Дебиторская и кредиторская задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременного перерасчета долга.
В условиях формирования рыночной экономики России предприятия и организации с разными формами собственности получили широкую самостоятельность в вопросах обеспечения их сырьем, кадрами, организации процесса производства продукции, услуг, оплаты труда, в установлении размера индивидуальной заработной платы, выборе систем оплаты труда, определении расходов на оплату и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 11
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 14
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 19
2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования 19
2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности 28
2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности 35
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК дебиторская задолженност1ь.docx

— 101.82 Кб (Скачать)

     Рассмотрим влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ООО «Маруся и Ко».

     2.4 Влияние дебиторской  задолженности на финансовое  состояние  ООО «Маруся и Ко»

 

     Дебиторская задолженность напрямую оказывает  влияние на финансовое состояние  предприятия. Это проявляется в  следующих моментах:

     - высокая величина дебиторской  задолженности свидетельствует  о расширении кредита, предоставляемого  организацией своим покупателям,  внедрение в систему оплаты  за поставленную продукцию отсрочек  платежа, кредитов. В то же время  рост дебиторской задолженности  «замораживает» оборотные средства  и снижает показатели абсолютной  ликвидности предприятия за счет  увеличения «промежуточного» коэффициента  ликвидности;

     - значительное превышение дебиторской  задолженности создает угрозу  финансовой устойчивости организации  и ведет к необходимости привлечения  дополнительных источников финансирования;

     - невысокие темпы роста дебиторской  задолженности в сравнении с  ростом кредиторской задолженности  нарушает ликвидность баланса  за счет возможной неспособности  покрытия краткосрочных пассивов  быстро реализуемыми активами, возникает  ситуация дефицита платежеспособных средств, что ведет к неплатежеспособности;

     - наличие просроченной дебиторской  задолженности ведет к возможной  ситуации списания задолженности  на уменьшение финансовых результатов  организации и, как следствие,  может привести к убыткам;

     - наличие сомнительной дебиторской  задолженности и, особенно, тенденция  к ее росту, ухудшают «качество»  дебиторской задолженности и  ведут к снижению ликвидности  предприятия в связи с возможным  ее списанием на уменьшение  финансовых результатов организации,  а следовательно, к возможному  возникновению убытков.

     Проведенный нами анализ дебиторской задолженности  ООО «Маруся и Ко» за 2009 год выявил ряд недостатков, которые могут напрямую повлиять на финансовые результаты предприятия, в том числе:

     - рост долгосрочной дебиторской задолженности в 2,2 раза;

     - увеличение просроченной дебиторской задолженности на 4058 тыс. рублей (5,6 процентных пункта);

     - рост дебиторской задолженности со сроком погашения более 3 месяцев на 18,8% (на 2270 тыс. рублей);

     - снижение качества дебиторской задолженности: рост сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности на 0,6 процентных пункта – до 9% и, как следствие, снижение ликвидности текущих активов.

     Таким образом, наличие просроченной дебиторской  задолженности в размере 22408 тыс. рублей, сомнительной дебиторской задолженности  в размере 5686 тыс. рублей, в случае признания их невозможными к взысканию, могут привести к списанию задолженности на уменьшение финансового результата 28094 тыс. рублей. Эта сумма впоследствии отразится по строке «Прочие расходы» в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и сформирует отрицательный финансовый результат.

 

      3. Резервы  и пути совершенствования  системы управления  дебиторской

     задолженностью  на ООО «Маруся и Ко»

     3.1. Меры по улучшению  управления дебиторской задолженностью

 

     В целях улучшения управления дебиторской  задолженности на ООО «Маруся и Ко» необходимо:

     - постоянно контролировать состояние  расчетов с покупателями, особенно  по отсроченным задолженностям;

     - разработать определенные условия  кредитования дебиторов, среди  которых могут быть: скидки покупателям  в случае уплаты полученного  товара в течение 10 дней с  момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

     - ориентироваться на большое число  покупателей, чтобы уменьшить  риск неуплату одним или несколькими  покупателями;

     - отслеживать соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности;

     - осуществлять регулярный анализ  финансовой отчетности клиентов  в сопоставлении с данными  предыдущих лет;

     - формировать своеобразное досье  на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

     - разрабатывать эффективную дифференцированную  политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей  можно условно разбить на группы  в зависимости от их надежности, финансового состояния и других  показателей, важных с точки  зрения возможности своевременного  расчета за приобретаемую продукцию.  Для каждой группы покупателей  можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;

     - проводить политику привлечения  добросовестных клиентов, предлагая  им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок  за своевременную оплату продукции,  досрочную оплату продукции, доставку  по месту требования и т.д.;

     - проводить мероприятия, в том  числе с привлечением органов  власти по взысканию просроченной  дебиторской задолженности.

 

     

     Заключение

 

     В процессе хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные  расчетные отношения. Предприятие  осуществляет расчеты, как в безналичном  порядке, так и с использованием наличных денежных средств, векселей, взаимозачетов, а также путем  прямого обмена продукциями и  товарами (бартера). Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создает предпосылки  для нарушений и злоупотреблений  при осуществлении расчетных  операций и поэтому требует постоянного  контроля за их проведением и отражением в учете.

     Зачастую  происходит так, что деньги могут  не поступать в срок, в связи  с чем на предприятии образовывается дебиторская задолженность. В этом случае неправильный учет может привести к неправильному отражению реального  состояния дел предприятия или  даже к нарушению гражданского и  налогового законодательства. Своевременное  выявление ошибок, связанных с  управлением дебиторской задолженностью, позволяет предприятию правильно  корректировать свою финансовую политику для дальнейшего развития.    

     Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т.к. оно создает  предпосылки для быстрого роста  бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые  счета, а также фирма может  оплатить кредиторскую задолженность  в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в  будущем может надеяться на скидки, так как снижается ее  кредитный  риск, связанный с оплатами дебиторов.

     В данной работе изучены вопросы управления дебиторской задолженностью на предприятии. Изначально рассмотрены теоретические  аспекты управления дебиторской  задолженностью, выявлена её роль в  общей финансовой деятельности организации, рассмотрены сущность и специфика  дебиторской задолженности как элемента финансовых активов организации. Также в работе подробно рассмотрены подходы и методики анализа дебиторской задолженности.

     Третья  глава представляет собой реализацию методики анализа и управления дебиторской  задолженностью на практике. В целях  совершенствования управления дебиторской  задолженностью на предприятии предложено использовать договоры с заказчиками  с гибкими условиями оплаты и  ценообразования.

     В результате исследования бухгалтерской отчетности за рассматриваемый период с 2007 по 2009 годы валюта баланса ООО «Маруся и Ко» увеличилась на 21248 тыс. рублей, что свидетельствует о расширении деятельности предприятия.

     В структуре валюты баланса преобладают оборотные активы, на долю которых в 2008 году приходилось почти 60% валюты баланса. За рассматриваемый период доля внеоборотных средств предприятия увеличилась на 1,9 процентных пункта. В абсолютном выражении сумма оборотных средств увеличилась на 181294 тыс. рублей, что связано в первую очередь с увеличением запасов (сырья, материалов, готовой продукции, затрат в незавершенном производстве) на 17872 тыс. рублей.

     Наибольшую долю в структуре оборотных средств занимают запасы, на долю которых в 2008 году приходилось 37,6% валюты баланса, еще 19,4% валюты баланса приходилось на дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. За рассматриваемый период величина дебиторской задолженности увеличилась на 5244 тыс. рублей, что может свидетельствовать о расширении коммерческого кредита, предоставляемого предприятием своим покупателям.

     За период 2007-2009 годы выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг ООО «Маруся и Ко» увеличилась на 22,4%: с 87358 тыс.рублей в 2007 году до 106969 тыс. рублей в 2009 году. За этот же период себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, увеличилась на 6,8%, или на 4439 тыс. рублей. Опережающий рост выручки от продажи товаров по сравнению с ростом себестоимости связан с внедрением на предприятии «Плана организационно-технических мероприятий ООО «Маруся и Ко» на 2007-2009 годы и до 2010 года, направленных на снижение затрат на производство продукции и повышение производительности труда». В результате валовая прибыль увеличилась на 68,8% и составила 37225 тыс. рублей в 2008 году против 22053 тыс. рублей в 2005 году. Незначительное увеличение коммерческих (на 49 тыс.рублей) и управленческих (на 52 тыс.рублей) расходов привело к увеличению объемов прибыли от продаж на 70,8% - до 36364 тыс.рублей. Прибыль до налогообложения составила в 2008 году 33053 тыс.рублей и увеличилась на 15309 тыс.рублей, или на 86,3%.

     Рост прибыли позволил увеличить в 2 раза объем налога на прибыль, уплачиваемый в бюджет: с 8305 тыс.рублей до 16820 тыс.рублей. В результате чистая прибыль, полученная предприятием в 2008 году, составила 16233 тыс.рублей, что выше уровня 2005 года на 71,9%, или на 6794 тыс. рублей.

     За год сумма дебиторской задолженности увеличилась на 2,9%. В структуре дебиторской задолженности преобладает краткосрочная кредиторская задолженность, на долю которой приходится 99,3% общей задолженности. Ее величина за год возросла на 2,6%: с 61151 тыс. рублей на начало года до 62731 тыс. рублей на конец года. В то же время, ее доля в общей величине дебиторской задолженности уменьшилась на 0,4 процентных пункта и составила 99,3%, на что оказало влияние увеличение в 2,2 раза долгосрочной дебиторской задолженности (с 201 тыс. рублей до 443 тыс. рублей). В результате доля долгосрочной дебиторской задолженности увеличилась с 0,3% до 0,7% на конец года.

     В общей структуре дебиторской задолженности ООО «Маруся и Ко» на долю просроченной задолженности приходится 35,5%. За год эта доля увеличилась на 5,6 процентных пункта или на 4058 тыс. рублей. Следовательно, предприятию не удалось добиться погашения части просроченных долгов. При этом стоит отметить, что остаток дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 3 месяцев увеличился на 2270 тыс. рублей, или на 18,8%.

     Состояние расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «Маруся и Ко» в 2009 году по сравнению с 2008 годом несколько улучшилось: возросла с 1,67 до 1,73 оборотов оборачиваемость дебиторской задолженности. Средний период погашения дебиторской задолженности сократился на 7 дней, на что в первую очередь повлияло улучшение состояние расчетов по краткосрочной дебиторской задолженности, занимающей наибольшую долю в общем объеме дебиторской задолженности ООО «Маруся и Ко». Доля дебиторской задолженности в общем объеме выручки от продажи товаров сократилась с 61,9% до 59,1%.

     Между тем, приведенные показатели свидетельствуют о снижении качества дебиторской задолженности. В 2009 году по сравнению с 2008 годом доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности увеличилась на 0,6 процентных пункта и составила 9%. В общем объеме выручки от продажи товаров она увеличилась на 0,1 процентный пункт и составила 5,3%.

     Учитывая, что доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов составляет 32,7%, а на долю задолженности покупателей и заказчиков в общем объеме оборотных активов приходится 26,1%, то можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов из-за ухудшения качества дебиторской задолженности.

Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженности