Бюджетирование и контроль затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Бюджет и смета по сути своей используют одни и те же методические подходы, одни и те же контрольные приемы: сопоставление сметных (бюджетных) и фактических (отчетных) данных для анализа степени исполнения сметы (бюджета).
Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетирования как эффективной организации процесса управления,а так же контроль затрат по центрам ответственности предприятия, как системы управления.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Бюджет общепроизводственных расходов может входить в состав производственного бюджета, планируемого для производственного подразделения, либо выступать самостоятельно в виде сметы, разработанной для обслуживающих производственных подразделений. Пример бюджета производственных накладных расходов представлен в таблице 6 (см. Приложение Б).

Бюджет производственной себестоимости содержит данные о прямых затратах на материалы и на оплату труда, общепроизводственных расходах и итоговую производственную себестоимость. По каждому виду продукции показывают соответствующие значения на единицу продукции и на весь выпуск. Пример бюджета производственной себестоимости приведен в таблице 7 (см. Приложение В).

На основе бюджета  производственной себестоимости и  данных о запасах готовой продукции  на начало и конец периода составляется бюджет себестоимости проданной  продукции. Пример бюджета представлен  в таблице 8 (см. Приложение В).

В бюджете административно-управленческих расходов и бюджете коммерческих расходов по каждой статье расходов приводятся соответствующие значения. Примеры  данных бюджетов представлены в таблице 9 и таблице 10 соответственно (см. Приложение Д).

Составление операционного бюджета завершается подготовкой прогнозного отчета о прибылях и убытках. При его составлении сводятся воедино показатели затрат и выручки из других бюджетов: данные о доходах берутся из бюджета продаж, а затраты - из соответствующих бюджетов и группируются по статьям калькуляции или по экономическим элементам.

Основной задачей прогнозного  отчета о прибылях и убытках является расчет будущего финансового результата организации в целом. План прибылей и убытков позволяет рассчитать ожидаемую рентабельность отдельных сегментов бизнеса, точку их безубыточной работы, определить приоритетные направления развития организации, решать другие управленческие задачи. Он определяется алгебраическим суммированием ожидаемых финансовых результатов деятельности сегментов бизнеса. Пример прогнозного отчета прибылей и убытков приведен в таблице 11 (см. Приложение Д).

Инвестиционный бюджет – подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. В литературе также встречается определёние «бюджет капитала».

Бюджет инвестиций (капитальных  расходов) - один из самых важных бюджетов, так как залогом успешного  функционирования организации в  условиях жесткой конкурентной борьбы становится эффективно проводимая инвестиционная политика. Инвестиции осуществляются в соответствии с долгосрочными планами организации по капитальным вложениям.

Бюджет капитальных  расходов составляется по каждому проекту инвестиций на период срока его реализации в разрезе ресурсов и функций.

Бюджетирование капитальных  вложений включает процесс выбора оптимальных, альтернативных, долгосрочных вариантов  и возможностей по инвестированию. При формировании бюджетов предусматриваются расчеты временного периода, необходимого для возврата вложенных средств, прибыли по проекту, а также определяются источники финансирования капитальных вложений.

Бюджет движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия.

Этот бюджет является сводным, так как в нем учитываются данные по всем бюджетам в части движения денежных потоков, поэтому амортизация и другие калькуляционные расходы, не требующие денежных средств, во внимание не принимаются.

Структура бюджета включает три части:

  1. остаток денежных средств на начало и конец расчетного периода;
  2. ожидаемые поступления денежных средств;
  3. предстоящие платежи.

Изменение денежных средств  за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной  стороны, поступления от покупателей  и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т.д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

Приток денежных средств

=

Выручка от продаж

+

Дебиторская задолженность  на начало периода

Остатки дебиторской задолженности  на конец периода


Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

Существует способ планирования денежных поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженностей покупателей. Так, если по результатам анализа состава дебиторской задолженности и характера ее движения известно, что в среднем 40% задолженности погашается в квартале ее возникновения, 30% - в следующем квартале, 20% - в третьем квартале, а 10% обязательств остаются неоплаченными, можно составить график ожидаемых поступлений. Прогнозирование прочих поступлений, как правило, бывает затруднено вследствие их эпизодического характера (штрафы, пени, неустойки к получению и т.д.).

