Бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе проведено систематическое изложение практических вопросов текущего бюджетирования деятельности предприятия, включающее
- общие методические вопросы,
- вопросы выбора структуры процесса бюджетирования,
- финансовые технологии составления бюджета,
- вопросы контроля выполнения бюджета.

Работа содержит 1 файл

бюджет.docx

— 61.39 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Вершиной  мастерства деятельности финансового  менеджера является применение современных  методов финансового планирования и контроля, которые в последнее  время принято определять с помощью  термина Бюджетирование”. Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным. В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год. При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев. Основная цель такого планирования состоит в том, чтобы оценить нехватку денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования. Бюджетирование является вторым шагом в сложной проблеме планирования деятельности предприятия, после анализа безубыточности и целевого планирования прибыли Существенно отметить, что в качестве конечного результата рассматривается не прибыль, а чистый денежный поток.

     В данной курсовой работе проведено систематическое  изложение практических вопросов текущего бюджетирования деятельности предприятия, включающее

     - общие методические вопросы, 

     - вопросы выбора структуры процесса  бюджетирования,

     - финансовые технологии составления  бюджета, 

     - вопросы контроля выполнения  бюджета.

     К сожалению, практическое бюджетирования даже среднего по масштабу предприятия  нельзя выполнить “вручную”. Для  этого должны быть использования  компьютерные финансовые технологии.  
 

     Введение 

     Бюджетный процесс трансформирует имеющие  обобщенный характер элементы корпоративной  стратегии в количественные показатели рынков и ресурсов.

     Джохен Циммерман, London Business School

     Актуальность выбранной  темы определяется тем, что бюджетирование играет важнейшую роль в развитие предприятия и в получении  наиболее высокой прибыли. Управление предприятием невозможно без финансового  планирования работы предприятия, а  также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых данных. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей.

     Целью курсовой работы явилось исследование сущности бюджета и особенностей составления бюджета на промышленном предприятии. Для достижения поставленной цели изучены: понятия бюджета, виды и особенности бюджетов, формирования бюджета, анализ и контроль за его выполнением.

     Объектом  исследования явилось организация  бюджетирование на предприятии. Предмет  исследование бюджетирование на промышленном предприятии и раскрытия самой  сущности бюджетирование в целом.

     Работа  написана на основании трудов ученых в области управленческого учета, книжных изданий по планированию и бюджетированию предприятий а также на основании нормативных стандартов по бухгалтерскому учету. 
 

    Введение

    Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система  учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?…

    Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется  в формате бюджетов по центрам  ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для  достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность  и качество принимаемых управленческих решений.

    Почему  компании переходят на бюджетное  управление?

    В условиях жесткой конкуренции, руководители компаний задумываются о завтрашнем дне. Какими финансами будет располагать  их организация в определенный период времени? Как оптимальнее использовать ресурсы? Как спланировать и распределить прибыль? Как сократить издержки? Эти и другие вопросы, связанные с управлением финансами компании решаются постановкой и автоматизацией системы бюджетного управления. 

      Для того, чтобы построить на предприятии систему бюджетного управления, необходимо заложить методологию управления финансами. Сначала прорабатываются и регламентируются структура центров финансового учета компании, структура бюджетов и другие важные методологические области. Первым шагом в нелегком пути построения системы бюджетирования может стать теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятия по вопросам постановки и автоматизации бюджетирования. Для этих целей разработана специальная программа обучения.

    Что же компания получает в итоге?

    Финансовые  потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Вы имеете возможность  определять приоритеты платежей; отслеживать  и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и  по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и  расходы компании; строить и оценивать  внутренние показатели ликвидности  и рентабельности компании и отдельных  ее бизнесов. Компания получает возможность  осмысленно двигаться к поставленным целям. 
 
 
 
 

     ПОНЯТИЕ «БЮДЖЕТ». ОСОБЕННОСТИ  И РАЗНОВИДНОСТИ  БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    1. Понятие «бюджет»
 

   Различные виды деятельности предприятия на следующий период времени должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом. Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:

     -планируемая  величина дохода, которая должна  быть достигнута в результате  деятельности;

     - расходы, которые должны быть  понесены в течении этого периода;

     - капитал, который необходимо привлечь  для достижения цели деятельности, и т. п.

     Фактически  бюджет предприятия представляет собой  план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается  на месяцы, а иногда и на недели. Бюджет не имеет стандартной формы. Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что является предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета. Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.

     Основные  функции бюджета:

     - планирования видов деятельности, обеспечивающих достижения цели  создания организации;

     - координация различных видов  деятельности и отдельных подразделений  для достижения наилучших финансовых  результатов деятельности организации  в целом;

     - стимулирование руководителей всех  рангов в достижения целей  своих центров ответственности;

     - контроль и оценка текущей  деятельности;

     Основной  бюджетный фактор характеризует  цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составления бюджета с подготовки плана производства.

     Разработка  бюджета состоит из следующих  этапов:

     - постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки ;

     бюджета;

     - изучения и анализ имеющейся  информации; обобщения и анализ  фактических результатов прошлого  периода; расчет научно обоснованных  показателей деятельности предприятия;  формирования бюджета;

     - экспертиза и оценка бюджета ;

     - принятие и оценка бюджета

     Неправильно планировать производство только «сверху», начиная с утверждения годового бюджета. Планировании процесса только «снизу», т. е. с составления смет подразделении, цехов, также не даст положительных результатов: доходы могут оказаться сознательно заниженными, а расходы – завышенными из-за перестраховки отдела реализации и производственного отдела и др.

     Формирование  бюджета должно идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководства производственных подразделений  и предприятия. Только в этом случае бюджет будет разработан с учетом максимального использования реальных производственных возможностей в целях  удовлетворения желаемых результатов  руководства предприятия. Возможны три альтернативных варианта формирования бюджета: пессимистический, вероятностный  и оптимистический. При пессимистическом варианте преследуется минимальная  цель при максимальном использовании  имеющихся ресурсов. Вероятностный  вариант ориентирован на достижение максимальных целей при умеренном  использовании ресурсов. Оптимистический  вариант предусматривает достижения максимальных целей при эффективном  использовании ресурсов. 
 

     1.2 Виды бюджетов 

     По  формам можно выделить следующие  группы бюджетов:

  • финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
  • операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;
  • вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.

     Бюджет  по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

     Бюджет  по инвестиционной деятельности направлен  на соответствующую детализацию  показателей текущего плана доходов  и расходов по этой деятельности.

     Бюджет  по финансовой деятельности призван  соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

     Бюджет  текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой  издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной  деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

     Бюджет  капитальных затрат представляет собой  форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных  вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов  оборудования и нематериальных активов  и т. д.

     Функциональный  бюджет разрабатывается по одной (или  двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

     Комплексный бюджет разрабатывается по широкой  номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).

     Гибкий  бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается  с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и  расходов предприятия. В случае гибкого  бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем  пересмотра заложенных в бюджет допущений  в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.

Информация о работе Бюджет предприятия