Анализ состояния финансов банковской организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ состояния финансов банковской организации.
Задачами курсовой работы являются:
исследование состояния финансов организации;
изучение технологии анализа формирования финансовых результатов организации;
выявление направлений улучшения состояния финансов организации.

Содержание

Введение 3
1. Исследование состояния финансов организации 5
1.1. Характеристика формирования финансовых результатов 5
1.2. Классификация факторов, влияющих на прибыль организации 9
1.3. Резервы роста прибыли организации 10
2. Технология анализа формирования финансовых результатов организации 17
2.1. Анализ уровня, структуры и динамики прибыли 17
2.2. Методика факторного анализа финансовых результатов 19
2.3. Оценка резервов роста прибыли организации 22
3. Выявление направлений улучшения состояния финансов организации 24
3.1. Анализ финансовых результатов организации 24
3.2. Система мер по регулированию финансовых результатов 36
3.3. Разработка предложений по увеличению прибыли организации, ее качества и их оценка 39
Заключение 46
Список литературы 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 51

Работа содержит 1 файл

Анализ состояния финансов финансовый результат прибыль Омутинское ОСБ курсовая.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

- создание запаса прочности (резерва) на случай проблемных ситуаций, потенциальных убытков;

- обеспечение выплат дивидендов инвесторам;

- внушение доверия реальным и потенциальным инвесторам и кредиторам в сохранности их средств и получении доходов;

- измерение и индикация продуктивной способности банка (в первую очередь его активных операций).

Учитывая значимость данного показателя для любого коммерческого банка, должен быть отработан механизм управления прибылью, предполагающий структурный  анализ доходов, расходов, финансовых результатов деятельности банка, факторный анализ структуры прибыльности банка, управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка и банковских продуктов.

При этом могут быть рекомендован учет следующих особенностей при  определении целей управления прибылью.

Базовая, целевая установка на максимизацию прибыли за счет достижения наиболее высоких доходов при минимальных  расходах банка может быть воспринята менеджментом в «чистом виде»  только в весьма редких случаях. Банковские доходы могут быть диверсифицированы по довольно широкому кругу признаков:

- по порядку получения (процентные, непроцентные, пр.);

- по источникам получения (предпринимательские структуры, население, биржи);

- по частоте получения (стандартные, неопределенные);

- по гарантии получения (наличные, счета, ценные бумаги, материальные объекты);

- по срокам получения - инвестиционному временному эффекту - разнице между моментом инвестиции финансовых ресурсов и получения дохода (кратко-, средне-, долгосрочные и т.д.).

Соответственно, и целевые, и методические, и организационные  подходы менеджмента формируются  в очень широком диапазоне  и часто в разных направлениях.

Так, процентные доходы (разделяемые  на процентные по рублевым кредитам и  проценты по валютным кредитам или на проценты по ссудам, по депозитам в банках, по лизингу клиентам, по портфелю долговых ценных бумаг) в принципе могут быть оптимизированы в рамках конкурентных, ресурсных, социальных и иных внешних ограничений, а также ограничений по качеству (доля повышенных процентных доходов по просроченным кредитам, например, не может превышать 2-5% в структуре доходов банка).

Непроцентные доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды  по долевым ценным бумагам и доходы от совместной деятельности) в редких случаях могут быть значительно увеличены, так как их доходность редко является единственной целью инвестиций. Чаще предполагается согласование с иными целями, что обусловливает некоторое снижение доходности относительно затрат на управление, информацию, диверсификацию и др.

Непроцентные комиссионные доходы (оплата открытия и ведения  счетов, комиссии по лизингу, факторингу, агентские доходы по трастам и  т.д.) являются по сути возмещающими, т.е. должны соответствовать затратам и  качеству операции, а их чрезмерный рост означает потерю качества менеджмента, потерю имиджа банка.

Непроцентные торговые доходы (купля-продажа валюты, ценных бумаг и иных финансовых инструментов - фьючерсов, опционов, валютный дилинг и арбитраж), формируемые краткосрочными колебаниями котировок активов, есть следствие не традиционных банковских операций, а скорее банковских сделок, в общем, для банков не характерные и во многих странах даже запрещенные как чрезвычайно рискованные. Следовательно, доля этих доходов в структуре доходов банков резко ограничена вследствие их нестабильности. Соответственно, и их максимизация не предполагается.

