Деньги и денежная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:41, лекция

Описание работы

Виды денег и денежного обращения. Порядок эмиссии денег в экономике. Регулирование денежного обращения. Инструменты денежно-кредитной политики центрального банка.

Работа содержит 1 файл

ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА 2011.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

       Название  сигнальной денежной ставки различно по странам. В России такой сигнальной денежной ставкой является ставка рефинансирования.

       В классическом варианте сигнальная ставка ДКП, как правило, является самой  низкой ставкой в экономике. Повышение  или снижение этой ставки центральным  банком приводит к соответствующему изменению уровня всех ставок денежного рынка и, следовательно, к изменению общих объёмов кредитования. В результате, регулирующее воздействие центрального банка через изменение доступности денег передаётся на уровень отдельных хозяйствующих субъектов.

       В то же время объявляемая центральным банком  ставка является именно сигналом, поскольку объёмы денежных средств, поступающие в экономику по этому каналу, не могут быть значительными.

 

       Центральные банки, как правило, выдают кредиты по цене сигнальной ставки, то есть по самой низкой в экономике цене, выступая в качестве кредитора в последней инстанции. Выдача кредита в этих условиях «обставлена» целым рядом условий:

    1. банк может получить от центрального банка кредит по учётной ставке (сигнальной ставке ДКП) только под обоснованные причины, обычно связанные с ухудшением финансового положения по объективным обстоятельствам, не связанным с ошибками менеджмента;
    2. банк должен доказать, что не имеет возможности получить ресурсы из другого источника;
    3. банк не может воспользоваться этим кредитом в коммерческих целях, используя самые «дешёвые» в экономике  деньги для увеличения доходности своих кредитных операций. Эти ресурсы могут быть использованы только в целях управления  ликвидностью банка, т.е. укрепления его возможности отвечать по своим обязательствам перед  клиентами.

       Обычно  банки только  в крайнем случае используют возможность  получения кредитов центрального банка  по учётной ставке, поскольку это  является «плохим  сигналом» для  рынка.

 

       В этих условиях «сигнальный характер»  объявляемой центральным банком ставки должен быть подкреплён действиями на открытом рынке: соответствующими операциями с ценными бумагами и соответствующими изменениями ставок по депозитам и кредитам центрального банка.

       Прикладная  характеристика сигнальной ставки центрального банка зависит от режима денежно-кредитной политики, который доступен и выбран центральным банком при регулировании денежного обращения.

       Как уже отмечалось выше, объявляемой, и, следовательно, сигнальной ставкой  Банка России является ставка рефинансирования. До последнего времени особенностью этой ставки являлось то, что она главным образом использовалась в целях налогообложения.

       В то же время Банк России объявил  о переходе в ближайшие три  года в регулировании денежного  обращения к использованию именно ставки рефинансирования в качестве основного инструмента ДКП. Это означает, что ставка рефинансирования должна работать в классическом варианте сигнальной ставки денежно-кредитной политики.

 

       Резервные требования – наименее используемый инструмент денежно-кредитной политики в развитых странах, в которых трансмиссионные механизмы  ДКП  отработаны:  экономические субъекты адекватно реагируют на полученный от центрального банка сигнал в виде учётной ставки, а операции на открытом рынке центрального банка обладают достаточной «ёмкостью», чтобы подкрепить поданный экономике сигнал изменением свободных резервов банковской системы.

       Резервные требования в развитых странах устойчиво  держатся на низком уровне (в ЕС – 2 %, в Японии – 0 %), поскольку объективно удорожают резервы банковской системы и, следовательно, приводят к удорожанию предлагаемых банками кредитных продуктов.

       В странах с неотработанным трансмиссионным  механизмом, к которым относится    Россия, осуществляющая рыночную трансформацию  своей экономики, резервные требования являются очень важным, часто единственным, а потому и часто используемым инструментом, позволяющим эффективно воздействовать на свободные резервы коммерческих банков в условиях, когда существуют объективные ограничения на использование операций на открытом рынке.

 

       Например, в 90-е гг. Банк России по существу не мог  эффективно использовать операции на открытом рынке в качестве инструмента ДКП, поскольку не обладал  достаточным портфелем  рыночных ценных бумаг.

        

       Изменение резервной нормы воздействует на кредитную активность банковской системы по двум каналам:

    1. через влияние на размер свободных резервов банков;
    2. через изменение размера денежного мультипликатора.

       В развитых странах, несмотря на пассивное  использование резервных требований в качестве инструмента ДКП, окончательного отказа от него всё-таки не происходит по следующим соображениям. Во-первых, размер резервных требований является единственным компонентом денежного мультипликатора, который может контролировать центральный банк а, следовательно, и влиять на степень воздействия ДКП на денежную массу. И, во-вторых,  резервные требования остаются самым эффективным и быстрым способом для центрального банка воздействовать на свободные резервы банков в кризисной ситуации.

 

       Перечисленные выше инструменты денежно-кредитной политики являются методами косвенного регулирования денежного обращения. В то же время в арсенале центрального банка  имеются инструменты прямого регулирования кредитной активности банковской системы. Это:

    1. установление лимитов кредитования для банков (подобное регулирование использовалось в Великобритании при проведении структурных реформ 60-х гг.);
    2. прямое регулирование процентных ставок по депозитам и кредитам банков (использовалось центральным банком Японии в 50-80 гг.; в США в 40-х гг. был установлен потолок ставок по депозитам коммерческих банков).
 
