные субъекты (государство в целом – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования);

  1. коллективные субъекты РФ (государственные и общественные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, финансово-промышленные группы и т. д.);
    1. индивидуальные субъекты (физические лица, в некоторых случаях – должностные лица). 

В зависимости  от полноты обладания финансово-правовым статусом выделяются:

    1) субъекты с общим финансово-правовым статусом;

    2)субъекты с особенным финансово-правовым статусом (например, административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования, административно-территориальные образования особого режима – закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны).3 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪКТОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РФ 

    2.1. Публичные субъекты финансового права 

     Определяющим  свойством, характеризующим публичных  субъектов в современный период как самостоятельных субъектов, является возложение на них юридической  ответственности, которая наступает  не за финансовое правонарушение, а  вытекает из обязанности обеспечивать выполнение экономических и других задач, направленных на укрепление финансового  состояния своей территории.  

     В современных условиях для осуществления  публичной финансовой деятельности особое значение приобретают общественно-территориальные  субъекты.

     Государство (Российская Федерация в целом  и субъекты РФ) является субъектом  финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции  РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном  кодексе РФ, в конституциях и уставах  субъектов РФ и других актах.

     Российская  Федерация в целом должна рассматриваться  как субъект финансового права  и в случае взимания, а также  взыскания федеральных налогов  и сборов. В Российской Федерации  право государства на взимание налогов  и сборов не зафиксировано в Конституции  РФ. О его существовании можно  сделать вывод при анализе  ст. 1 и 2 Налогового кодекса РФ, где  записано, что «настоящий Кодекс устанавливает  систему налогов, взимаемых в  федеральный бюджет…», а «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации…». Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты. Право Российской Федерации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 НК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыскание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества.

     Таким образом, Российская Федерация выступает  в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так  и отдельно (например, в отношении  денежной эмиссии или государственного кредита).

     Российское  государство – субъект финансового права не только в целом, но и в качестве субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

     Следующий общественно-территориальный субъект финансового права – муниципальные образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

     Исходя  из ст. 5, 8, 15 ФЗ «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование  является субъектом финансового  права в отношении прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска  муниципальных займов, а также  взаимосвязанных с этими правами  обязанностей и прав.

     Кроме того, из бюджета субъекта РФ местному бюджету выделяются: а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных  образований; б) субвенции и иные формы помощи, предусмотренные бюджетным  законодательством субъекта РФ4. Соответственно, муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав на получение вышеназванных финансовых ресурсов.

     Во  всех вышеперечисленных случаях  муниципальные образования (т.е. население), являясь субъектом финансового  права, выступают в финансовых правоотношениях  в лице представительных и соответствующих  исполнительных органов местного самоуправления.

     Важный  гарант самостоятельности муниципального образования  – это его финансовая независимость, которая предоставляет возможность органам местного самоуправления управлять рисками; отвечать по своим обязательствам; самостоятельно определять судьбу муниципальной собственности; формировать, утверждать и исполнять местный бюджет и многое другое.

     Осуществляя финансовую деятельность и решая  вопросы местного значения, муниципальные  образования реализуют налоговые, бюджетные, кредитные и другие полномочия. Свидетельством тому, что муниципальные  образования обладают финансовой правосубъектностью, служит значительная нормативная база.

     В соответствии с названным Федеральным  законом, БК РФ и НК РФ муниципальное  образование является субъектом  финансового права относительно муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования   

    2.2. Коллективные субъекты финансового права 

     Большой круг субъектов финансового права  составляют коллективные субъекты. Под  коллективными субъектами финансового  права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как единое целое (приложение № 2).

     Существование коллективных субъектов в нашем  государстве, обусловлено объективными причинами, в том числе и динамично  развивающимися рыночными отношениями, оказывающими значительное влияние  на их качественный состав и разнообразие. К ним относятся, за исключением  публичных субъектов, организации  с правами юридического лица, а  также субъекты, не обладающие признаками таковых (объединения, союзы, филиалы, представительства и др.). Резюмируется, что большая часть коллективных субъектов финансового права представлена органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами местного самоуправления.

     Среди коллективных субъектов выделяется круг участников, присутствие которых  в финансовых правоотношениях обязательно. Императив участия в финансовой деятельности относится к органам  государственной власти и органам  местного самоуправления. Посредством  участия государственных и муниципальных  органов в процессах аккумулирования, распределения и использования  фондов денежных средств осуществляется реализация публичной финансовой деятельности. В силу этого государственные органы подразделяются на имеющие общую компетенцию и обладающие специальными финансово-правовыми полномочиями.

     К коллективным субъектам финансового  права относятся:

а) органы государственной власти;

б) Центральный  банк РФ;

в) коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;

г) организации (предприятия, бюджетные учреждения).

     Основанием  для признания органов государственной  власти субъектами финансового права  является наличие у них компетенции  в области финансовой деятельности государства. Коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной  власти.

     Органы  государственной власти, являясь  коллективными субъектами финансового  права, выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере  его финансовой деятельности, они  находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в  установленных им пределах.

     Финансово-правовой статус коллективных субъектов, обладающих властными полномочиями, характеризуется  двойственной природой. С одной стороны, они выполняют волю публичного субъекта и реализуют его функции, и у них, непременно, присутствует интерес для осуществления публичной финансовой деятельности, а, значит, и финансового контроля. С другой, – это самостоятельные участниками в финансовых отношениях: платят налоги, получают кредиты, бюджетные ассигнования и т.п.

     В круг представительных и исполнительных органов государственной власти в качестве субъектов финансового  права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а органов исполнительной власти – органы как общей, так и специальной компетенции.

     Представительные  органы государственной власти выступают в качестве коллективных субъектов финансового права осуществляя главным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. Так, на федеральном уровне в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ, находится контрольно-бюджетный комитет, наделенный этой функцией. Кроме того, государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления финансовой деятельности государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государственной власти выступают не как коллективные субъекты финансового права, а от лица государства как субъекта финансового права.

     К коллективным субъектам финансового  права относится также и Центральный  банк РФ. Как уже отмечалось, Центральный  банк РФ является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства. Поэтому он обладает компетенцией в  сфере финансов и является субъектом  финансового права. Это имеет  место тогда, когда в соответствии со ст. 23 ФЗ «О Центральном банке РФ», он выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в ряде случаев Центральный банк РФ выступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений в сфере государственных финансов. Так, в соответствии со ст. 26 ФЗ «О Центральном банке РФ» 50% прибыли Банка России перечисляется в доход федерального бюджета5. В аналогичном качестве Центральный банк выступал до 1996 г., когда выделял кредиты Правительству РФ на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Наконец, Центральный банк РФ является участником отношений в сфере финансов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ. Во всех этих случаях Центральный банк РФ выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо. Поэтому, являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.

Информация о работе Субъекты финансового права РФ