Субъекты финансового права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – характеристика субъектов финансового права РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.раскрыть и охарактеризовать категорию «субъекты финансового права»;
2.классифицировать разновидности субъектов финансового права по различным основаниям;
3.выявить видовые особенности субъектов российского финансового права.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Общетеоретическая характеристика субъектов финансового права .5

1.1. Понятие субъекта финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2. Классификация субъектов финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава 2. Характеристика и видовые особенности субъектов финансового права РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.1. Публичные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.2. Коллективные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.3. Индивидуальные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 28

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

курсовик (нов).docx

— 75.56 Кб (Скачать)

     Помимо  Центрального банка РФ к коллективным субъектам финансового права  относятся коммерческие банки, выступающие  в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

     Коммерческие  банки являются субъектами финансового права обладая правом валютного контроля предприятий, направленным на обеспечение расходов государства. Кроме того, коммерческие банки являются коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Эти права коммерческих банков установлены постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации». Их финансово-правовой характер, а значит, «вовлеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гарантирует производство основной массы операций в безналичном порядке через расчетный счет. В этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.

     Коллективными субъектами финансового права, помимо перечисленных, являются организации (предприятия, бюджетные учреждения). Последние обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

  1. прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований;
  2. прав на получение бюджетных кредитов;
  3. обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения;
  4. обязанностей по уплате налогов и сборов;
  5. обязанностей налоговых агентов;
  6. прав на участие в процессе составления проекта бюджета (сметный процесс);
  7. обязанности представлять в налоговые органы информацию.

     Среди коллективных субъектов финансового  права особым правовым статусом обладают малые предприятия, поскольку вступают в финансовые правоотношения с публичными субъектами на особых (как правило, льготных) условиях. Так, приоритетным направлением государственной финансовой политики считается развитие льготного  кредитования субъектов малого бизнеса6; малые предприятия уплачивают налоги по упрощенной системе; в малых предприятиях применяется ускоренный порядок начисления амортизации7; аудит финансовой деятельности малых предприятий осуществляется по особым правилам (стандартам).8

     В определенных финансовым законодательством  правоотношениях обязанности предприятий  могут исполняться их обособленными подразделениями. Так, статья 19 HК РФ предоставляет возможность филиалом, другим обособленным подразделениям предприятий выполнять по месту своего нахождения налоговые обязательства учредителей.

     Самостоятельными  субъектами финансового права, относящимися к разновидности коллективных, являются учреждения и организации. Для названной группы субъектов основными целями деятельности является выполнение государственных или муниципальных функций.

     Финансовая  деятельность учреждений и организаций  не предназначена для извлечения прибыли и распределения ее между  участниками, поэтому выполнение публичных  функций влечет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета. Например, в соответствии с Законом РФ «Об  образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Следовательно, деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем  на основе государственных и местных  нормативов, определяемых в расчете  на одного обучающегося. Федеральные  нормативы финансирования образовательных  учреждений ежегодно устанавливаются  федеральным законом, принимаемым  одновременно с федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

     В системе коллективных субъектов  финансового права интересной особенностью обладают аудиторские организации, проводящие обязательный аудит. Общий  правовой статус аудиторских организаций  определен Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Финансово-правовой статус аудиторская организация приобретает в том случае, если она выступает контрольным органом по осуществлению обязательного аудита, поскольку именно этот вид аудита относится к финансовому регулированию и имеет публично- правовой характер, так как направлен на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности официального бухгалтерского учета.

     Организации являются коллективными субъектами финансового права, выступая в качестве налоговых агентов. Согласно п.2 ст. 9, 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации, на которые возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Финансовая правосубъектность организаций как налоговых агентов существует в отношении их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики9. В числе обязанностей налоговых агентов следующие:

     1) правильно и своевременно исчислять,  удерживать из денежных средств,  выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные  фонды) соответствующие налоги;

     2) в течение одного месяца письменно  сообщать в налоговый орган  по месту своего учета о  невозможности удержать налог  у налогоплательщика и о сумме  задолженности налогоплательщика;

     3) вести учет выплаченных налогоплательщикам  доходов, удержанных и перечисленных  в бюджеты (внебюджетные фонды)  налогов, в том числе персонально  по каждому налогоплательщику;

     4) представлять в налоговый орган  по месту своего учета документы,  необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

     Кроме того, коллективными субъектами финансового  права должны признаваться организации, в обязанность которых входит представление в налоговые органы информации, необходимой для исчисления налогов, а также выполнения некоторых  других операций. Перечень этих организаций  дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать налоговые органы обязаны:

     1) органы, регистрирующие организации  и физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица;

     2) органы, регистрирующие физических  лиц по месту жительства либо  рождения и смерти;

     3) органы, регистрирующие недвижимое  имущество, являющееся объектом  налогообложения;

     4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты  населения и проч., которые осуществляют  опеку, попечительство или управление  имуществом подопечного;

     5) органы, уполномоченные совершать  нотариальные действия в отношении  нотариального удостоверения права  на наследство и договоров  дарения;

     6) органы, выдающие лицензии, свидетельства  и иные подобные документы  физическим лицам, осуществляющим  на свой риск деятельность, направленную  на систематическое получение  дохода от оказания платных  услуг.

     В круг этих же субъектов финансового  права включаются и банки, которые  в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны  сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя. Кроме того, банки являются коллективными  субъектами финансового права и в отношении обязанностей по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков и взысканию налогов и сборов по решению налогового органа10.

     Среди этой группы субъектов финансового  права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма  государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления11. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой, обусловленной наличием у государственных органов полномочий по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их самостоятельности.

  В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные  формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Они создаются  на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.

     Указом  Президента от 5 декабря 1993 г. Установлена новая форма объединений — финансово-промышленные группы, деятельность которых впоследствии урегулирована законом12. Это совокупность юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов), объединяющих инвестиции (капиталы), материальные и финансовые ресурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для повышения эффективности производственного процесса. 

    2.3. Индивидуальные субъекты финансового права 

     Индивидуальными субъектами являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.

     Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ – они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ст. 32)13.

     Все индивидуальные субъекты имеют равную финансовую правоспособность, ограничение  которой не допускается. При этом ее объем в течение жизни может  изменяться, что фактически означает: не может быть равным и объем реализованной  правоспособности гражданина, т.е. совокупности тех субъективных прав и юридических  обязанностей, которыми обладает то или  иное конкретное лицо в определенный момент времени.

     Финансовая  правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний.

     Факторами, влияющими на объем правосубъектности индивидуального субъекта, могут быть: принадлежность к российскому гражданству, возраст, медицинский критерий (психическое здоровье). К тому же история развития финансового законодательства указывает на предоставление гражданам льгот по демографическим признакам (например, инвалидам, детям-сиротам), с учетом общественно-полезной деятельности (депутатам, сотрудникам милиции), с возникновением неблагоприятных обстоятельств (пострадавшим от радиоактивного облучения) и др.

     Сегодня они, помимо налоговых отношений, могут  вступать в  правоотношения по кредитованию, страхованию и другим поводам, например, в связи с внесением добровольных взносов и пожертвований и т.п.

     Содержание  финансовой правоспособности физического  лица раскрывается и через его  права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права  физического лица носят производный  от обязанностей характер.

     Финансовая  правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность  лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

     Среди субъектов финансового права  — физических лиц выделяются особые группы — индивидуальные предприниматели  и финансовые резиденты.

Информация о работе Субъекты финансового права РФ