Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Сущность, состав и функции финансовой системы
Для того чтобы охарактеризовать сущность финансовой системы нужно определить что же такое финансы. Финансы (от лат. financia –платеж) появляются с возникновением денег, Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов. Для решения экономических, социальных и политических задач. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, однако, не все денежные отношения являются финансовыми.

Работа содержит 1 файл

Работа 1.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

С точки зрения юридической природы целевые фонды подразделяются на две группы:

  • фонды, которые создаются в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, но по решени­ям компетентных органов;
  • фонды, которые создаются в силу требований федеральных законов, указов Президента РФ и поста­новлений Правительства РФ.

В первую группу включаются самые различные фонды, создаваемые субъектами РФ и муниципальными образованиями в соответствии с их конституциями и уставами, а также внебюджетные фонды развития жилищного строительства, которые согласно Указу Президента РФ «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 декабря 1993 г. могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях, и др.

Во вторую группу включаются: Пенсионный фонд РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, дорожные фонды в РФ и др.

Правовой режим  целевых государственных и муниципальных  фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе федеральные  законы «О дорожных фондах в РФ», «О занятости населения в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ на конкретный год, постановления Правительства РФ и др.

Правовое регулирование  ряда государственных внебюджетных фондов дано и в Бюджетном кодексе  РФ (ст. 143—150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2 Децентрализованные фонды

Децентрализованные  фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит  финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

В процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и организации формируют и используют финансовые фонды - денежные средства, предназначенные для определенных целей. В фондах денежные средства находятся в постоянном движении - поступают, накапливаются, расходуются. В финансовых фондах получает отражение движение имущества предприятия и организации в полном или частичном виде для использования этой информации в управлении производственной, хозяйственно-финансовой и социальной деятельностью. Движение отдельных фондов наиболее четко показывает объем, назначение, меры использования, остаток средств. Поэтому некоторые фонды одновременно являются и финансовыми показателями деятельности предприятия, намеченной к исполнению (запланированной), а также фактически достигнутой, или служит исходными данными для расчета показателей. Например, объем расходования фонда потребления предприятия за определенный период; эта величина в расчете на одного работника предприятия показывает (в сравнении с предшествующим периодом или другим предприятием) уровень удовлетворения его материальных и социальных потребностей.

Наиболее значительными и важными для функционирования предприятий и организаций являются следующие фонды: уставный, резервный, фонд накопления, фонд потребления, фонд оплаты труда, валютный, ремонтный. В условиях самостоятельности предприятия могут формировать и другие Целевые фонды денежных средств, например фонд медицинского страхования, приватизационный фонд, долевой фонд участия в развитии производственной и социальной инфраструктуры и другие.

            Уставный фонд (капитал) отражает в денежном выражении величину имущества (капитала) предприятия, предоставленного ему государством, иным собственником или учредителем. На государственных предприятиях уставный фонд - основной источник собственных средств предназначен для формирования производственных фондов (производственного капитала) - основных и оборотных - натурально-вещественных элементов производственного процесса. Величина уставного фонда изменяется в процессе хозяйственной деятельности: увеличивается в результате инвестиций (капитальных вложений) в основные фонды, прироста оборотных фондов за счет чистого дохода, дооценки товарно-материальных ценностей и других пополнений капитала; уменьшается за счет списания или передачи основных средств, начисления их износа, списания убытков, уценки товарно-материальных ценностей. Уставный фонд акционерного общества создается за счет взносов (паев) учредителей (для общества закрытого типа) либо путем обмена взносов на акции для учредителей и приглашенных к участию в обществе акционеров (для общества открытого типа).

На основе средств, оставляемых в распоряжении предприятий, то есть после уплаты налогов и  других обязательных платежей, предприятия  и организации формируют комплексные  фонды - фонд потребления и фонд накопления.

Фонд потребления включает:

  • расходы на оплату труда всего персонала (производственного и непроизводственного);
  • денежные выплаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год;
  • средства, направляемые на иные виды поощрения за труд в денежной и натуральной формах;
  • материальную помощь;
  • средства на установление трудовых и социальных льгот;
  • доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям и вкладам работников в имущество предприятия;
  • другие выплаты, носящие индивидуальный характер, кроме вознаграждений за рационализаторские предложения, изобретения и открытия.

Таким образом, фонд потребления образуется за счет средств, направляемых на оплату труда (из выручки от реализации продукции, работ и услуг), и части чистого  дохода, оставляемого в распоряжении предприятия для материального поощрения работников и разных социальных выплат. Расходуются средства фонда на личное потребление работников.

