Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Автокомплектация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
‒ раскрыть сущность и значимость проведения анализа финансового состояния, дать описание источников информации, необходимых для проведения анализа;
‒ обосновать выбор методики проведения оценки финансовой деятельности предприятия Общества с ограниченной ответственностью «Автокомплектация»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия 6
1.2 Методы финансового анализа 10
1.3 Порядок проведения анализа финансового состояния предприятия 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АВТОКОМПЛЕКТАЦИЯ» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Оценка имущественного положения 22
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 24
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия 27
2.5 Анализ прибыли и рентабельности предприятия 31
2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Автокомплектация» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Работа содержит 1 файл

Автокомплектация.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

     Количественно финансовая устойчивость оценивается двояко: во-первых, с позиции структуры источников средств, во-вторых, с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников. Соответственно выделяют две группы показателей, называемые условно коэффициентами  капитализации и коэффициентами покрытия. Показатели первой группы рассчитываются в основном по данным пассива баланса (доля собственного капитала в общей сумме источников, доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных пассивов, под которыми понимается собственный и заемный капитал, уровень финансового левериджа и др.). Во вторую группу входят показатели, рассчитываемые соотнесением прибыли до вычета процентов и налогов с величиной постоянных финансовых расходов, т. е. расходов, нести которые предприятие обязано независимо от того, имеет оно прибыль или нет.[24]

     Деловая активность

     В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле - как его текущая производственная и коммерческая деятельность.

     Количественная  оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим  трем направлениям:

  • оценка степени выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям и анализ отклонений;
  • оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;
  • оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов коммерческой организации.

     Именно  последнее направление является ключевым, а суть его состоит в  том, чтобы обеспечить рациональную структуру оборотных средств. Логика текущего управления финансами подчинена требованию эффективного использования оборотных средств — по возможности каждый рубль должен «работать» и не быть чрезмерно долго «омертвленным» в активах. Контроль за этим осуществляется путем расчета показателей оборачиваемости.

     Поскольку трансформация средств в ходе текущей деятельности осуществляется по схеме: ... деньги => производственные запасы => средства в расчетах (дебиторы) => деньги .... то «омертвление» денежных средств относится прежде всего к запасам и дебиторам.

     Оборачиваемость (в оборотах). Важнейшие индикаторы финансово-хозяйственной деятельности — выручка от продаж и прибыль — находятся в прямой зависимости от показателей оборачиваемости. Взаимосвязь здесь очевидна — предприятие, имеющее относительно небольшой запас оборотных средств, но более эффективно их использующее, может добиться тех же результатов, что и предприятие с большим объемом оборотных активов, но нерациональной их структурой и завышенной по сравнению с текущими потребностями величиной. Кроме того, оборотные активы, находящиеся на разных стадиях кругооборота, как правило, взаимосвязаны: ускорение оборачиваемости на отдельной стадии чаще всего сопровождается мерами по ускорению оборачиваемости и на других стадиях.

     Эффективность вложения средств в производственные запасы может характеризоваться показателями оборачиваемости, измеряемыми в оборотах или в днях.

     Оборачиваемость в оборотах: его рост в динамике рассматривается как положительная тенденция и характеризуется как ускорение оборачиваемости средств в запасах. Оборачиваемость рассчитывается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Экономическая интерпретация индикатора такова: он показывает, сколько раз в течение отчетного периода обернулись денежные средства, вложенные в запасы. Основной фактор ускорения оборачиваемости в системе управления оборотными средствами — обоснованное относительное снижение запасов: чем меньшим запасом удается поддерживать ритмичность производственно-технологического процесса, тем выше эффективность и рентабельность.[24]

     Прибыль и рентабельность

     Результативность  деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др. В числе ключевых факторов — уровень и структура затрат (издержек производства и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их динамика, структурные изменения, а основные показатели— уровень издержек производства (обращения) и абсолютная и относительная экономия (перерасходы) издержек.

     Можно выделить различные показатели прибыли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользователей. Поскольку данные показатели являются наиболее распространенными обобщенными характеристиками успешности деятельности компании, необходима четкая и однозначная их идентификация, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения.

