Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на примере)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с избранной темой основной целью данного исследования является изучение теоретических основ финансового анализа, финансовых результатов и рентабельности и практический анализ прибыльности и рентабельности производства на предприятии с целью выявления их влияния на финансовое состояние.
Достижение заявленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:
- Определение сущности и значения анализа прибыли предприятия;
- Определение сущности и рентабельности как основного показателя финансовой устойчивости предприятия;
- Обоснование методологии, анализа финансовой деятельности предприятия;
- Характеристика методов и приемов анализа прибыли, рентабельности и финансовой деятельности;
- Исследование производственной, экономической и финансовой деятельности предприятия на основе: анализа финансовой устойчивости предприятия; анализа уровня и динамики прибыли на предприятии; анализа влияния факторов на прибыль на предприятии; анализа рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия; факторного анализа уровня рентабельности производства продукции на предприятии;
- Разработка основных направлений повышения прибыльности, рентабельности и финансовой устойчивости производства на предприятий.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия 8
1.1.Прибыль предприятия, ее сущность и роль в финансовой деятельности предприятия 8
1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия 13
1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия 15
Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 25
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия 30
2.3.Анализ влияния факторов на прибыль предприятия 39
2.4. Анализ рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 43
2.5.Факгорный анализ уровня рентабельности производства продукции на предприятии 46
2.6.Влияние финансовых результатов деятельности предприятия на финансовую устойчивость организации 47
Глава 3. Основные направления оптимизации финансовой деятельности 55
3.1 .Разработка финансовой стратегии предприятия 55
3.2. Расширение и обновление производства с целью повышения прибыльности и рентабельности предприятия 64
Заключение 71
Список использованной литературы 76

Работа содержит 1 файл

Диплом (доработка 18.06.09.).doc

— 1.15 Мб (Скачать)

    - прибыль от финансовой деятельности.

    По  периодичности получения:

    - регулярная прибыль;

    - чрезвычайная прибыль.

    По  характеру использования:

    - прибыль, направленная на дивиденды (потребленная);

    - капитализированная (нераспределенная). [60, с. 46]

    К важнейшим факторам роста прибыли  относятся: рост объема производства и  реализации продукции; внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.

    Основной  источник денежных накоплений предприятий - выручка от продажи продукции, а  именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта -получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции в целом, формирующие себестоимость продукции, являются важнейшим компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.

    Размер  прибыли как конечного финансового  результата деятельности предприятия  зависит и от второй, не менее  важной величины - объема выручки от продажи продукции (работ, услуг). Данный показатель создает заинтересованность трудового коллектива не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции (работ, услуг), сколько в увеличении объема реализованной продукции (работ, услуг). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом. В этих целях необходимо изучать рыночные условиях хозяйствования и возможности внедрения производимой гфодукции на рынок путем расширения объемов ее реализации. Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции, [62, с. 78]

    Таким образом, прибыль как категория  рыночных отношений выполняет следующие  функции:

    - характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

    - является     основным     элементом    финансовых     ресурсов предприятия;

    - является источником формирования бюджетов разных уровней. 
Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции. [3, с. 64]

1.2. Рентабельность предприятия  - основной показатель  финансовой деятельности предприятия

   Размер  прибыли характеризует абсолютную доходность предприятия, но не дает представления  об эффективности его деятельности, степени использования производственных средств, с помощью которых эта прибыль получена, так как на величину прибыли помимо уровня себестоимости и цен оказывает влияние и масштаб производства. Для оценки эффективности работы предприятий, характеристики их относительной доходности (степени прибыльности) служит показатель рентабельности. [48, с. 42]

    В производственных объединениях и на предприятиях определяют общую и  расчетную рентабельность производства.

    Общая рентабельность производства представляет собой отношение балансовой прибыли от промышленной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (в пределах норматива), в процентах.

    Общая рентабельность производства отражает эффективность использования предприятием производственных фондов, определяет возможность взносов в государственный бюджет платы за ресурсы.

    Расчетная рентабельность представляет собой  отношение балансовой прибыли, уменьшенной  на величину платежей в государственный  бюджет и процентов за банковский кредит, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, в процентах.

    Уровень расчетной рентабельности производства используется для оценки деятельности предприятия (объединения). [52, с. 79]

    Для оценки эффективности издержек предприятия на производство и реализацию отдельных видов продукции используется показатель рентабельности изделия (продукции).

