Анализ финансов пивоваренной отрасли в 2008 году

Автор: Ирина Синицына, 31 Октября 2010 в 23:19, доклад

Описание работы

Актуальность работы: За последние годы по показателям производства пивоваренная отрасль стала пятой в мире. Позитивная динамика роста рынка подтверждается достаточно стабильными показателями на протяжении последних пяти лет

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Анализ финансов пивоваренной отрасли в 2008 году.doc

— 935.50 Кб (Скачать)

    Внешнеэкономическая деятельность

    Несмотря  на развитие производителями пива отечественной сырьевой базы, импорт ряда компонентов имеет большое значение для пивоваренной индустрии.  В связи с этим, принятое в мае 2008 года Правительством Республики Казахстан решение установило запрет на экспорт риса, стало поводом для обращения Союза в Министерство экономического развития РФ. 24 июня Союз направил письмо Директору Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ М.Ю. Медведкову. В обращении отмечается, что Республика Казахстан является основным поставщиком дробленного риса (рисовой сечки) для некоторых российских пивоваренных компаний, которые используют рис в производственном процессе ряда сортов пива. По итогам 2007 года общий объем поставок дробленного риса из Казахстана составил более 14 тыс. тонн. В 2008 году было запланировано увеличение его поставок на 10%, но в связи с введением данного запрета поставлено лишь 29%. Кроме того, в настоящее время отсутствует как технологическая, так и сырьевая возможность замены дробленного риса другим альтернативным сырьем. Таким образом, действие запрета экспорта в отношении дробленного риса из Республики Казахстан является серьезной проблемой для некоторых российских пивоваренных компаний. В этой связи Союз обратился с просьбой принять меры по разрешению сложившейся ситуации и отмене данного запрета.17 

    Подготовка  вступления России в ВТО

    Вступление  России на условиях равноправного партнерства  с учетом интересов отечественных  производителей затрагивает все  ключевые сегменты экономики, включая  пивоваренную индустрию.  В рамках этой работы 19 мая Союз направил в Министерство экономического развития РФ запрос, в котором просил проинформировать о достигнутых договоренностях в части установления таможенных пошлин на товары, используемые в пивоваренном производстве: солод, патока крахмальная и дрожжи. 26 мая в Союз поступил ответ заместителя Директора Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ А.К. Кушниренко. В ответе, в частности, отмечается, что в ходе переговоров о присоединении России к ВТО были согласованы следующие уровни связывания таможенных пошлин: солод неподжаренный – начальный уровень связывания 10%, конечный уровень связывания ставки пошлины 7%, переходный период – 1 год, патока крахмальная – начальный уровень связывания 40%, но не менее 0,18 евро за 1 кг, конечный уровень – 20%, но не менее чем 0,09 евро за 1 кг, переходный период 5 лет, дрожжи активные культурные - начальный уровень связывания ставки пошлины 15%, конечный уровень связывания ставки – 12,5%, переходный период 1 год.

    Справка: начальный уровень связывания ставки пошлины - уровень импортной пошлины, с которым страна присоединяется к ВТО. Конечный уровень связывания ставки пошлины - уровень импортной  пошлины, до которого страна должна снизить  начальный уровень импортной  пошлины в течение переходного периода и с которым страна будет участвовать в ВТО. 18

    Социальная  ответственность

    Акция «После 18» Программа по предотвращению потребления пива несовершеннолетними входит в число значимых направлений социальной политики Союза. Новый этап акции «После 18» состоялся в рамках Десятого Международного Московского фестиваля пива при поддержке Правительства города Москвы.

    В период проведения фестиваля, который  проходил с 14 июня по 22 июня на территории спортивного комплекса «Лужники», компании-члены Союза распространили 1000 знаков-стикеров в розничных торговых точках. Кроме того, ряд компаний - участников фестиваля в дни его проведения организовали мероприятия по осуществлению общественного контроля за выполнением требований законодательства.19 

2.2. Законодательство пивоваренной отрасли. Основные изменения и дополнения  по состоянию на 2008 год

 

    Нормативно-правовое регулирование

    Участие представителей экспертного сообщества в законотворческой деятельности является одной из важнейших составляющих нормативно-правового регулирования пивоваренной индустрии. В рамках этой работы 24 апреля 2008 года Комитетом по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации принято решение об образовании при Комитете Экспертного совета  по вопросам государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции. Председателем Экспертного совета утвержден Председатель Исполнительного Комитета Союза российских пивоваров  В.И.Мамонтов.   Совет создан с целью  содействия оптимизации законотворческой деятельности в сфере государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции. 