     Показатели  рентабельности — это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой  базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности.

     Коэффициенты  рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:[18]

  1. норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции;
  2. норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции;
  3. норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ  ООО «АВТОКОМПЛЕКТАЦИЯ»

2.1 Краткая характеристика  предприятия

 

      ООО «Автокомплектация» создано в июне 2006 года, занимается оптово-розничной торговлей запасными частями к авто- и сельхозтехнике.

      Имеет два магазина: один в Челябинске, второй в Копейске, зарегистрированный как обособленное подразделение.

      В основные расходы входят: зарплата, аренда, рекламные расходы, услуги банка, транспортные расходы. Фонд оплаты труда  в месяц 168000т.р.

      В штате 8 человек: директор, коммерческий директор, главный бухгалтер, грузчик, 4 продавца.

      Рис. 2.1. Оргструктура предприятия ООО  «Автокомплектация»

     Конкурентное  преимущество товаров компании обеспечивается внедрением систем управления качеством  и конкурентоспособными ценами. Постоянно  отслеживается качество изготовленной  продукции.

 

2.2 Оценка имущественного положения

 

     По  данным бухгалтерской отчетности строится аналитический баланс и дается общая  оценка  финансового положения  организации, а также оценивается состояние и использование имущества организации.

     Также анализируются данные аналитического баланса по горизонтали и вертикали.

Таблица 1. Аналитическая группировка и  анализ статей актива и пассива баланса. В тысячах рублей.

АКТИВ 2006 2007 2008 Отклонение 2007 к 2008 гг. Удельный  вес, % Изменение уд.веса 2007 от 2008 г., %
тыс. руб. % 2006 2007 2008
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ                                                     
Нематериальные  активы (110) - - - - - - - - -
Основные  средства (120) 36 32 27 -5 -15,6 5,3 8,02 6,0 -2,12
Незавершенное строительство (130) - - - - - - - - -
Прочие  внеоборотные активы (150) - - - - - - - - -
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1 (190) 36 32 27 -5 -15,6 5,3 8,02 6,0 -2,12
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ                  
Запасы  и затраты (210+220) 111 65 176 111 170,7 16,4 16,3 39,0 22,8
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев) (230) - - - - - - - - -
ИТОГО МЕДЛЕННОРЕАЛИЗУЕМЫЕ  АКТИВЫ (210+220+270) 111 65 176 111 170,7 16,4 16,2 39,0 22,8
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев) (240) 180 182 84 -98 -53,8 25,6 45,61 18,6 -27
ИТОГО БЫСТРОРЕАЛИЗУЕМЫХ АКТИВОВ (240) 180 182 84 -98 -53,8 25,6 45,61 18,6 -27
ИТОГО ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (230+240+270) 180 182 84 -98 -53,8 25,6 45,61 18,6 -27
Краткосрочные вложения (250) 10 - - - - 1,5 - - -
Денежные  средства (260) 339 120 164 44 26,8 51,2 30,07 36,4 6,33
ИТОГО НАИБОЛЕЕ ЛИКВИДНЫЕ  АКТИВЫ (250+260) 349 120 164 44 26,8 52,7 30,07 36,4 6,33
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2 (290) 640 367 424 57 13,4 94,7 91,88 94,0 2,2
БАЛАНС (190+290) 676 399 451 52 11,5 100 100 100 -
ПАССИВ 2006 2007 2008 Отклонение 2007 к 2008 гг. Удельный  вес, % Изменение уд.веса 2007 от 2008 гг., %
тыс. руб. % 2006 2007 2008
3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ                                                               
Уставный  капитал (410) 10 10 10 - - 1,5 2,5 2,2 -0,3
Добавочный  капитал и резервный капитал (420+430) - - - - - - - - -
Специальные фонды и целевое финансирование (440+450) - - - - - - - - -
Нераспределенная  прибыль (460-465+470-475) 80 96 167 71 42,5 11,8 24,0 37,0 13
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 3 (490) 90 106 177 71 40,1 13,3 26,5 39,3 12,8
4. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА                  
ИТОГО ДОЛГОСРОЧНЫХ ЗАЕМНЫХСРЕДСТВ (590) - - - - - - - - -
ИТОГО ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (590+630+640+650) - - - - - - - - -
5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА                  
Займы и кредиты (610) 180 - - - - 26,6 - - -
ИТОГО КРАТКОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (610+660) 180 - - - - 26,6 - - -
Кредиторская  задолженность (620) 406 293 274 -19 -6,5 60,1 73,5 60,7 18,1
ИТОГО СРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (620) 406 293 274 -19 -6,5 60,1 73,5 60,7 18,1
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 5 586 293 274 -19 -6,5 86,7 73,5 60,7 18,1
ИТОГО ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ (590+690) 586 293 274 -19 -6,5 86,7 73,5 60,7 18,1
БАЛАНС (490+590+690) 676 399 451 52 11,5 100 100 100 -

