Анализ стратегии, тактики финансового менеджмента организации ОАО шахта «Листвянская»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ движения денежных средств предприятия «ОАО шахта «Листвянская».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к тактике финансового менеджмента;
- выполнить анализ движения денежных средств организации;
- разработать рекомендации по улучшению механизма управления денежными потоками предприятия;
- изучить влияние внутренних и внешних факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Тактика финансового менеджмента..................................................................... 4
1.1 Основы принятия ценовых решений..............................................................4
1.2 Сущность, содержание управления текущими активами и пассивами.......8
1.3 Управление оборотными активами, краткосрочными обязательствами предприятия............................................................................................................10
2. Расчетный раздел...................................................................................................16
2.1 Исходные данные............................................................................................16
2.2 Финансово-экономические расчеты по отчетному периоду.......................16
2.2.1 Определение платежеспособности, ликвидности организации по коэффициентам..........................................................................................................16
2.2.2Определение финансовой устойчивости предприятия по коэффициентам..........................................................................................................18
2.2.3 Определение деловой активности предприятия по коэффициентам..20
2.2.4 Определение рентабельности предприятия по коэффициентам........22
2.2.5 Определение эффекта операционного и финансового рычага, анализ безубыточности..........................................................................................................23
2.3 Финансово-экономические расчеты по плановому периоду......................24
Определение платежеспособности, ликвидности организации..........26
Определение финансовой устойчивости предприятия........................27
Определение деловой активности предприятия...................................30
Определение рентабельности предприятия..........................................32
Определение эффекта операционного и финансового рычага, анализ безубыточности..........................................................................................................33
2.4 Мероприятия и предложения …....................................................................34
2.4.1 Определение платежеспособности, ликвидности организации..........35
2.4.2 Определение финансовой устойчивости предприятия........................37
2.4.3 Определение деловой активности предприятия...................................38
2.4.4 Определение рентабельности предприятия..........................................40
2.4.5 Определение эффекта операционного и финансового рычага, анализ безубыточности..........................................................................................................41
Заключение.................................................................................................................43
Список использованной литературы.......................................................................44
Приложения................................................................................................................45
Приложение 1.....................................................................................................46
Приложение 2.....................................................................................................47
Приложение 3.....................................................................................................48
Приложение 4.....................................................................................................49
Приложение 5.....................................................................................................51
Приложение 6.....................................................................................................52
Приложение 7.....................................................................................................53
Приложение 8.....................................................................................................53
Приложение 9.....................................................................................................54
Приложение 10...................................................................................................54

Работа содержит 1 файл

КР по фин. менедж.doc

— 764.50 Кб (Скачать)

Управление ценой — это, прежде всего, управление производственной себестоимостью выпуска отдельных видов продукции. Здесь может быть создан резерв для фиксации пониженной цены на изделия за счет систематической экономии себестоимости продукции.

Для успешного продвижения  новых изделий и услуг на рынке выделяют шесть основных видов цен:

1. Установление с самого  начала продвижения на рынке  нового или усовершенствованного продукта высокой цены на него в расчете на потребителей, готовых купить продукт по такой цене (метод «снятия сливок»).

2. Цена за внедрение продукта на рынок, т. е. установление значительно более низкой цены, чем имеется на рынке на аналогичные товары.

3. «Психологическая»  цена, которая устанавливается чуть  ниже какой-нибудь круглой суммы (например, 99 руб., 199 тыс. руб.) и создает у потребителя чисто психологическое впечатление более низкой цены.

4. Цена лидера на  рынке или в отрасли, которая  устанавливается в соответствии с ценой, предлагаемой главным конкурентом на рынке — обычно ведущей фирмой отрасли.

5. Цена с возмещением издержек производства, т. е. определение цен на свою новую продукцию с учетом фактических издержек ее производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли.

6. Престижная цена, т.  е. цена на изделия очень  высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами.

При помощи маркетинга руководству  предприятия  предстоит сделать  выбор, какому из этих видов цен на новые продукты и соответствующим им подходам к ценообразованию отдать предпочтение. Выбор зависит от многих факторов, среди которых можно отметить долю рынка сбыта, контролируемую данным предприятием, скорость внедрения на рынок нового изделия, период окупаемости капитальных вложений, жесткость конкуренции на рынке и т. п.