 

       Центральный  банк, определяя размеры собственной эмиссионной деятельности и воздействуя на кредитную активность коммерческих банков,   регулирует предложение денег в экономике. Оценить спрос на деньги, продуцируемый экономикой, можно с помощью формулы Фишера:

 

       M =  (PxY)/V   , где

 

М  - денежная масса,

Р   -  индекс цен (уровень инфляции),

Y  -  реальный валовый внутренний  продукт,

V  - скорость  обращения денег в экономике.

 

       Исходя  из этой формулы, центральный банк, регулируя денежное обращение, должен учитывать темпы реального экономического роста, целевые темпы инфляции и  скорость обращения денег в экономике.

 

        На изменение скорости денег разно направленно влияют многие факторы. Например, в сторону ускорения -  увеличение доли коммерческого оборота в экономике, высокая доля наличных средств в обороте. В сторону замедления — увеличение в отраслевой структуре доли отраслей с долгим циклом передела,  увеличение в структуре привлечённых банками денежных средств доли срочных вкладов, увеличение безналичного оборота в денежном обороте.

       Изменение скорости обращения  денег в сторону  замедления увеличивает  требуемый для  обслуживания  сделок в экономике объём  денежной массы.

 
 

       Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, включено в общее макроэкономическое регулирование в качестве важнейшего элемента.

       Регулирование макроэкономической ситуации в экономике - одна из важнейших функций государства 

       I. Экономика может столкнуться со следующими негативными макроэкономическими состояниями:

       - экономический спад, безработица;

       - инфляция.

       Экономика должна быть выведена в состояние  внутреннего равновесия, которое можно охарактеризовать, как

       равновесие  спроса и предложения  в условиях полной занятости при отсутствии инфляции или при её стабильно низком уровне.

 

       II. Экономика, включенная в международные экономические связи, находится в определенных отношениях с внешним миром, которые опосредуются курсом национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран.

       Международные экономические связи национальной экономики должны находиться в состоянии  внешнего равновесия, под которым понимают

       нулевое сальдо платежного баланса  в условиях определенного  режима валютного  курса.

 

       Вывод экономики в состояние общего равновесия (внутреннего и внешнего) происходит  под воздействием двух видов макрорегулирования:

       -  денежно-кредитного;

       - бюджетно-налогового

       и, следовательно,  в результате регулирующего  воздействия двух институтов, соответственно:

       - Центрального банка;

       -  правительства (министерство финансов).

       Для достижения максимального эффекта  макрорегулирование  должно выстраиваться  на основе принципа «распределения ролей»: «специализации»  инструментов двух институтов на достижении двух независимых целей – внешнего и внутреннего равновесия. Причем каждый из институтов в рамках определенной ему «специализации» должен обладать статусом независимости. В то же время для повышения эффективности макрорегулирования  необходима координация действий центрального банка и министерства финансов.

       Распределение «специализаций»  происходит по принципу: «наибольший эффект при наименьших затратах» в достижении цели.

 

       Распределение «специализаций» в каждый конкретный период времени  формирует определенный тип или модель макроэкономического регулирования.

       Исходным  моментом в формировании модели (распределении  «специализаций») является выбор режима валютного курса (гибкого или  фиксированного).

       Фиксированный режим валютного  курса и модификации  гибкого валютного курса (например, «управляемое плавание» и т.п.) требуют, в первом случае, постоянного, а, во-втором, более мягкого, но практически постоянного присутствия центрального банка на валютном рынке.

       В результате, формируется модель макроэкономического  регулирования со следующим «распределением ролей»:

       1). центральный банк регулирует  внешнее равновесие, проводя соответствующие  операции на валютном рынке  – обеспечивает фиксированный  валютный курс, в первом случае, или плавную стабильную динамику  валютного курса, во втором:

                  -  при дефиците платежного  баланса продает валюту (последствие  для внутренней ситуации –  сокращение денежной массы);

                  -  при профиците платежного  баланса покупает валюту (последствие  – увеличение денежной массы).

       Если последствия действий центрального банка на валютном рынке для развития внутренней макроэкономической ситуации оказываются негативными, он вынужден их нейтрализовать – проводит соответствующие стерилизационные операции:

                    -  дефицит платежного баланса – центральный банк продает валюту банкам -контрагентам – как следствие, сокращает денежную массу. Если в стране в данный момент имеет место экономический спад, центральный банк должен нейтрализовать свое негативное воздействие на внутреннюю ситуацию – возможны: покупка ценных бумаг у коммерческих банков на открытом рынке, снижение доходности по депозитам ЦБ; снижение ставки рефинансирования; снижение нормы обязательного резервирования;

                      -  профицит платежного баланса  – центральный банк покупает валюту у банков-контрагентов – тем самым увеличивает денежное предложение – если это выводит внутреннюю инфляцию за приемлемые пределы, центральный банк нейтрализует свое воздействие.  Возможны в зависимости от степени негативного воздействия: продажа ценных бумаг коммерческим банкам на открытом рынке, повышение доходности по депозитам ЦБ; увеличение ставки рефинансирования; увеличение нормы обязательного резервирования.

Информация о работе Деньги и денежная система