Субъекты финансового права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – характеристика субъектов финансового права РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.раскрыть и охарактеризовать категорию «субъекты финансового права»;
2.классифицировать разновидности субъектов финансового права по различным основаниям;
3.выявить видовые особенности субъектов российского финансового права.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Общетеоретическая характеристика субъектов финансового права .5

1.1. Понятие субъекта финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2. Классификация субъектов финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава 2. Характеристика и видовые особенности субъектов финансового права РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.1. Публичные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.2. Коллективные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.3. Индивидуальные субъекты финансового права . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 28

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

курсовик (нов).docx

— 75.56 Кб (Скачать)

     Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.

     Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется  налоговым и валютным законодательством  и служит важным элементом правового  статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными  резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение календарного года.

     Физические  лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так  и опосредованно. Наибольшее число  индивидуальных субъектов участвует  в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях. Индивидуальные субъекты реализуют финансовую правосубъектность и посредством участия в финансовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     В качестве субъектов финансового  права все граждане России, коллективные и территориальные субъекты имеют  между собой равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское финансовое законодательство может  устанавливать некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет  государства. Например, существуют более жесткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций, ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде российских банков, особый порядок лицензирования валютных операций, участия в налоговых отношениях и т. д. Подобное различие в финансово-правовом статусе внутренних и иностранных субъектов присуще многим странам, в том числе с развитой экономикой и устойчивой национальной валютой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Субъектами  финансового права являются лица (физические или юридические), государственно-территориальные  образования и их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях.

     Субъекты  финансового права имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях.

     Субъекты  финансового права весьма многообразны. Они подразделяются на три группы: а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

     К общественно-территориальным образованиям относятся Российская Федерация  в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования. К коллективным субъектам – органы государственной власти, организации и проч. Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица и иногда должностные лица.

     Субъекты  финансового права классифицируются, исходя из места, занимаемого ими  в финансовой системе, и особенностей участия в финансовых правоотношениях. Классификация субъектов финансового  права: В зависимости от организационно-правового  статуса; В   зависимости от наличия прав и обязанностей; В зависимости от полноты обладания финансово-правовым статусом; В зависимости от вида финансовых правоотношений

     Определяющим  свойством, характеризующим публичных  субъектов в современный период как самостоятельных субъектов, является возложение на них юридической  ответственности, которая наступает  не за финансовое правонарушение, а  вытекает из обязанности обеспечивать выполнение экономических и других задач, направленных на укрепление финансового состояния своей территории.  

     Российское  государство  –  субъект финансового права не только в целом, но и в качестве субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации.

     Применительно к финансовому праву государство  в целом является субъектом в  отношении: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных  налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне  взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного  регулирования.

     Помимо  Российской Федерации и субъектов  РФ в качестве субъектов финансового  права в классификационный ряд  «общественно-территориальные образования» включаются муниципальные образования. Муниципальное образование является субъектом финансового права  в отношении прав: формирования и  исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска  муниципальных займов, а также  взаимосвязанных с этими правами  обязанностей и прав.

     Под коллективными субъектами финансового  права,  понимают организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами ерсонифицировано, как единое целое. К коллективным субъектам финансового права относятся: а) органы государственной власти; б) Центральный банк РФ; в) коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;г) организации (предприятия, бюджетные учреждения).

     Индивидуальными субъектами являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лиц. Индивидуальные субъекты помимо налоговых отношений, могут вступать в  правоотношения по кредитованию, страхованию и другим поводам, например, в связи с внесением добровольных взносов и пожертвований и т.п.

     Среди субъектов финансового права  – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    БИБЛИОГРАФИЯ 

    Нормативно-правовые источники 

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//Российская газета
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. От 30.09.2010)//Российская газета
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. От 28.11.2009)// Российская газета
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. От 28.09.2010)// Российская газета
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. От 28.09.2010) (с изм. И доп., вступающими в силу с 01.10.2010// Российская газета
  6. Письмо Государственной налоговой службы РФ от 8 мая 1997 г. № 13-0-16/122 «О начислении ускоренной амортизации в малых (и приравненных к ним) предприятиях» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1997. № 7.
  7. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» // Аудиторские ведомости. 2000. № 12
  8. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»//СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
  9. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»//СЗ РФ. 2001. № 38. Ст. 4746
  10. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006;
  11. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.09.2010) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)//Российская газета.
  12. О создании казенных предприятий см. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий» // СЗ РФ. 1994. № 5. С. 303. Ст. 115 ГК РФ.
  13. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 811 «О финансировании Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» // СЗ РФ. 2000. № 44. Ст. 4388.
  14. САПП. 1993. № 49. Ст. 4766; Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697. 15.
  15. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»

      Учебная и научная литература 
       

  1. Крохина Ю.А. Финансовое право России. //Ю.А. Крохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 688 с.
  2. Мелихова Л.В. Финансовое право. – М.: КЦ Маркетинг, 2005. – 236 с.
  3. Финансовое право России: альбом схем.  Под ред. Козырина А.НМ.: ЦППИ, 2007. — 324 с.
  4. Финансовое право России: Учебник/ Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А. Пепеляев С.Г. – М.: ТЕИС, 2005. – 231с.
  5. Финансовое право. Учебник./ Отв. Ред. Химичева Н.И. – М.: Изд-во БЭК, 2007. – С.525с.
  6. Финансовое право. Учебник./ Под ред. Горбуновой О.Н. – М.: Юрист, 2006. – 400с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

14  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 
 
 

15  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Классификация субъектов финансового права16

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Субъекты финансового права РФ