Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Ценовая политика это один из элементов финансового менеджмента, она является одним из ключевых элементов общей системы ценообразования и представляет собой деятельность организации, направленную на достижение собственных целей и защиту интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные теоретические аспекты ценовой политики предприятия……………………………………………………………………….3
1.1 Цена: сущность, функции, структура и виды……………………….5
1.2 Процесс ценообразования на предприятии…………………………11
1.3 Ценовая политика предприятия……………………………………...18
ГЛАВА 2 Расчет основных финансовых коэффициентов отчетности предприятия……………………………………………………………………...22
2.1 Коэффициенты ликвидности…………………………………………22
2.2 Коэффициенты деловой активности…………………………………27
2.3 Коэффициенты рентабельности……………………………………...31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

     - цены в месте производства  продукции;

     - единые цены, включающие все расходы по перевозке товара;

     - зональные цены;

     - цены, устанавливаемые на основе базисного пункта.

     В зависимости от степени новизны  товара различают:

     - цены на новые товары;

     - цены на товары, реализуемые на  рынке относительно долго. 

     В свою очередь по новым товарам  различают:

     - цена «снятия сливок»;

     - цена «проникновения (внедрения) на рынок»;

     - цена «следования за лидером»;

     - цена с возмещением издержек  производства;

     - престижная цена.

     На  товары, продаваемые на рынке длительное время, используются следующие виды цен:

     - цена потребительского сегмента  рынка;

     - преимущественная цена;

     - цена на изделия, снятые с  производства;

     - цены ниже, чем у большинства  фирм;

     - договорные цены.

     Каждая  конкретная цена состоит из ряда экономических элементов. Ее состав меняется в зависимости от вида цены ввиду того, что в разные виды цен включаются различные элементы. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены.

     Для определения  экономической обоснованности цен важно исчисление структуры, дающее представление о значимости отдельных элементов цены, их величине и динамике.

     Особое  значение имеет структура оптовой (отпускной) цены предприятия. Для большинства  видов продукции производственно-технического назначения это конечная цена. Она  состоит из полной себестоимости, прибыли, НДС и акциза (по подакцизным товарам).

     В процессе товародвижения участвуют  посреднические организации. За свои услуги они или устанавливают наценки к отпускным ценам, которые им возмещают издержки производства, или получают скидки с отпускных цен, предоставляемые им предприятиями поставщиками.

     Важным  элементом являются налоги. В настоящее  время в цену включаются налог  на добавленную стоимость, акциз  и др. Налоги устанавливаются федеральными, региональными и местными органами управления. Методы их расчета различные, поэтому процесс определения, как самой цены, так и ее структуры стал более сложным.

     Для доведения товара до конечного потребителя  торговыми организациями определяются розничные цены. В состав этих цен  добавляются торговые надбавки. Размер их устанавливается самой торговой организацией. По социально значимым товарам предельный размер надбавок утверждается региональными органами власти и управления.

     Цена  играет центральную роль в системе  рыночного механизма и является объективной экономической категорией, инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, будучи ее производной. 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Процесс ценообразования на предприятии 

     Ценообразование на предприятии – сложный и многогранный процесс. Определяют следующие этапы процесса ценообразования:

     - выбор цели;

     - определение спроса:

     - анализ издержек;

     - анализ цен конкурентов:

     - выбор метода ценообразования;

     - установление окончательной цены.

     Выбор цели. Любое предприятие должно прежде всего определить, какую цель оно преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену.

     Определение спроса. Определяя величину спроса на свою продукцию, предприятие должно провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяют потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения и т.п. Приспосабливая цену товара к спросу, следует помнить, что спрос по-разному реагирует на цену. Степень чувствительности спроса к ценам показывает коэффициент эластичности спроса.

     Анализ  издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, устанавливаемый фирмой. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную величину цены. Это важно учитывать при снижении цены, когда появляется реальная угроза убытков из-за установления уровня цен ниже издержек. Такую политику предприятие может проводить только в короткий период при проникновении на рынок.

     Анализ  цен конкурентов. Существенное влияние  на цену оказывают поведение конкурентов  и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров и качества. Предприятие может использовать полученную информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди конкурентов.

     Методы  ценообразования – это способы формирования цен на товары и услуги. Различают затратные и параметрические методы ценообразования. Затратные методы (метод полных издержек, метод стандартных издержек, метод прямых издержек, метод стандартных прямых издержек) основаны в основном на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические (метод удельной цены, метод баллов, метод регрессии) – на учете технико-экономических показателей товаров.2

     Метод полных издержек - это способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется обоснованная фирмой прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован. Основой определения цены являются реальные издержки на единицу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях. Но, вместе тем, этот метод имеет существенные недостатки: отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени на спрос; не позволяет выявить резервы снижения затрат, а также в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.  В наиболее общем виде схему данного метода можно рассмотреть на условном примере (таблица 1).

Таблица 1

Расчет  цены по методу полных издержек

Основные  элементы цены Изделие А Изделие В Изделие С
Прямые  затраты, всего, руб. 580 445 560
В том  числе:

- сырье  и материалы

- заработная  плата основных

  производственных  рабочих

- прочие  прямые затраты

 
285 

225

70

 
225 

185

35

 
265 

170

125

Косвенные затраты, руб. 250 365 410
Полные затраты, руб. 830 810 970
Прибыль, руб. 120 100 110
Рентабельность, % к затратам 14,5 12,3 11,3
Выручка от реализации (цена

изделия), руб.

950 910 1080
 

     Метод стандартных издержек позволяет  формировать цены на основе расчета  затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их полной величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Данный метод дает возможность пофакторного анализа затрат. Отклонения от стандарта обычно анализируются исходя из вызвавших их причин (как минимум в результате изменения цен и количественных отклонений). Преимущество данного метода заключается в возможности управлениями затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Схему метода стандартных издержек можно рассмотреть на условном примере с использованием данных предыдущего примера (таблица 2).

     Таблица 2

     Расчет  цены по методу стандартных издержек

Основные  элементы цены 
Изделие А Изделие В Изделие С
Стан-

дарт

Откло

нение

(+,-)

Стан-

дарт

Откло

нение

(+,-)

Стан-

дарт

Откло

нение

(+,-)

Прямые  затраты, всего, руб. 610 +30 455 +10 515 -45
В том  числе:

- сырье  и материалы

- заработная  плата основных

  производственных  рабочих

- прочие  прямые затраты

 
305 

230

75

 
+20 

+5

+5

 
205 

200

50

 
-20 

+15

+15

 
240 

160

115

 
-25 

-10

-10

Косвенные затраты, руб. 270 +20 345 -20 440 +30
Полные  затраты, руб. 880 +50 800 -10 955 -15
Прибыль, руб. 70 -30 110 +10 125 +15
Выручка от реализации (цена

изделия), руб.

950   910   1080  
 

     Метод прямых издержек — способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам. Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия на другое, ни при изменении масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно – рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные затраты игнорируются. В целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли. Общая схема данного метода показана на следующем примере (таблица 3).

     Таблица 3

     Расчет  цены по методу прямых издержек

Основные  элементы цены Изделие А Изделие В Изделие С
Прямые  затраты, всего, руб. 580 445 560
В том  числе:

- сырье  и материалы

- заработная  плата основных

  производственных  рабочих

- прочие  прямые затраты

 
285 

225

70

 
225 

185

35

 
265 

170

125

Косвенные затраты, руб. 250 365 410
Полные  затраты, руб. 830 810 970
Покрытие (валовая прибыль), руб. 370 465 520
Рентабельность, % к затратам 63,8 104,5 92,9
Выручка от реализации (цена

изделия), руб.

950 910 1080

Информация о работе Ценовая политика предприятия