Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Ценовая политика это один из элементов финансового менеджмента, она является одним из ключевых элементов общей системы ценообразования и представляет собой деятельность организации, направленную на достижение собственных целей и защиту интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные теоретические аспекты ценовой политики предприятия……………………………………………………………………….3
1.1 Цена: сущность, функции, структура и виды……………………….5
1.2 Процесс ценообразования на предприятии…………………………11
1.3 Ценовая политика предприятия……………………………………...18
ГЛАВА 2 Расчет основных финансовых коэффициентов отчетности предприятия……………………………………………………………………...22
2.1 Коэффициенты ликвидности…………………………………………22
2.2 Коэффициенты деловой активности…………………………………27
2.3 Коэффициенты рентабельности……………………………………...31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

     Можно определить основные факторы, которые  косвенно или прямо воздействуют на ценовую политику предприятия.

     Ценовая политика предприятия в значительной мере зависит от типа рынка.

     На  рынке чистой конкуренции функционирует большое количество производителей (продавцов), которые реализуют продукцию по рыночным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии изменить цену в сторону роста, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным ценам. Таким образом, на рынке действует в основном рыночная цена.

     Рынок монополистической конкуренции  характеризуется множеством покупателей  продавцов, а также большим разбросом  цен на аналогичные товары, который объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, затратами на его эксплуатацию, внешним оформлением и т.д. Широко используется цена пробной продажи, в результате которой производитель может получить информацию, необходимую для модернизации тех или иных параметров товара и создания продукции, соответствующей требованиям рынка.

     На  олигополистическом рынке действует сравнительно небольшое количество продавцов, поскольку новому производителю сложно преодолеть конкуренцию товаропроизводителей, прочно закрепившихся на рынке и владеющими разными средствами для устранения с рынка появляющихся конкурентов, например временное снижение цен.

     Рынок чистой монополии представлен одним  производителем. Цена устанавливается  в зависимости от целей государственной  или частной монополии. Этот рынок основывается на монопольной цене, которая предусматривает установление более высоких цен для товаров собственного производства и пониженных цен на товары других производителей.

     Другой  фактор – это эластичность спроса (прямая, перекрестная, эластичность по доходу).  Для установления цены используется коэффициент ценовой эластичности спроса. На основе цены производитель сможет определить величину выручки.

     На  ценовую политику оказывают влияние  и размер предприятия, количество подразделений, выпускающих продукцию, финансовые средства предприятия. Свобода действия выше у тех предприятий, которые занимаются выпуском потребительских товаров. Малые предприятия из-за ограниченных финансовых возможностей часто связаны в своих решениях в отличие от крупных предприятий, которые обладают большей свободой в ценовой политике. Свобода действия выше у фирм-продавцов, чем у фирм-производителей.

     Ценовая политика зависит от каналов распределения  продукции: товар распределяется прямо  от производителя к конечному потребителю или от производителя к предприятиям розничной торговли.

     Также немаловажное значение имеет фактор времени. Для формирования уровня цен новой продуктовой линии или группы, внедряемой на рынок, требуется длительное время. Для выравнивания цена на товарной бирже необходимо меньше времени. А определение цен на единичные товары осуществляется в конкретный момент времени.

     Ценовая политика зависит и от инфляционного  фактора. Инфляция уменьшает покупательскую способность денег, причиняет ущерб  людям, имеющим фиксированный доход, ухудшает конкурентоспособность товаров в международной торговле.

     Налоги  также воздействуют на ценовую политику. Чем выше налоги, тем больше затраты и цены, тем ниже объем продаж и, соответственно, прибыль предприятия.

     Роль  ценовой политики предприятия в реализации его целей зависит и от степени вмешательства государственных органов в процессы ценообразования. Ясно, что там, где цена регулируется государственными органами, роль политики цен сокращается. Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования возможно в форме установления фиксированных цен и тарифов, пределов роста цен за определенный период времени, предельного уровня цены, предельного норматива рентабельности, оптово-сбытовых и торговых наценок. 
 
 
 

ГЛАВА 2 Расчет основных финансовых коэффициентов отчетности

          

     Для анализа бухгалтерской отчетности используют метод анализа финансовых коэффициентов. Наиболее важными признаются следующие группы коэффициентов:

     1. Коэффициенты ликвидности.

     2. Коэффициенты деловой активности.

     3. Коэффициенты рентабельности.

     Рассчитаем  основные финансовые коэффициенты отчетности по данным Приложения 1-3.