 

      Как видно из таблицы 1, основными источниками  финансовых ресурсов коммерческой организации  являются заемные средства (в виде кредиторской задолженности), доля которых снизилась за истекший год на 12,8% и достигла 60,7%. Доля собственных средств, наоборот, повысилась на 12,8% и составила 39,3%, что говорит о положительной динамике развития предприятия. Большая часть финансовых ресурсов организации вложена в оборотные активы, доля которых за истекший период возросла на 13,4% и достигла 94% общей суммы хозяйственных средств. Это произошло в основном за счет снижения дебиторской задолженности на 98 тыс. руб. и повышения денежных средств на 44 тыс. руб.

      У предприятия нет долгосрочных финансовых вложений, что свидетельствует об отсутствии инвестиционной деятельности на предприятии.

      Из  таблицы 1 также видно, что общая  сумма капитала и резервов выросла  на 40,1%, что в сумме составило 71 тыс. руб. Это произошло за счет повышения нераспределенной прибыли. Уставный капитал остался прежним.

      За  анализируемый период на предприятии  не возникло никаких долгосрочных обязательств.

      Краткосрочные финансовые вложения снизились на 6,5%, что в сумме составило 19 тыс. руб. Это произошло за счет снижения кредиторской задолженности. Общая сумма заемных средств также уменьшилась на 19 тыс. руб.

      По  полученным данным видно, что на предприятии  идет уменьшение дебиторской задолженности  и уменьшение кредиторской, что свидетельствует  об увеличении финансовой устойчивости предприятия.

      На  данном предприятии достаточно высокая  доля заемного капитала 60,7%, это свидетельствует  о том, что необходимо уменьшать  задолженности предприятия.

      В общем, подводя итоги, можно сказать, что на предприятии идет улучшение финансового состояния, т.к. доля обязательств уменьшается.

2.3 Анализ ликвидности  и платежеспособности  предприятия

 

      Анализ  ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей  ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые сгруппируются по степени срочности их погашения.

      В зависимости от степени ликвидности  активы предприятия разделяются  на следующие группы:

      А1 - наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;

      А2- быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность и прочие активы;

      А3 - медленно реализуемые активы - запасы (без строки 217 и расходов будущих периодов);

      А4 - труднореализуемые активы - итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

      Пассивы баланса группируются по степени  срочности их оплаты:

      П1- наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;

      П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства;

      П3 - долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства;

      П4 - постоянные пассивы - итог раздела III пассива баланса.

      Баланс  считается абсолютно ликвидным, если соблюдается следующее соотношение: А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4.

Таблица 2. Анализ ликвидности баланса предприятия

АКТИВ На 2006 г. На 2007 г. На 2008 г. ПАССИВ На 2006 г. На 2007 г. На 2008 г. Платежный излишек (+) или недостаток (-)
на  начало года на конец года
А1 349 120 164 П1 406 293 274 + 173 + 110
А2 180 182 84 П2 180 - - - 182 - 84
А3 111 65 176 П3 - - - - 65 - 176
А4 36 32 27 П4 90 106 177 + 74 +150

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Автокомплектация»