Фонд накопления формируется за счет:

  • дохода (прибыли), оставляемой в распоряжении предприятия;
  • амортизационных отчислений на восстановление основных фондов;
  • выручки от реализации выбывшего имущества;
  • кредитов банков;
  • других источников.

Используется  фонд накопления на финансирование затрат по обеспечению расширенного воспроизводства:

  • на пополнение основных и оборотных фондов;
  • на научно-техническое развитие, освоение новой продукции;
  • осуществление природоохранных мероприятий;
  • на долевое участие в строительстве объектов производственной инфраструктуры (автомобильных дорог, вычислительных центров, ремонтных, энергетических, строительных и других производств и т.д.);
  • на строительство и долевое участие в строительстве объектов социальной инфраструктуры (жилых домов, клубов, домов отдыха, пансионатов, санаториев, поликлиник, больниц, детских учреждений, спортивных объектов и сооружений, подсобных сельскохозяйственных производств).

Крупные предприятия  и организации могут формировать  и использовать вместо комплексных  фондов потребления и накопления раздельные фонды, аналогичные по содержанию источников и расходов: заработной платы, оплаты труда, производственного развития, социального развития.

По усмотрению коллектива предприятия могут образовывать финансовый резерв (резервный фонд, фонд риска, страховой фонд). Его  назначение - обеспечивать финансовую устойчивость предприятий в период временного ухудшения хозяйственно-финансового положения и компенсировать дополнительные (непредвиденные) затраты, возникающие в процессе производства и реализации продукции. Фонд образуется за счет прибыли или дохода, оставляемых работниками в распоряжении предприятия до их направления в фонды потребления, накопления и иные фонды - в случае их достаточности для этих целей. В некоторых случаях размер фонда ограничивается, например, его средства не должны превышать 25% величины уставного фонда (у совместных предприятий). Финансовый резерв образуется от прибыли или дохода по нормативам при разработке и утверждении финансового плана предприятия. Средства финансового резерва используются на дополнительные затраты по производственному и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники, прирост и восполнение недостатка собственных оборотных средств.

Валютные фонды  предприятий и организаций образуются за счет валютных средств из следующих  источников:

  • экспортной валютной выручки;
  • взносов в уставный фонд (капитал) в валюте;
  • валютных кредитов банков, в том числе иностранных, других финансовых учреждений и иностранных юридических лиц;
  • покупки валюты на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки и обменные пункты;
  • финансовой помощи (гранты) от нерезидентов.

Валютная выручка от экспорта продукции, работ и услуг после уплаты законодательно установленных налогов направляется в валютные фонды предприятий и организаций. В эти фонды зачисляются дивиденды и доходы в иностранной валюте, полученные от инвестиций в активы (ценные бумаги), размещения средств в форме депозитов, вкладов и других формах, если эти дивиденды и доходы были получены от вложения собственных или заемных средств. Предприятиям и организациям предоставлено право объединять свои валютные средства на добровольной основе для решения общих задач. Валютные средства, сконцентрированные в валютных фондах, предприятия и организации используют самостоятельно, то есть без влияния государственных органов, без указаний или особых разрешений, но в рамках действующего валютного законодательства. В первую очередь валютные фонды используются на производственное и социально-культурное развитие трудовых коллективов; часть валютных средств может быть направлена на приобретение импортных товаров потребительского назначения, медикаментов и медицинской техники. Средства валютных фондов могут использоваться для оказания гуманитарной и благотворительной помощи. Предприятия и организации могут отчислять часть средств валютного фонда предприятиям и организациям - субпоставщикам; размеры этих отчислений определяются на договорной основе с учетом вклада участников в производство экспортной продукции.

            Ремонтный фонд создается на  предприятиях для проведения  всех видов ремонта основных  фондов: капитального, среднего, текущего. Предприятия могут самостоятельно устанавливать нормативы отчислений в ремонтный фонд в зависимости от предстоящих затрат на ремонтные работы, объем которых определяется состоянием и степенью изношенности основных фондов. Частично затраты на ремонт могут покрываться за счет расходов будущих периодов. Размеры этих расходов регулируются также правилами налогообложения дохода.

 

 

 

 

Центральное место  в финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

 Бюджет как  экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений,  развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народного хозяйства и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.

            В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой  системы, оказывая им при необходимости  помощь. Она производится путем  передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Структура бюджетных  расходов и доходов и доля отдельных  статей в государственном бюджете  стран с рыночной экономикой приблизительно следующие, %: [ 3 ]

 

 

Таблица 1.1  –  Структура бюджетных расходов и  доходов

 

Расходы  %

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели.  40 – 50

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.  10 – 20

Информация о работе Финансовая система