Бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе проведено систематическое изложение практических вопросов текущего бюджетирования деятельности предприятия, включающее
- общие методические вопросы,
- вопросы выбора структуры процесса бюджетирования,
- финансовые технологии составления бюджета,
- вопросы контроля выполнения бюджета.

Работа содержит 1 файл

бюджет.docx

— 61.39 Кб (Скачать)

     - производственные мощности предприятия; 

     - относительная прибыльность продукции; 

     - масштаб рекламной кампании.

     Вопросы о стратегиях и тактиках установления цен на продукцию широко освещены в литературе. Выбор наиболее приемлемого  из возможных вариантов осуществляется на основе анализа рынка, целей и  состояния компании.

     Переходя  к вопросу об оплате реализованной  продукции, отмечаем, что вся реализованная  покупателям продукция может  быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения  продукции и продажа товара в  кредит, т.е. с временной отсрочкой  платежа.

     Лучшим  вариантом прогнозирования характера  оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу  опыта компании, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и  выдача результата в следующем виде (табл. 1).

Табл. 1. Коэффициенты относительной оплаты продукции 

  1 период 2 период N период
Предоплата (оплата в месяце предыдущем отгрузке) 7 % 5% 0%
Оплата  в месяце отгрузки 65% 75% 80%
Оплата  в следующем за отгрузкой месяце 25% 15% 17%
Безнадежная задолженность 3% 5% 3%
 

     В целом к бюджету продаж предъявляются  следующие требования:

     - бюджет должен отражать, по крайней  мере, месячный или квартальный  объем продаж в натуральных  и стоимостных показателях; 

     - бюджет составляется с учетом  спроса на продукцию, географии  продаж, категорий покупателей, сезонных  факторов;

     - бюджет включает в себя ожидаемый  денежный поток от продаж, который  в дальнейшем будет включен  в доходную часть бюджета потоков  денежных средств; 

     - в процессе прогноза денежных  потоков от продаж необходимо  учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть  продукции оплачена в месяц  отгрузки, в следующий месяц, безнадежный  долг (как это показано в табл. 1).

     Одновременно  с бюджетом продаж целесообразно  составлять бюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления основного  бюджета он находится ближе к  отчету о прибылях и убытках. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно  связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются  теми же подразделениями.

     Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета  продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:

     - расчет коммерческих расходов  должен соотноситься с объемом  продаж;

     - не следует ожидать повышения  объема продаж, одновременно планируя  снижение финансирования мероприятий  по стимулированию сбыта; 

     - большинство затрат на сбыт  планируется в процентном отношении  к объему реализации – величина  этого отношения зависит от  стадии жизненного цикла товара;

     - коммерческие расходы могут группироваться  по многим критериям в зависимости  от сегментации рынка; 

     - значительную часть затрат на  сбыт составляют затраты на  продвижения товара - это определяет  приоритеты в управлении коммерческими  расходами; 

     - в бюджет коммерческих расходов  включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции.

     Бюджет  производства – это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

     Он  опирается на бюджет продаж, учитывает  производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также  величину внешних закупок. Для расчета  объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая  универсальная формула:

     ТМС готовой продукции  на начало периода + Планируемый объем  производства продукции =

     = Планируемый объем  продаж + ТМС готовой  продукции на конец  периода.

     Необходимый объем выпуска продукции определяется, таким образом, как планируемый  объем продаж плюс желаемый запас  продукции на конец периода минус  запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции  на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет  отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой  сырья, с другой стороны деньги, вложенные  в запасы, не приносят дохода.

     Как правило, запас готовой продукции  на конец периода выражают в процентах  относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность  прогноза объема продаж и историю  отношений с покупателями.

     Одновременно  с бюджетом производства следует  составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

     Бюджет  прямых затрат на материалы – это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Механизм составления широко применяется украинскими предприятиями, но качество составления оставляет желать лучшего (завышение расходных коэффициентов и т.д.).

     Методика  составления исходит из следующего:

     - все затраты подразделяются на  прямые и косвенные; 

     - прямые затраты на сырье и  материалы – затраты на сырье  и материалы, из которых производится  конечный продукт; 

     - бюджет прямых затрат на материалы  составляется на основе производственного  бюджета и бюджета продаж;

     - объем закупок сырья и материалов  рассчитывается как объем использования  плюс запасы на конец периода  и минус запасы на начало  периода; 

     - бюджет прямых затрат на материалы  составляется с учетом сроков  и порядка погашения кредиторской  задолженности на материалы.

     В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.

     Бюджет  прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.

     При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

     - он составляется исходя из  бюджета производства, данных о  производительности труда и ставок  оплаты труда основного производственного  персонала; 

     - в бюджете прямых затрат на  оплату труда выделяют фиксированную  и сдельную часть оплаты труда.

     Если  на предприятии накопилась задолженность  по оплате труда или предприятие  подозревает, что не сможет выплачивать  заработную плату в установленные  сроки, то дополнительно к бюджету  прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности  по заработной плате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных сырья и  материалов.

     Бюджет  производственных накладных  затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

     Производственные  накладные расходы включают в  себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий  ремонт и т.д.) планируется в зависимости  от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу  базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые  показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные  факторы.

     Бюджет  управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

     К управленческим расходам относят затраты  на содержание отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление и освещение помещений  непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с  помощью норматива, в котором  роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).

     Составив  описанные выше предварительные  бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

     Прогнозный  отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

     Прогнозный  отчет о прибылях и убытках  составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости  реализованной продукции и текущих  расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

     Наиболее  ответственным этапом здесь является оценка себестоимости. Для того, чтобы сделать процесс оценки себестоимости адекватным процессу оперативного финансового планирования, необходимо построить модель себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет себестоимости в зависимости от изменения факторов потребления ресурсов и цен. Вся совокупность потребляемых предприятием ресурсов представляется в виде стандартного набора, который может расширяться в зависимости от планов освоения предприятием новых видов продукции. Для каждого вида ресурса устанавливается расходный коэффициент cik, который определяет потребление i-го ресурса k-ым продуктом. Помимо этого оценивается цена каждого i-го ресурса pi. Модель оценки себестоимости наглядно можно представить в виде двух следующих таблиц.  

     Табл. 2. Модель оценки себестоимости в виде расходных коэффициентов

  Продукт 1 Продукт 2 Продукт 3 . . . Продукт N
Ресурс 1 C11 C12 C13   C1N
Ресурс 2 C21 C22 C23   C2N
. . .          
Ресурс M CM1 CM2 CM3   CMN

Информация о работе Бюджет предприятия