Непроцентные «интеллектуальные» доходы от оплаты услуг (консультации, посреднические услуги, гарантии, поручительства) и доходы от оплаты или аренды нематериальных активов (методики и методические разработки, ноу-хау, программное обеспечение и т.д.), разработанных или приобретенных банком, отличаются самым высоким качеством, характеризуют менеджмент банка как высокопрофессиональный и компетентный. При разовых инвестициях и относительно незначительных операционных расходах эти доходы могут быть стабильны и гарантированы. Это редкий случай, когда целевая установка менеджмента предполагает возможную максимизацию доходов.

И наоборот, доходы, получаемые банком от финансовых санкций (штрафы, пени и др.), примененных к проблемным заемщикам и вообще к нарушителям условий договоров, с точки зрения менеджмента банка крайне негативны и в принципе должны быть минимизированы. Они только ухудшают и так сложное финансовое положение проблемных заемщиков, затрудняя выполнение ими своих обязательств, и лишь частично возмещают потери банков, а часто способствуют и росту потерь, так как снижают имидж банка, нарушают партнерские отношения.

Прочие доходы, такие, например, как возврат потерянного кредита в случае санации проблемного заемщика и «расчистки» его долгов и обязательств для восстановления имиджа, являются по сути лишь частичным возмещением убытков и должны быть минимизированы.

Естественно, что целевая  установка на максимизацию доходов вредна при переходе к случайным доходам, от стандартных к неопределенным, от материальных объектов к наличным. Можно сказать, что и в сфере расходов банка общая целевая установка на их минимизацию дает уже при начальной диверсификации неоднозначный результат.

Так, процентные расходы  по депозитам клиентов, депозитам  банков, эмитированным и размещенным  долговым ценным бумагам, имеют четко  определенный, граничный уровень  максимизации, превышение которого приводит к потере клиентов, дефициту ресурсов, снижению темпов роста. Также ограничен, но с позиции оптимального минимального уровня и ряд непроцентных расходов, чрезмерное уменьшение которых приводит к снижению качества банковских продуктов, формированию многих серьезных рисков, а в отдельных случаях и парализации деятельности банка. Это относится также к хозяйственно-эксплуатационным расходам (аренда и содержание помещений и зданий, амортизация, электроснабжение, теплоснабжение, связь), транспортным расходам, расходам на охрану, сигнализацию, операционным расходам, расходным материалам.

Однако в экстремальных  ситуациях для выполнения своих  обязательств перед вкладчиками, клиентами, бюджетом проблемные банки могут  снизить отдельные виды своих  расходов, и довольно значительно (транспортные расходы, заработная плата, командировочные), а некоторые расходы и вообще свести к нулю (представительские и рекламные расходы, благотворительность и т.д.). Продолжительность периода такой экономии не может быть большой, так как нарастающая социальная напряженность в коллективе банка и неизбежное снижение его имиджа негативно скажутся на качестве его менеджмента.

Только расходы по санкциям (уплачиваемые банком штрафы, пени, неустойки и др.) представляют тот редкий случай, когда целевая  установка на управление банковской прибылью предполагает их полную, предельно возможную минимизацию, да и то не всегда. Если речь идет о стремлении менеджеров банка не допустить нарушений, предполагающих применение санкций, то такая минимизация расходов характеризует их менеджмент как несомненно качественный. Но если банк, в нарушение паритета партнерских отношений, просто исключает возможность применения к нему санкций в депозитных, кредитных и иных договорах, а клиенты при этом несут полную меру финансовой ответственности, то такая экономия способна резко понизить его имидж, привести к потере клиентов, дефициту ресурсов, кризису ликвидности.

Что же касается «экономии» на налогах, резервировании, страховании, то здесь речь может идти лишь об оптимизации их уровня в рамках нормативно предусмотренных льгот и адекватности рискам.

Однако, несмотря на важность прироста количественных параметров, для менеджмента банка огромное значение имеют качественные параметры  доходов, что обязательно должно учитываться при выработке приоритетов  управленческих решений. С позиций их качества доходы разделяются на следующие группы и подгруппы:

- адекватные - наиболее высокие по качеству, получаемые от основных видов банковской деятельности (различают процентные и непроцентные; ссудные, комиссионно-посреднические и торговые; ресурсоемкие и интеллектуалоемкие и т.д.);

- случайные - более низкие по качеству, среди которых выделяют чрезвычайные доходы (возврат «плохого», потерянного кредита), спекулятивные доходы от валютного арбитража и краткосрочных операций с ценными бумагами, полученные штрафы, пени и иные финансовые санкции, реализация имущества (помещения, активы);

- авантюрные - низкие по качеству или практически некачественные доходы, получаемые при нарушении банком договорных паритетов, неадекватной системе оплаты комиссионных расходов (в % от суммы платежа), нарушении соотношения: риск - классификация - резервы и т.д.

Совмещение количественных и качественных характеристик доходов - одна из целей управления ими. Так, высокие количественные характеристики при низких качественных - это скорее показатели мисменеджмента, а не качественного менеджмента этой сферы банковской деятельности. Малые по объемам, адекватные доходы более соответствуют имиджу стабильного, прогрессивного, устойчивого банка, чем большие авантюрные доходы.

Управление количественными  и качественными параметрами  банковской прибыли не исчерпывает  всех аспектов данной задачи банковского  менеджмента в финансовых сферах. Качественный менеджмент предполагает также и эффективное управление полученной прибылью - ее распределением. Это касается распределения выплаты дивидендов, создания базы роста, рыночной экспансии, защиты от рисков, создания имиджа банка и его поддержка, взаимодействия с окружающей средой, и количественных долей этого распределения, и контроля за этими процессами, и соответствующего информационного обеспечения и рекламного освещения.

 

2. Технология анализа формирования  финансовых результатов организации

2.1. Анализ уровня, структуры и динамики  прибыли

 

 

Объектом исследования является Омутинское ОСБ №1648.

Основной стратегической задачей Омутинского ОСБ №1648 в 2011 году являлось наращивание ресурсной  базы при условии поддержания  ликвидности и рентабельности. Обеспечение  ресурсами осуществлялось за счет притока  новых клиентов и расширения спектра предлагаемых инструментов привлечения средств.

Омутинское ОСБ №1648 стремится соответствовать статусу классического кредитного учреждения с широким спектром проводимых операций. В соответствии с этим можно выделить 3 основных направления размещения активов:

    • кредитный портфель;
    • портфель ценных бумаг;
    • денежные средства.

Уровень и динамика финансового результата представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Уровень и динамика финансового  результата Омутинского ОСБ №1648

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение

тыс.руб.

%

1

2

3

4

5

6

ЧИСТЫЕ ПРОЦЕНТНЫЕ ДОХОДЫ

171417

231530

249246

77829

45,4

Процентные доходы

206077

271764

291491

85414

41,4

Процентные расходы

34660

40234

42245

7585

21,9

НЕПРОЦЕНТНЫЕ ДОХОДЫ

172708

156733

152687

-20021

-11,6

Чистые доходы от операций с ценными  бумагами

72632

44561

36271

-36361

-50,1

Чистые доходы от операций с иностранной  валютой

32569

36985

38523

5954

18,3

Чистые доходы от операций с драгоценными металлами

25002

29562

31256

6254

25,0


Продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

5

6

Чистые доходы от переоценки иностранной  валюты

10235

12569

11256

1021

10,0

Чистые комиссионные доходы

816

1246

1129

313

38,4

Комиссии полученные

2952

3256

3985

1033

35,0

Комиссии уплаченные

2136

2010

2856

720

33,7

Прочие чистые операционные доходы

12569

12563

13698

1129

9,0

Чистые доходы от разовых операций

3187

291

2985

-202

-6,3

Чистые доходы от изменения объемов  на возможные потери

15698

18956

17569

1871

11,9

ЧИСТЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ

344125

388263

401933

57808

16,8

Административно–управленческие расходы

178919

213116

244185

65266

36,5

Налоги

84869

7453

14388

-70481

-83,0

Финансовый результат

80337

167694

143360

63023

78,4

Информация о работе Анализ состояния финансов банковской организации