    Рентабельность  продукции рассчитывается как по всей реализованной продукции, так  и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и затрат в расчете на единицу реализованной продукции. Прибыль в составе цены единицы продукции рассчитывается вычитанием из цены затрат. Процентное отношение прибыли к затратам — это уровень рентабельности вида продукции. Однако этот показатель имеет ограниченное применение. Во-первых, целый ряд затрат предприятия можно отнести к видам продукции, распределяя их условно по какому-то признаку (часть фонда оплаты труда, амортизация, электроэнергия и др.). Поэтому и показатель получается несколько условным. Во-вторых, не всякая деятельность по своему характеру может быть разделена на виды продукции.

    Рентабельность  всей реализованной продукции можно  рассчитать и как процентное отношение  прибыли от реализации продукции  к выручке от реализации продукции. Такой показатель принято называть рентабельностью продаж. Отдельными показателями рентабельности являются процентное отношение общей прибыли к выручке от реализации продукции, а также чистой прибыли к выручке.

    Указанный порядок определения рентабельности применяется в отраслях, где в  себестоимости продукции содержится значительный удельный вес материальных затрат, а также имеются большие колебания этих затрат в себестоимости отдельных видов продукции и технологическая возможность замены сырья и материалов. [51, с. 119]

    Таким образом, прибыль и рентабельность относятся к числу важнейших показателей, характеризующих эффективность работы коммерческих предприятий, действующих на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия

    Основными задачами анализа финансовых результатов  и рентабельности деятельности предприятий являются:

    - Оценка уровня и динамики показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

    - Определение   направленности   и   размера   влияния   отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;

    - Выявление  и оценка возможных резервов  увеличения  объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

    - Разработка     мероприятий     по     использованию     выявленных резервов. [11, с. 92]

    Большое количество показателей, характеризующих  финансовые результаты деятельности предприятия, создает методологические трудности  их системного рассмотрения. Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации и реальном состоянии данного предприятия. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые инспекторы заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых балансовой прибыли.

    Таким образом, анализ каждого слагаемого прибыли имеет не абстрактный, а  конкретный характер, потому что позволяет  учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие. [17, с.52]

    Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

    1. Оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (то есть горизонтальный анализ);

    2. Оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (то есть вертикальный анализ);

    3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (то есть трендовый анализ);

    4. Выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.

    Вертикальный  анализ проводится в целях выявления  удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

    Вертикальный  анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить сравнение с другими предприятиями, чьи отчетные данные существенно отличаются от показателей анализируемого предприятия.

    Для построения аналитической таблицы  вертикального анализа следует итоговый показатель финансового результата и на начало, и на конец отчетного периода принять за базовые (за 100%) и рассчитать процентную долю каждой составляющей к общему итогу.

    Преимущества  вертикального анализа - сравнимость  относительных показателей предприятия, несмотря на возможную разницу уровня цен на начало и конец отчетного периода.

    Для полноты финансовой картины вертикальный анализ может быть дополнен горизонтальным, который основывается не только на абсолютных показателях, но и на относительных темпах роста (снижения).

    Горизонтальный  анализ состоит в сравнении показателей  бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

    Горизонтальный   анализ   позволяет   не   только   выявить   скорость изменения каждого показателя, но и прогнозировать на основе полученных данных его изменение в будущем.

    Для построения горизонтального анализа  следует принять данные по каждому  показателю на начало отчетного периода  за 100 процентов и рассчитать прирост (снижение) каждого показателя в сравнении с базовым. Для более точного прогнозирования темпов прироста (снижения) следует провести расчеты за несколько отчетных периодов - тогда тенденция изменения будет более очевидной.

    Ценность  и правильность выводов горизонтального  анализа существенно зависят от влияния инфляции, но явно выделяемая динамика каждого показателя позволяет увидеть существующие тенденции их изменений.

    Наиболее  распространенными методами горизонтального анализа являются:

    - простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

    - анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

    Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга и очень ценны при сопоставлении периодов деятельности, существенно отличающихся по условиям хозяйствования, уровню цен, объемам производства. Кроме того, вертикальный и горизонтальный анализ позволяют проводить сравнение с эталоном (например данными самого успешного в финансовом плане периода) и также анализировать результаты деятельности нескольких предприятий.

    Трендовый анализ основан на расчете относительных  отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. [24, с. 178]

    Кроме того, в ходе анализа финансовых результатов необходимо определить факторы, оказавшие влияние на динамику показателей.

    Для сознательного и целенаправленного  принятия организационно-технических  и хозяйственно-управленческих решений по наращиванию прибыли необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.

    Все факторы можно разделить на две  группы - внешние и внутренние.

    К внешним факторам относятся:

    - рыночно - конъюнктурные (диверсификация  деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей);

    - хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

    Внутренними факторами являются:

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на примере)