    Акцизное  регулирование 

    В отчетный период Союз существенно активизировал  работу в сфере акцизного регулирования  пивоваренной отрасли. 12 мая 2008 года Союз обратился к Председателю Правительства  РФ В.В. Путину в связи с подготовкой  Министерством финансов РФ законопроекта о «Внесении изменений в статью 193 главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Данный законопроект предусматривает значительное увеличение ставки акциза на пиво на 2009 – 2010 годы.  Основным аргументом для повышения ставки акциза является рост среднего уровня цен на потребительские товары и инфляция. В связи с этим Союз отмечает, что в последнее время решения об увеличении налоговой нагрузки на отрасль принимаются без учета экономических факторов развития рынка и социальных последствий. Среди негативных факторов, к которым может привести увеличение ставки акциза, – усиление ценовой диспропорции между пивоваренной продукцией и крепкими алкогольными напитками и вином и рост потребительской инфляции. Союз обратился к Председателю Правительства РФ В.В. Путину с просьбой не допустить необоснованных решений по увеличению акциза на пиво и рассмотреть вопрос о замораживании ставки акциза на пиво на 2009-2011 гг.  

    Вместе  с тем следует отметить, что  на этапе рассмотрения данного законопроекта в Госдуме РФ рядом депутатов было внесено предложение о введение системы акцизооблажения единой для всей алкогольной продукции, включая пиво.  Данное решение неизбежно привело бы к целому комплексу негативных последствий для пивоваренной отрасли. В результате проведенных представителями Союза консультаций с членами профильных Комитетов ГосДумы данная поправка была снята с рассмотрения.  

    Рекламная деятельность

    Реклама является одним из ключевых элементов  коммуникации производителя с потребителем пива и имеет не только коммерческое, но и большое социальное значение. В связи с этим,  Союз уделяет особое внимание совершенствованию рекламного законодательства. Особый акцент направлен на  регулирование спонсорской деятельности пивоваренных компаний.20

    В мае члены Совета Федерации В.Л. Мутко и В.А. Озеров внесли на рассмотрение Госдумы РФ проект ФЗ «О внесении изменений  в статью 22 Федерального закона «О рекламе», доработанный по замечаниям на основании  решения Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству. Данным законопроектом предлагатся разрешить рекламу пива и пивоваренных компаний на стадионах во время международных спортивных соревнований, если производители пива являются спонсорами этих соревнований. В связи с этим, 17 июня Союз направил письмо В.Л. Мутко и В.А. Озерову. В обращении отмечается, что в указанном законопроекте речь идет лишь об официальных международных спортивных мероприятиях, что исключает спонсорскую деятельность отечественных производителей пива по поддержке национальных спортивных соревнований и российского спорта в целом.

    Об  использовании в рекламе пива образов людей животных

    Во  втором квартале Союз продолжил работу по совершенствованию правопимени тельной практики ФЗ «О рекламе».  15 мая 2008 года в адрес Союза поступило письмо заместителя Руководителя ФАС РФ А.Б. Кашеварова. Данное письмо стало ответом на соответствующий запрос Союза об использовании в рекламе пива образов людей и животных. В своем комментарии представитель Службы отмечает, что «не будет противоречить закону демонстрация в рекламе пива товара, элементом оформления которого выступает товарный знак, содержащий образы людей или животных. Однако демонстрация такого товарного знака в отрыве от самого товара будет рассматриваться, как нарушение пункта 6 части 1 статьи 22 «Закона о рекламе».21 

 

Заключение

 

В данной работе были выполнены следующие  задачи: 

  • рассмотрены финансово – экономических показатели  пивоваренной отрасли первого полугодия 2008 г.,
  • проанализированы дальнейшие  перспективы пивоваренной отрасли Российской Федерации;
  • проведен обзор современного законодательства регулирующего действия пивоваренной отрасли;
  • проведен обзор последних изменений пивоваренной отрасли

       На  основании решенных задач можно  сделать следующие выводы.

