Анализ финансовой деятельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Важная роль отводится анализу финансовой деятельности предприятий. С его помощью выбираются пути развития предприятия, разрабатываются планы и управленческие решения, а так же осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

1 Сущность, функции и механизм финансового анализа предприятия. 2
1.1 Виды анализа, его классификация. 5
1.2.Мультифакторный анализ внутренней и внешней среды предприятия. 9
1.3. SWOT анализ, как альтернативный метод выявления резервов и перспектив развития предприятия. 12
1.4 Общая характеристика деятельности ООО «K-Rauta». 13
2. Горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности ООО «K-Rauta». 15
3. Коэффициентный анализ финансовой отчётности ООО «K-Rauta». 25
3.1.Показатели ликвидности. 25
3.2.Показатели рентабельности 28
3.3.Показатели платежеспособности. 31
4. Обобщение результатов анализа по финансовому состоянию предприятия. 36
Заключение. 38

Работа содержит 1 файл

Fin. analiz.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

       Все магазины фирмы «K-Rauta»  находятся в хорошем географическом месте, что выгодно отличает их от конкурентов. У всех магазинов оборудованы автостоянки. Фирма «K-Rauta»  постоянно учавствует в конкурсах, которые проводят как бюджетные, так и частные предприятия. Это позволяет фирме увеличивать ежемесячный оборот и вовремя планировать поставку товара.

    1.1.Мультифакторный анализ внутренней и внешней среды предприятия.

       Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что oрганизация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.11

       Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

       Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.12

       Изучение  экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.13

       Проводя изучение различных компонент макроокружения, очень важно иметь в виду два  следующих момента.

       Во-первых, это то, что все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

       Во-вторых, это то, что степень воздействия  отдельных компонент макроокружения на различные организации различна изменения в которых могут  открыть дополнительные возможности  для организации.14

       Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние компонент макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

  • анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
  • участие в профессиональных конференциях;
  • анализ опыта деятельности организации;
  • изучение мнения сотрудников организации;
  • проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

       Многие  фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны «пришельцев» и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшим на их рынок. Об этом очень важно помнить  и заранее создавать барьеры  на пути вхождения потенциальных  «пришельцев». Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

       Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая  так же, как вышеперечисленные  срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

       Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и  так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

    1.2. SWOT анализ, как альтернативный метод выявления резервов и перспектив развития предприятия.

       Применяемый для анализа среды метод SWОТ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.15

       Сначала, с учетом конкретной ситуации, в  которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними, для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (таблица 3).

 

таблица 3

SWOT-анализ

  ВОЗМОЖНОСТИ
  1. Выход на новый рынок
  2. Захват доли рынка, занимаемой конку-рентами.
УГРОЗЫ
  1. Появление новых конкурентов
  2. Отсутствие роста рынка
  3. При растущем уровне инфляции, безработицы у людей снижается доход, что влечет за собой снижение покупательной способности.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
  1. Высокое качество продукции
  2. Доступные цена, время работы
  3. Выгодное место расположения
  4. Высокая культура обслуживания
  5. Своевременное выполнение заказов.
I.

СИЛА  И ВОЗМОЖНОСТИ

  1. Необходимо     расширение рынка сбыта товара, расширить ассортимент продукции.
II.

СИЛА  И УГРОЗЫ

    1.      При помощи высокого качества  и невысоких цен продукции  добиваться конкурентного преимущества.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
  1. Нехватка собственного капитала
  2. Слабое представление о целевом сегменте рынка
  3. Слабый менеджмент
  4. Не достаточно сильный маркетинг.
III.

СЛАБОСТЬ  И ВОЗМОЖНОСТИ

    1.      Следует восполнить нехватку  собственного капитала за счет  прибыли, полученной на новом рынке.

IV.

СЛАБОСТЬ  И УГРОЗЫ

    1.    Необходимо изучить целевой рынок  с тем, чтобы разработать наиболее  удачную стратегию по его завоеванию.

    1.   Общая характеристика деятельности ООО «K-Rauta».

       Финансовый  анализ играет важную роль в управлении предприятием. Финансовый анализ необходимо проводить для того чтобы в будущем принимать оперативные и стратегические решения об использовании финансовых ресурсов предприятия и планировании необходимых ресурсов на будущее. Общей целью финансового анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности, отраженной в отчетности, и на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, то есть экономическая диагностика хозяйственной деятельности предприятия.16

       Задачи  анализа:

  1. анализируя финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, определить эффективность использования финансовых ресурсов;
  2. прогнозировать возможные финансовые результаты, основываясь на существующих показателях хозяйственной деятельности и альтернативных вариантах использования ресурсов;
  3. разработать предложения по улучшению финансового состояния и усовершенствования эффективности использования финансовых ресурсов.17

       Самыми  популярными методами являются:

  1. Горизонтальный метод – сравнение отчетных финансовых показателей с плановыми, либо с показателями предыдущего периода;
  2. Вертикальный метод – структурный анализ, определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Например, определение удельного веса внеоборотных активов в имуществе компании. Это позволяет оценить, к примеру, фондоемкость этого предприятия;
  3. Расчет финансовых коэффициентов – определение взаимодействия показателей, расчет отношений данных отчетности. Абсолютные показатели недостаточно характеризуют исследуемые явления и процессы, т.к. не имеют базы сравнения, поэтому используются относительные показатели. Исчисляются в процентах, коэффициентах или индексах;
  4. Анализ тенденции – определение динамики изменения показателей, сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний;
  5. Анализ сравнения – сравнение показателей хозяйственной деятельности предприятия с показателями отрасли или конкурентов,18 сравнение показателей отчетности с планом; со среднеотраслевым уровнем;  с данными конкурентов;  со средними общеэкономическими данными; с данными отдельных подразделений компании между собой;  с экономической моделью.

       Перечисленные методы анализа способствуют аналитическому прочтению финансовых отчетов, исходной базой которых, прежде всего, являются данные бухгалтерского учета и отчетности.19

       Для осуществления финансового анализа, необходимы следующие финансовые отчеты:

  • баланс;
  • отчет о прибыли или убытках;
  • справки к балансу и к отчету о прибыли или убытках;
  • отчет о движении денежных средств.

       Показатели  финансовых результатов, среди которых  важнейшим является прибыль, характеризуют  эффективность финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера его жизнеспособности, так как рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования:

  • расширенного воспроизводства;
  • решения проблем социального развития коллектива;
  • материального стимулирования работающих;
  • погашения долговых обязательств предприятия перед банками, другими кредиторами и инвесторами.

       Кроме того, прибыль является важнейшим  источником формирования бюджетов разного  уровня. Она характеризует степень  деловой активности, финансовой устойчивости и благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

    2. Горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности ООО «K-Rauta».

       Горизонтальный  анализ.

         В ходе горизонтального анализа  определяются абсолютные и относительные  изменения показателей отчетности  по сравнению с предыдущим  периодом. Для анализа необходимы  данные за несколько периодов (минимум два). Анализируя информацию за несколько периодов, появляется возможность определить тенденции развития предприятия.20 В ходе анализа определяются изменения абсолютных величин и изменения в процентном отношении к базисному периоду.

       Вертикальный  анализ.

       Цель  анализа определить структуру баланса и отчета о прибыли или убытках и изменения их динамики за анализируемые годы. Осуществляя вертикальный анализ баланса, все показатели баланса выражены в процентах от общей суммы активов; осуществляя анализ отчета о прибыли или убытках, показатели выражены в процентах от суммы нетто-оборота.21

Информация о работе Анализ финансовой деятельности фирмы