К числу статей, по которым  наблюдается наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с  поставщиками:

Отток денежных средств

=

Начальное сальдо

+

Увеличение кредиторской задолженности

Конечное сальдо


Увеличение кредиторской задолженности определяется объемом  поступлений материальных ценностей, следовательно:

Увеличение кредиторской задолженности

=

Фактическая себестоимость материалов

+

НДС по приобретенным ценностям


Для определения необходимого объема закупок можно воспользоваться следующей зависимостью:

Поступление материальных ценностей

=

Потребление

+

Запасы на конец периода

Начальные запасы


Полученные в результате вышеприведенных расчетов данные объединяются в бюджет движения денежных средств. Пример бюджета движения денежных средств представлен в таблице 12 (см. Приложение Д).

Финансовый бюджет – подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом:

- Бюджет продаж 

- Бюджет запасов готовой  продукции

- Бюджет производственных  затрат 

- Бюджет производства 

- Бюджет прямых материальных  затрат 

- Бюджет прямых трудовых  затрат 

- Бюджет общепроизводственных  расходов 

- Бюджет закупок 

- Бюджет сбытовых (прямых  коммерческих) расходов 

- Бюджет постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов

- Отчёт о финансовых  результатах 

- Инвестиционный бюджет 

- Бюджет движения денежных  средств 

- Динамический (прогнозный)  баланс 

- Отчёт об изменении  финансового состояния 

-Финансовый бюджет

Структура сводного бюджета  предприятия − во-первых,денежных поступлений и расходов;

− во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период.

Бюджет продаж – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выручки), физического объёма и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.

Бюджет производства – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом физического объёма и структуры выпуска (производственной программы) и производственных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.

Бюджет запасов (готовой продукции) – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изменения стоимостного и физического объёма и структуры запасов готовой продукции предприятия за бюджетный период.

Бюджет закупок – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и изменения складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период. В литературе встречаются также определёния «бюджет снабжения», «бюджет заготовления».

Бюджет постоянных расходов – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и вляющийся планом постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.

Бюджет производственных затрат – подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета производства и являющийся планом величины и структуры производственных затрат за бюджетный период.

Бюджет сбытовых (прямых коммерческих) расходов – подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета продаж и являющийся планом прямых коммерческих расходов в разрезе сбыта отдельных видов продукции за бюджетный период.

Бюджет прямых материальных затрат – подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части расходования материальных и финансовых оборотных ресурсов (сырьё, материалы, комплектующие, субподряд сторонних организаций) за бюджетный период.

Бюджет прямых затрат труда – подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части прямых затрат по оплате труда за бюджетный период.

Бюджет общепроизводственных расходов – подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом всех косвенных производственных расходов предприятия за бюджетный период.

Отчёт о  финансовых результатах и их использовании – основной плановый и отчётный документ операционного бюджета, содержащий данные по величине и структуре выручки, себестоимости реализации и внереализационных расходов и конечных финансовых результатов (маржинального дохода, балансовой и чистой прибыли). Другим названием является отчёт о прибылях и убытках.

Отчёт об инвестициях – основной плановый и отчётный документ инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структуре инвестиционных вложений (капитальных и долгосрочных финансовых вложений) предприятия за бюджетный период.

Отчёт о  движении денежных средств – один из двух основных плановых и отчётных документов финансового бюджета, содержащий данные о величине и структуре поступлений и расходов денежных средств предприятия за бюджетный период.

Отчёт об изменении финансового состояния – один из двух основных плановых и отчётных документов финансового бюджета, содержащий данные об изменениях величины и структуры оборотных средств и краткосрочных обязательств предприятия за бюджетный период.

Управленческий баланс – основной плановый и отчётный документ сводного бюджета, содержащий данные об изменениях величины и структуры активов и источниках финансирования деятельности предприятия за бюджетный период.

Бюджет развития – один из вариантов составления долгосрочного бюджета, в котором инвестиционный бюджет имеет не только расходную, но и доходную часть, определяемую как доход от инвестиционных вложений за инвестиционный цикл (срок полезной службы инвестиций).

Индикативный бюджет – один из вариантов составления долгосрочного бюджета, при котором бюджетные показатели не являются обязательными для центров ответственности (подразделений) и выполняют функции долгосрочных ориентиров развития бизнеса при выполнении подразделениями бюджетного задания на текущий (краткосрочный) бюджетный период.

В бюджетном процессе предприятия очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода. Необходимо понимать, что продолжительность  бюджетного периода достаточно жёстко  определяется отраслевой и индивидуальной спецификой компании, а также особенностями макроэкономической среды, в которой она функционирует. Обычно ключевым принципом, на основе которого определяется длительность бюджетного периода, является превышением стратегического планирования над оперативным управлением. Иначе говоря, текущая деятельность предприятия определяется стратегическими целями его развития, а не наоборот.

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат