Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Перед всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения. Также Цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и функции цен в рыночной экономике
1.1. Теоретическое основание цены 4
1.2. Функции цены 5
Глава 2. Виды цен и модели ценообразования
2.1. Виды цен 14
2.2. Модели ценообразования 20
2.2.1. Модели ценообразования, ориентированные на издержки…21
2.2.2. Модели ценообразования, ориентированные на потребителей………………………………………………………………………..24
2.2.3. Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов…………………………………………………………………………25
Глава 3. Разработка ценовой политики магазина "Южанка"
3.1. Методика ценообразования в магазине «Южанка»…………………28
3.2. Тактические аспекты стратегии ценообразования в магазине «Южанка» …………………………………………………………………….....….38
Заключение 44
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

5 - 2 Курсовая - Финансовый менеджмент (Ценовая политика предприятия) 22.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом.

     Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

     По  мере становления рыночных структур и развития конкуренции, достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.

     С развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции  эта функция цены будет всё  более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.

     Распределительная (перераспределительная) функция цены. Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобрела блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях».

     С помощью высоких розничных цен  на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определённой части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

     Распределительная функция цены предусматривает также  учёт в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

     В качестве средства перераспределения  чаще всего используются регулируемые цены. Однако не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задач повышения жизненного уровня определённой категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае даёт меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает всё население.

     Способствующую рациональному размещению производства  цены  заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, т.е. вложение капиталов в развитие таких производств, где норма прибыли более высокая, что осуществляется предприятиями (фирмами) самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.

     Предприятия определяют, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область  экономики инвестировать свой капитал. При принятии решений о вложении капитала проводятся маркетинговые исследования, т.е. глубокое изучение рынка и рыночных цен. В условиях современной национальной экономики – при монополизме многих производителей, еще слабой конкуренции, наличии инфляции – масштабы перелива капиталов пока ограничены. В настоящее время предприниматели недостаточно используют свои средства для развития производства, более расширена торгово-посредническая деятельность, где быстрее происходит оборот капитала и выше норма прибыли. В этой сфере имеет место довольно сильная конкуренция между различными объединениями, концернами, компаниями, ассоциациями, фирмами на рынки сбыта различных групп товаров и услуг.

     Значение  функции цены, способствующей рациональному  размещению производства, по мере совершенствования рыночных отношений, предпринимательства и конкуренции постепенно будет возрастать, и она станет играть важную роль в развитии производительных сил и национальной экономики страны.

     Стимулирующая функция цены  заключается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключённой в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать (или препятствовать) увеличению (или сокращению) выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

     С помощью цены можно стимулировать  или дестимулировать:

  • Научно-технический прогресс;
  • Экономию затрат ресурсов;
  • Изменение качества продукции;
  • Изменение структуры производства и потребления.

     Стимулирование  осуществляется путем установления повышенного уровня прибыли в  цене, надбавок и скидок к основной цене.

     Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами.  Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны.

     Важное  значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это  выражается в разработке и внедрении  новой передовой техники, более  современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

     В настоящее время в условиях переходного  для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование ценами производства конкурентоспособных товаров, как для внутреннего, так и для внешнего рынка. 

     Социальная  функция цены  заключается в том, что  с помощью цен регулируется объём потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум,  потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е.  социальное положение населения.

     Особенно  важную роль в осуществлении социальной функции при государственном регулировании цен выполняют  розничные цены. Через их систему можно создать благоприятные  условия для  потребления товаров и услуг в области здравоохранения, образования, просвещения, воспитания детей и способствовать дальнейшему повышению материального и жизненного уровня отдельных групп населения и в первую очередь социально незащищённых и малообеспеченных граждан.

     Государство, устанавливая посредством низких цен  и налогов разного рода льготы, дотации и субсидии, формируя фонды социального развития, использует ценовые рычаги и другие экономические инструменты в первую очередь для социальной защиты малообеспеченных групп населения.

     Рассмотрев, приведённые выше, функции цен, следует  отметить, что цена – это, прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

     Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объём потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.

     Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

     Учетно-измерительная  функция цены часто вступает в  противоречия со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться  от издержек производства и реализации товаров.

     На  практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и разнообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.

     Таким образом, все рассмотренные функции  цен взаимосвязаны только в системе  разных цен, а не в отдельно взятой цене конкретного товара. 

     Глава 2.    ВИДЫ ЦЕН И МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

      2.1. Виды цен

      Рассмотрим  основные, широко распространенные виды цен. На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством, которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

      Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

       В сложившейся российской торговой  практике было принято различать  цены применительно к продукции  производственно-технического назначения  и так называемые отпускные  цены применительно к продукции  потребительского назначения. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

     Цены  продукции строительства определяются по сметной, прейскурантной и договорным ценам.

  1. Сметная цена (сметная стоимость) – это цена, которая определяет предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта (жилого дома, заводского корпуса, гаража, фабрики), рассчитанных (расцененных) по полному перечню всех работ на основе сметы и калькуляции по известным нормам и нормативам (СНиПам, ЕРЕРам, ЕНиРам). Используемые цены, тарифы, расценки определяют сметную стоимость нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и расширения действующих предприятий, зданий, сооружений и других объектов строительства. Строительные организации при разработке проектов и смет применяют расчетные нормы и расценки для определения сметной стоимости строящегося объекта, которые по производственной необходимости в процессе строительства или при его завершении могут корректироваться.
  2. Прейскурантная цена – это усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта
  3. Договорная цена – это цена, которая устанавливается на основе договора (соглашения) между заказчиком и подрядчиками в целях возведения конкретного строительного объекта и вносится в заключаемый договор. Фактические расчеты между заказчиками и строительными организациями осуществляются по свободным (договорным) ценам.

     Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Информация о работе Ценовая политика предприятия