Анализ платежеспособности и устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

на примере ООО «Щербинские лифты»
Актуальность курсовой работы объясняется тем, что платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату -- рабочим и служащим, дивиденды -- акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

Содержание

Содержание
Введение
1.Теоретические аспекты анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
1.1. Оценка платежеспособности и ликвидности баланса предприятия
1.2 Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации
1.2.1 Понятие финансовой устойчивости
1.2.2 Анализ финансовой устойчивости
2.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия на примере конкретного предприятия
2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности ООО «Щербинские лифты»
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.3.Анализ финансовой устойчивости организации
2.3.1. Трехкомпонентный анализ финансовой устойчивости
2.3.2. Коэффициентный анализ финансовой устойчивости
3 . Рекомендации по улучшению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

81483.rtf

— 678.49 Кб (Скачать)
 

     Предприятие проводило 3 тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая политика).

     В дальнейшем предприятию рекомендовано следовать направлениям деятельности согласно описанному выше второму типу политики (умеренный тип), что поможет предприятию достичь стабильности финансового состояния и сохранить его в течение длительного времени.

     Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политик и включают следующее:

     Сроки отсрочки платежа покупателям. Дифференциация сроков по периодам и покупателям способствует повышению спроса на продукцию;

     Размеры коммерческого кредита, предоставляемого различным покупателям;

     Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после ее отгрузки;

     Механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями; определяется прежде всего положениями Гражданского кодекса РФ, учитывает покупателей и виды продукции, должен возмещать все виды потерь предприятия;

     Доля отсрочек платежа, оформляемая векселями, и условия векселей; определяется прежде всего вексельной политикой предприятия;

     Меры, принимаемые для взыскания просроченной задолженности; от них зависит сумма средств, которые будут использоваться на эти цели, в том числе и на безнадежные долги.

     Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:

     Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);

     Просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

     Просрочка от 31 до 90 дней ( от 1 до 3 месяцев);

     Просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

     Просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

     Просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

     К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

     Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

     В таблице 6. представлен анализ состояния расчетов с дебиторами по срокам оплаты счетов покупателями. 

     Таблица 6 Анализ состояния дебиторской задолженности.

     
Статьи дебиторской задолженности Остаток на начало года Остаток на конец года В том числе по срокам образования
Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки) Просрочка от 1 до 30 дней Просрочка от 31 до 90 дней Просрочка от 91 до 180 дней Просрочка от 181 до 360 дней Просрочка более 1 года
Дебиторская задолженность: 6747 4989 2012 1598 984 214 100 81
В % к итогу 100 100 40% 32% 20% 4% 2,4% 1,6
- просроченная 3866 2977 - - - - - -
- в % к итогу 57 % 60% - - - - - -
В том числе:

- не реальная ко взысканию

101 81 - - - - - -
- в % к итогу 1,5 % 1,6 % - - - - - -
 

     Приведенные данные показывают, что состояние расчетов с покупателями в отчетном году по сравнению с прошлым годом улучшились: общая сумма неоплаченных счетов покупателями уменьшилась на 1758 тыс.руб., или на 8,85 % в валюте баланса, причем сумма неоправданной (просроченной) задолженности уменьшилась на 889 тыс.руб., или на 29,1% в составе дебиторской задолженности. Вследствие опережающих темпов роста просроченной дебиторской задолженности ее доля по сравнению с прошлым годом увеличилась на 3 процентных пункта и составила на конец отчетного года 60% всей суммы долга покупателей. Доля не реальной к взысканию (безнадежной, с просроченным сроком исковой давности) задолженности по сравнению с прошлым годом также увеличилась на 0,01 процентных пункта и составила 1.6 % всей дебиторской задолженности.

     Анализ возрастной структуры дебиторской задолженности дает четкую картину состояния расчетов с покупателями и позволяет выявить просроченную задолженность. Кроме того, такой анализ позволяет оставить прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

     Тенденция роста сомнительной задолженности свидетельствует о снижении ликвидности баланса, ухудшении финансового устойчивости предприятия. Однако уменьшение среднего срока инкассирования дебиторской задолженности с 85 дней на начало года до 34 дней на конец года, т.е. на 51 дней свидетельствует об обратном.