Для уже сформировавшегося  рынка сбыта и реализуемых здесь  относительно продолжительное время товаров и услуг можно выделить семь основных видов цен, применение которых обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия:

1. Скользящая / падающая  цена на изделия и услуги, которая  устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка.

2. Долговременная цена, слабо подверженная изменениям  на протяжении длительного периода  времени. 

3. Цена потребительского  сегмента рынка, т. е. цена на примерно одни и те же виды изделий и услуг, реализуемые разным группам потребителей.

4. Эластичная (гибкая) цена, быстро реагирующая на изменение  соотношения спроса и предложения на рынке.

5. Цена на изделие,  снятое с производства, выпуск  которого прекращен.

6. Цена, устанавливаемая  ниже, чем у большинства фирм  на рынке.

7. Договорная цена, устанавливаемая  на специально выделенные виды  изделий или на определенные группы изделий одной или нескольких фирм и гарантирующая значительную скидку по сравнению с обычной ценой на те же самые изделия при выполнении потребителем ряда условий при покупке.

Выделяет внутренние и внешние факторы, под влиянием которых происходит целенаправленное или вынужденное изменение цены изделия. Внутренние факторы связаны с производственно-финансовой деятельностью предприятия, внешние — с общей динамикой цен под влиянием спроса и предложения товара на рынке. Внешними факторами являются также цены на топливо, тарифы на перевозки, электроэнергию, газ, коммунальные услуги, валютный курс рубля.

Таким образом, управление ценами, являясь составной  частью краткосрочной финансовой политики, может выражать общую финансовую стратегию предприятия.

 

1.2 Сущность, содержание управления текущими активами и пассивами

Текущая деятельность предприятия – это совокупность разновидностей производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, которая не носит капитального и иного долгосрочного характера. Финансирование текущей деятельности предприятия осуществляется путем обеспечения его текущих финансовых потребностей (ТФП). Существование таких потребностей для работающего предприятия носит постоянный характер.

Возникновение, изменение  и финансирование ТФП  органически  связано с производством и  ведением бизнеса. Формирование текущих финансовых потребностей и их финансирование осуществляются в процессе оборота и кругооборота денежных средств. ТФП выступают как потребности предприятия в краткосрочных финансовых и кредитных ресурсах.

Величина ТФП неодинакова  для различных отраслей и даже для предприятий одной и той же отрасли. На ТФП оказывают влияние ряд факторов, а именно: длительность эксплуатационного и сбытового циклов; темпы роста производства; сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами; состояние конъюнктуры.

Финансирование ТФП — это финансирование нужд предприятия, связанных с формированием производственных запасов, фондов обращения в виде запасов готовой продукции на складе и дебиторской задолженности, накоплений денежных средств для авансирования в хозяйственный оборот, краткосрочных финансовых вложений. Совокупность этих вложений, произведенных за счет всех источников, и предстает перед финансовым менеджером в качестве текущих активов. Таким образом, финансирование ТФП предприятия может трактоваться как финансирование (формирование) его текущих или краткосрочных активов. На финансирование таких активов привлекаются текущие пассивы, состоящие из источников формирования собственных и приравненных к ним оборотных средств (оборотного капитала) и заемных краткосрочных источников.

Эффективность управления текущими активами и пассивами во многом зависит от организации оборотных  средств предприятий. Для этого  финансовый менеджер занимается оптимизацией материально-производственных запасов и остатков готовой продукции на складе, решает задачи ликвидации отвлечений оборотных средств в просроченную дебиторскую задолженность и сверхнормативные запасы, а также реализации излишних и ненужных товарно-материальных ценностей, неходовых и залежалых товаров. Особенно актуальным является увеличение скорости оборачиваемости оборотных средств в днях. Ускорение оборачиваемости позволяет относительно меньшими оборотными средствами обслуживать непрерывность производства в возрастающих масштабах. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит вовлечение высвобожденных финансовых ресурсов в хозяйственный оборот. Таким путем часто достигаются лучшие финансовые результаты за счет увеличения оборота по продажам, чем при получении максимальной рентабельности продаж за счет ценового фактора.

Эффективность комплексного управления текущими активами и пассивами может быть повышена за счет использования спонтанного  финансирования, факторинга, учета векселей и других мероприятий, что позволит финансовому менеджеру оптимизировать расчеты и размер оборотных активов, ускорить оборачиваемость оборотных средств предприятия.

