Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Сущность, состав и функции финансовой системы
Для того чтобы охарактеризовать сущность финансовой системы нужно определить что же такое финансы. Финансы (от лат. financia –платеж) появляются с возникновением денег, Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов. Для решения экономических, социальных и политических задач. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, однако, не все денежные отношения являются финансовыми.

Работа содержит 1 файл

Работа 1.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Введение

1 Сущность, состав и функции финансовой системы

Для того чтобы  охарактеризовать  сущность финансовой системы нужно определить что  же такое финансы. Финансы (от лат. financia –платеж) появляются с возникновением денег, Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов. Для решения экономических, социальных и политических задач. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, однако, не все денежные отношения являются финансовыми.

В этом смысле финансы  тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента. В отличие от них, финансы представляют систему отношений, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства.

В экономической  и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспектах:

  • как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы - это  не сами денежные средства, а отношения  по поводу образования, перераспределения  и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются.

По своему материальному  содержанию финансы  - это целевые  фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы  страны. Главным материальным источником финансовых ресурсов является национальный доход.

Движение потоков  финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства  формируют финансовую систему народного хозяйства.

Понятие финансовой системы является развитием более  общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их Участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию — для выплат застрахованному лицу его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы  представляет собой определенную сферу  финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система  форм и методов образования, распределения  и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Сущность финансовой системы определяется характером распределительных  и перераспределительных отношений  по поводу движения стоимости финансовых ресурсов, с одной стороны, и природой государственной власти, с другой стороны. Для содержания государственной власти необходимо обязательное взимание финансовых ресурсов с помощью налоговых и неналоговых методов аккумуляции для финансирования расходов, связанных с выполнением государственной властью обязательств перед обществом. Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и сообразно задействованной модели экономики в значительной мере определяется ею.

В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является  обеспечение при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.

В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

  • осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;
  • создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;
  • способствовать превращению потребностей в реальные блага.

Для реализации своих функций финансовая система  должна создавать и внедрять  финансовые инструменты, использование  которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких  инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение)   денежных знаков и ценных бумаг, различные  виды ценных бумаг, аккумулирование  сбережений (открытие различных видов  депозитов), кредитование и т.п.

Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы.

 

 

 

 

2 Структура  финансовой системы

Организационная структура финансовой системы государства представляет собой совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Общее руководство финансовой деятельностью осуществляют органы государственной власти и управления. Состав органов и институтов финансовой системы представлен на рис. 1.

Рис. 1 Структура финансовой системы государства

Финансы как  целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют  свой состав, взаимосвязанные звенья и характерные особенности. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадии и фазы. Финансы государства, которые представляют собой централизованные фонды денежных средств, находящиеся в его распоряжении (федеральный бюджет, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, стабилизационный фонд) играют важную роль в производственно-техническом и социальном развитии страны. Государство оказывает влияние на монетарную политику, уровень инфляции, основные пропорции общественного производства, стадии распределения финансовых ресурсов между секторами экономики, территориями, отраслями, а также на параметры экономических, инвестиционных и социальных процессов в стране. При этом социальное страхование, осуществляемое посредством внебюджетных фондов, обеспечивает защиту личных интересов граждан в случае наступления инвалидности, старости, временной нетрудоспособности. Государственный кредит влияет на страховую систему, так как государство может быть как заемщиком, так и кредитором страховых организаций. Государство также может выступать гарантом финансовой устойчивости страховых организаций.

Финансы предприятий  непосредственно участвуют в  процессе воспроизводства за счет формирования первичных доходов и накоплений. Процесс расширенного воспроизводства  на многих предприятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет использования кредитов банков, страховых компаний и привлечения финансовых средств на рынке ценных бумаг. При этом страхование транспортных, имущественных, финансовых и промышленных рисков коммерческих организаций, общественных организаций и фондов обеспечивает непрерывность и стабильность экономических процессов, а также их финансовую устойчивость.

Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического  и экономического устройства, присуща  своя специфическая структура финансовой системы.

В основу построения финансовой системы положены три  основополагающих элемента:

1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование – это один из методов страховой защиты в случае недостаточных возможностей создания резервных фондов для граждан с целью самострахования от безработицы, старости, инвалидности. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнения обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

2) территориальность, проявляющаяся в том, что каждая область, республика имеет соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

3) единство финансовой системы, которое предопределяется единой экономической и политической основой государства, обусловливающей единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, имеющие единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых базовых законодательных и нормативных актов.

Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но все  они имеют общий признак: разнообразные фонды финансовых ресурсов. Эти фонды отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой и имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев финансовой системы государства. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым ее элементом, но эта самостоятельность относительна. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Денежные фонды - это часть финансовых ресурсов, cпециально выделенная в виде фондов целевого использования.[ А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009. ]Так, денежные фонды, в которых средства выделены для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а средства, предназначенные для выплаты заработной платы, соответственно образуют фонд оплаты труда.

Формирование  развитой системы фондов – свойство современной экономики. Фонды в российской и мировой экономике – явление многовариантное. Существуют фонды государственные и негосударственные, бюджетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и местные, отраслевые, межотраслевые и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные и т. д. Ряд фондов находится в составе федерального бюджета; их размеры, источники наполнения и направления расходования утверждаются вместе с принятием самого бюджета – это целевые бюджетные фонды, фонды межбюджетного регулирования и т. д. Хотя эти фонды входят в состав бюджета, их деятельность подчиняется особым правилам. Наряду с бюджетными существуют и довольно бурно развиваются многочисленные внебюджетные фонды – государственные социально-страховые, негосударственные страховые, отраслевые, территориальные и т. д.

 

3 Государственные  финансы

3.1 Бюджетная система

Центральное место в финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

 Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений,  развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народного хозяйства и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.

            В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Информация о работе Финансовая система