     2.1 Коэффициенты ликвидности 

     Коэффициенты  ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них являются следующие:

     - коэффициент общей (текущей) ликвидности;

     - коэффициент срочной ликвидности;

     - коэффициент абсолютной ликвидности;

     - чистый оборотный капитал.

     Коэффициент общей ликвидности рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства:

     Ко.л. = ОС / Ок,

         где ОС — сумма оборотных средств предприятия =  290а;

           Ок — сумма краткосрочных обязательств   =  690п.

     Данный  показатель показывает, достаточно ли у предприятия средств, чтобы погасить его краткосрочные обязательства в течение определенного времени. Согласно общепринятым стандартам, этот коэффициент должен находиться в интервале от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в два (три) раза  нежелательно, так как может указывать на нерациональную структуру капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику.

     Частным показателем коэффициента текущей  ликвидности является коэффициент срочной ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность) к краткосрочным обязательствам. Для расчета данного коэффициента может применятся и другая формула расчета, согласно которой числитель равен разнице между оборотными средствами (без учета расходов будущих периодов) и материально-производственными запасами:

     Кс.л. = ОСл / Ок,

     где ОСл – наиболее ликвидная часть оборотных средств предприятия (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность) = 290а – 210а  – 217а ;

     Ок – сумма краткосрочных обязательств  = 690п..

     По  международным стандартам уровень  коэффициент должен быть выше единицы. В России его оптимальное значение определено как 0,7 – 0,8.

     Необходимость расчета данного коэффициента вызвана  тем, что ликвидность отдельных  категорий оборотных средств  далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служит непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает наличие не только непосредственного покупателя, но и наличие у него средств.

     В большинстве случаев считается, что наиболее надежным является анализ ликвидности по коэффициенту абсолютной ликвидности, который рассчитывается как отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам:

                 Ка.л. = ДС / Ок,

     где ДС – денежные средства =  260а;

     Ок – сумма краткосрочных обязательств  = 690п.

         В России установлен оптимальный уровень равный 0,2 – 0,25 и более.

     Чистый  оборотный капитал рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами:

     ЧОК = 290а – 690п

       Оптимальная сумма чистого оборотного  капитала зависит от особенностей  деятельности предприятия. На финансовом положении предприятия отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала.

     Результаты  расчета представим в таблице 2.1.

     Таблица 2.1

     Коэффициенты  ликвидности предприятия

Наименование показателя На начало

года

На конец

года

Абсолютное 

изменение за год

(+,-)

1.Коэффициент  текущей ликвидности  
1,52
 
1,92
 
+0,40
2.Коэффициент  срочной ликвидности  
1,11
 
1,23
 
+0,12
3.Коэффициент  абсолютной ликвидности  
0,23
 
0,99
 
+0,76
4.Чистый  оборотный капитал, тыс.руб.  
66969
 
65742
 
-1227
 

     Коэффициент текущей (общей) ликвидности полностью  укладывается в норму (1,92 при нормативном значении 1-3). При этом на конец периода он вырос на 0,40.

     Значение  коэффициента срочной ликвидности  тоже соответствует норме – 0,99 при норме 0,7-0,8 и более 1 (по международным стандартам). Это означает, что у предприятия достаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства и погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.

     Третий  из коэффициентов, характеризующий способность предприятия погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, имеет значение, соответствующее допустимому (0,99).За год коэффициент вырос на 0,76. 

     2. Коэффициенты деловой активности. 

     Коэффициенты  деловой активности показывают, насколько  эффективно предприятие использует свои средства. К этой группе относятся  различные показатели оборачиваемости.

     Коэффициент оборачиваемости  активов рассчитывается как отношение выручки от реализации ко всему итогу актива баланса:

     Коб.ак. = КТ = РП / А,

     где РП – чистая выручка от реализации продукции предприятия = 010 «Отчета о прибылях и убытках» (Форма № 2. Приложение 2).

            А – среднегодовая сумма активов  =  300а.

     А = (А1 + А2) / 2,

     где А1 – сумма активов на начало года (отчетного периода);

           А2 – сумма активов на конец года (отчетного периода).

       Характеризует эффективность использования  предприятием всех имеющихся  ресурсов, независимо от источника  их привлечения. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.

     Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности показывает сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Данный коэффициент рассчитывается как отношение выручки от реализации к среднегодовой стоимости чистой дебиторской задолженности:

     Кд.з. = РП / ДЗ,

     где РП – чистая выручка от реализации продукции предприятия = 010 «Отчета  о прибылях и убытках» (Форма № 2. Приложение 2).

Информация о работе Ценовая политика предприятия