Финансовому менеджеру рекомендуется соблюдать  фундаментальный принцип соответствия сроков функционирования активов и источников их финансирования. Постоянная минимальная потребность в оборотных средствах финансируется за счет собственного капитала, а сезонная и другая дополнительная потребность – за счет краткосрочных заемных (кредитных) источников.

 

    1. Управление оборотными активами, краткосрочными обязательствами предприятия

Главная цель управления оборотными средствами состоит в  обеспечении их достаточности для  нормального функционирования предприятия, а также в наиболее эффективном их использовании в производственно-хозяйственной деятельности.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

- формирование оптимального состава и структуры оборотных средств;

- обоснованное определение потребности предприятия в оборотных средствах;

- формирование состава и рационализация структуры источников финансирования оборотных средств;

- максимизация эффективности использования оборотного капитала в деятельности предприятия.

Данные задачи реализуются в  процессе управленческого цикла, а решение каждой из них основывается на применении определенных управленческих методов и инструментов. Комплекс технологий управления оборотными средствами включает следующие основные элементы:

- методы определения потребности предприятия в оборотных средствах;

- методы формирования оптимальной структуры источников оборотных активов и ее анализа;

- определение комплекса показателей состояния, структуры и динамики оборотных средств, а также алгоритмов их расчета;

- способы планирования, учета и контроля показателей состояния, структуры и динамики оборотных средств, форматы плановых и учетных документов, содержащих эти показатели;

- методологию анализа текущего состояния, структуры и динамики оборотных активов;

  • формирование системы показателей, характеризующих оборачиваемость и эффективность использования оборотных средств.

Проблема обоснованного  определения потребности предприятия  в оборотных средствах крайне важна. Правильное определение этой потребности предполагает расчет оптимальной величины оборотного капитала, которая является минимальной, но вполне достаточной для обеспечения непрерывной и нормальной деятельности предприятия в любой период.

Если величина оборотных  средств занижена по сравнению с  действительной потребностью в них – это влечет неустойчивое финансовое состояние, перебои в производственном процессе (вплоть до его остановки), и, как правило, снижение объемов производства и прибыли. Если же завышена – то в оборот вовлекаются излишние средства, которые либо вовсе не используются (пролеживают на складе), либо используются крайне неэффективно, что приводит к значительным финансовым потерям.

Политика управления оборотными активами предприятия  разрабатывается по следующим основным этапам.

I. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

Результаты анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами и выявить основные направления его совершенствования в предстоящем периоде.

II. Определение принципиальных подходов  к формированию оборотных активов предприятия.

Теория финансового  менеджмента рассматривает три  принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия: консервативный, компромиссный и  агрессивный [9, с. 121 - 125].

Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах оборотных активов  для реализации хозяйственной деятельности, но и создание увеличенных резервов в случае сложностей с обеспечением сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства и т. п. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов – оборачиваемости и уровне рентабельности.

Компромиссный подход направлен  на обеспечение  полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов, создание нормальных страховых резервов в случае типичных сбоев в деятельности предприятия. При таком подходе достигается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнями риска и эффективности использования финансовых ресурсов.

Агрессивный подход заключается  в минимизации всех форм страховых  резервов по отдельным видам оборотных  активов. При отсутствии сбоев в  ходе операционной деятельности такой  подход к формированию оборотных  активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования, однако любые сбои, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.

III. Оптимизация объема оборотных активов.

IV. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.

Колебания в размерах оборотных активов могут вызываться и сезонными  особенностями спроса на продукцию предприятия. В связи  с этим при  управлении оборотными активами следует определять их сезонную или иную циклическую составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностями на протяжении года.

Соотношение постоянной и переменной частей оборотных  активов  является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников финансирования.

V. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.

VI. Повышение рентабельности оборотных активов.

Оборотные активы должны обеспечивать определенную прибыль  при их использовании в деятельности предприятия. Отдельные виды оборотных  активов предназначены для того, чтобы приносить предприятию прямой доход в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения). Составной частью разрабатываемой политики является обязательное использование временно свободного остатка денежных активов для формирования портфеля краткосрочных финансовых вложений.

VII. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.

VIII. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.

Основные задачи финансового  менеджера в области управления оборотными средствами:

- определить правильную  структуру активов;

- стремиться иметь  минимально возможную величину  ТМЦ;

- своевременно получать  деньги у покупателей и заказчиков;

Информация о работе Анализ стратегии, тактики финансового менеджмента организации ОАО шахта «Листвянская»