     Ксдз = (N * ДЗ<1) / В,

     Где - Ксдз - оборачиваемость дебиторской задолженности, дней,

       В - выручка-нетто от продаж,

     ДЗ<1 - дебиторская задолженность менее 1 года,

       N - количество дней в периоде

     Ксдз нач.пер. = N * ДЗ<1 / В = 84,68

     Ксдз кон.пер. = N * ДЗ<1 / В =.34,21

     Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, кол-во раз в год:

     Кодз = В / ДЗ<1,

     Где В - выручка-нетто от продаж,

     ДЗ<1 - дебиторская задолженность менее 1 года.

     На начало года Кодз = 4,3

     На конец года Кодз = 10,67

     Расчет показателей, характеризующих дебиторскую задолженность анализируемого предприятия, приведен в таблице 7

     Показатели, характеризующие дебиторскую задолженность предприятия. 

     Таблица 7

     
Показатели На начало отчетного периода На конец отчетного периода Изменения
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности, кол-во раз (Кодз) 4,3 10,67 4,37
2. Период погашения дебиторской задолженности, дни (Ксдз) 84,68 34,21 -50,47
3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, % 81.25 72.46 -8.79
4.Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме задолженности, % 57 60 + 3
 

     Как следует из таблицы 7., состояние расчетов с покупателями к концу периода по сравнению с показателями на начало периода ухудшилось. На 50 дней уменьшился средний срок погашения дебиторской задолженности, который составил 34 дней. Особое внимание следует обратить на снижение качества задолженности. По сравнению с прошлым годом доля сомнительной дебиторской задолженности выросла на 3% и составила 60% общей величины дебиторской задолженности. Имея в виду, что доля дебиторской задолженности к концу периода составляла 72,46% в общем объеме оборотных активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности оборотных активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового положения предприятия.

     В целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие может использовать следующие меры:

     Выяснение , насколько причина неплатежа является уважительной, а также какова степень платежеспособности плательщика в данный момент;

     Извещение должника письменно или лично о том, что платеж просрочен и его надо произвести с указанием предельной даты, подписание акта сверки с должником;

     Ведение переговоров с должником о выборе способа погашения долга;

     Предупреждение должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также могут быть применены другие санкции;

     Прекращение поставки продукции неплательщику;

     Обращение в компанию, которая занимается взысканием долгов;

     Продажа долга, в том числе векселей;

     Обращение в арбитражный суд с просьбой или о взыскании долга, или о начале процедур банкротства.

     Основные способы получения дебиторской задолженности описаны в Гражданском Кодексе РФ (гл. 26) «Прекращение обязательств». К таким способам можно отнести следующие:

     1. Получение денежного платежа.

     2. Отступное, т.е. уплата денег, передача имущества, пакета акций в обмен на уступки со стороны кредиторов.

     3. Зачет встречных требований, который может быть как двусторонний, так и многосторонний.

     4. Новация - замена первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

     5. Прощение долга.

     6. Невозможность исполнения долга, если это вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

     7. Издание акта государственного органа, в результате чего исполнение обязательств становится невозможным полностью или частично.

     8. Ликвидация юридического лица как должника, так и кредитора.

     9. Выкуп должником требований к его кредитору со скидкой с последующим взаимозачетом на полную стоимость выкупленных требований.

     10. Оформление дебиторской задолженности векселем, который можно продать, заложить или рассчитаться им с другими кредиторами.

     11. Оплата дебиторской задолженности банковским векселем.

     В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости проданной продукции. Поэтому возникает необходимость оценить возможность оценить возможность скидки при досрочной оплате. Техника анализа будет следующей. Падение покупательной способности денег за период характеризуется коэффициентом Кi, обратным индексу цен. Если установленная договором сумма к получению составляет S, а динамика цен характеризуется индексом цен Iц, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты составит S : Iц. Допустим, что за период цены выросли на 5%, тогда Iц = 1,05. Соответственно выплата 100руб. в этот момент равнозначна уплате 952руб. (1000:1,05) в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 48руб. (1000 - 952). В пределах этой величины скидка с договорной цены, предоставляемая при условии досрочной оплаты, позволила бы снизить потери предприятия от обесценения денег.

Информация о работе Анализ платежеспособности и устойчивости предприятия