       Пивоваренная  отрасль России подошла к рубежу, когда можно с большой долей  уверенности говорить о насыщении  рынка и о замедлении темпов роста  производства до европейского уровня. Об этом, по мнению многих экспертов, свидетельствуют данные статистики по итогам первого полугодия 2008 г. и анализ сравнительной характеристики аналогичных показателей предыдущих лет. Сбалансированное развитие пивоваренной отрасли может быть обеспечено совместными усилиями пивоваров, государства и общества.

       По  итогам 2007 г. из общего объема продаж 77,5% пришлось на долю российского рынка.

       Безусловно, самым значительным фактором сдерживающим развитие отрасли в 2008 г. стало повышение акциза на пиво, который в 2007 г. был проиндексирован на 32,4%. Такое значительное увеличение налоговой нагрузки однозначно сыграло свою негативную роль и снизило потенциал для роста в пивоваренном секторе.

       В целом первое полугодие 2008 г. было относительно насыщено сообщениями о новых  планах или завершившихся проектов. Но при этом единственная новость о региональном поглощении не вызвала особо ажиотажа среди экспертов и была принята как закономерное развитие рынка.

       На  сегодняшний день развитие крупного пивоваренного бизнеса в России вышло на ту стадию, когда процессы консолидации и становления рынка в целом практически завершены. Это обеспечивает относительно стабильное дальнейшее развитие крупнейших концернов по производству пива в рамках европейских и мировых тенденций. В тоже время, такой сегмент российской пивоваренной индустрии как малое и среднее пивоварение все еще продолжает формировать свою нишу. При этом фактор технологической модернизации производства выходит на первый план для этих компаний

       Предварительный анализ показывает, что производство пива в России будет и дальше постепенно замещать крепкий алкоголь, обеспечивая государство стабильным и прозрачным поступлением денежных средств в бюджеты всех уровней, при этом доля налоговых поступлений от продажи водки и ЛВИ имеет тенденцию к сокращению.

       На  сегодняшний день развитие крупного пивоваренного бизнеса в России вышло на ту стадию, когда процессы консолидации и становления рынка в целом практически завершены. Это обеспечивает относительно стабильное дальнейшее развитие крупнейших концернов по производству пива в рамках европейских и мировых тенденций. В тоже время, такой сегмент российской пивоваренной индустрии как малое и среднее пивоварение все еще продолжает формировать свою нишу. При этом, фактор технологической модернизации производства выходит на первый план для этих компаний.

 

Список  литературы

 
  1. Давыдова, И. А. Некоторые особенности функционирования пивоваренной отрасли: Специфика российского рынка пива. //Министерство РФ по налогам и сборам. Налоговый вестник. -2000. - № 1. - С. 96 – 98
  2. Бережнов Г.В. Инструменты для роста. Инструменты управления развитием предприятия. // Российское предпринимательство. – 2003. – №10. – С.14-17.
  3. Броневицкий П. Пути ячменного зерна. // ГЕО. – 2004. – № 5. – С. 136-146.
  4. Верхуф Б. ПИВО. Большая энциклопедия. – М.: АСТ, 2005. – 325 с.
  5. Джексон М. ПИВО. 500 Великих Марок. – М.: Дом-экспресс, 2003. – 124 с.
  6. Довгань В. Книга о пиве. – М.: АСТ, 2000. – 96 с.
  7. Ильясов Ф. Рекламоспособность пивной тары. // Рекламные технологии. – 2003. – №9. – С.3-5.
  8. Каплина О.В. Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива). // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – №4. – С.28-48.
  9. Куликов П. Рынок к пиву. // Новости торговли. – 2007. – №4.; – С.20-25.
  10. ПИВО. Путеводитель. / Под ред. А.В. Петроченкова. – М.: Книга, 2003. – 148 с.
  11. Пивной рынок России. // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2008. – №3. – С.149-157.
  12. Саяпин А. Путь пива: через PR к цивилизованному рынку. // Деловые люди. – 2005. – № 1/2. – С. 69-71.
  13. Стяжкина В. Принятие оптимальных решений при выборе стратегии реализации продукции в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры. // Инвестиции в России. – 2007. – № 8. – С. 40-42.
  14. Усенко Н. И. Пивной бум в России (Обзор состояния и тенденций развития пивоваренной промышленности). // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2007. – № 3. – С. 54

Информация о работе Анализ финансов пивоваренной отрасли в 2008 году