Финансовое планирование и методы прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть систему финансового планирования и прогнозирования.
Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- дать определение и раскрыть сущность финансового планирования и прогнозирования. Рассмотреть систему финансового планирования;
- раскрыть управление финансами на государственном уровне: рассмотреть планирование на уровне государства и хозяйствующего субъекта.

Содержание

Введение
1 Сущность финансового планирования и прогнозирования
1. Сущность, цели и принципы финансового планирования и прогнозирования

2. Система финансового планирования
3. Финансовые показатели

2. Управление финансами
2.1 Планирование на уровне государства и его субъектов
2.2 Планирование на уровне хозяйствующего субъекта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

С целью  преодоления негативных тенденций  в стране были разработаны Программа  неотложных по выходу экономики из кризисного состояния, Основные направления  социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Государственное  регулирование социально-экономических  процессов на основе разработки и  реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало  ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период.

Планирование  и прогнозирование в условиях переходной экономики затруднено в  связи с нестабильностью макроэкономических показателей. Кроме того, в условиях переходного периода качественно  видоизменяются содержание и функции  существовавшего ранее годового планирования и прогнозирования, усиливается его индикативный характер.

Финансовое  планирование осуществляется на макроуровне  и микроуровне, и в рамках различных  уровней имеет свои особенности. Для составления централизованных финансовых планов все страны разрабатывают  собственные модели.

При макромоделировании переходных экономик возникают серьезные  стратегические и практические проблемы. Вероятно, самая большая практическая проблема – это узость методологически  сопоставимой информационной базы, препятствующая использованию распространенных в  рыночной экономике эконометрических моделей и требующая разработки специальных моделей переходной экономики, ориентированных на малые  ряды данных.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития включает:

1.  на долгосрочную перспективу

2.  среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития на 5 лет;

3.  краткосрочную – годовой прогноз социально-экономического развития

На современном  этапе децентрализованное финансовое планирование предполагает два направления  – стратегическое и текущее. Стратегический финансовый план определяет основные показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации стратегии  инвестиций и предполагаемых накоплений. Необходимость осуществлять стратегическое планирование обусловлена развитием  научно-технического прогресса, возрастанием финансовых рисков, неопределенностью  перспектив научно-технического развития. Одновременно сохраняется необходимость  составления долгосрочных, текущих  и оперативных планов. Долгосрочные финансовые планы, как правило, тесно  связаны с финансовой стратегией предприятия. Они не содержат подробного описания финансовых показателей и  отражают концепцию финансового  обеспечения. Для текущего управления необходимы годовые финансовые планы, так как именно они в финансовых расчетах должны определять выход на главный финансовый показатель –  прибыль предприятия. Годовой финансовый план позволяет собственнику предприятия  видеть объем чистого дохода и  возможности инвестиционного финансирования. Он является жестким количественным планом

Оперативные финансовые планы в форме платежных  календарей необходимы для контроля за выполнением финансовых обязательств и с большей или меньшей  детализацией и обоснованием статей используются на многих предприятиях.

Характерными  чертами в организации финансового  планирования предприятий за рубежом  является обязательность разработки планов, определение в текущих планах ответственных исполнителей по операциям, статьям, задачам, последующий анализ выполнения планов и выяснения причин как недовыполнения, так и перевыполнения в разрезе статей поступлений  и выплат. Принцип плановости в  деятельности отечественных предприятий  нуждается в укреплении. В практике можно наблюдать отход от непрерывности  финансового планирования и взаимоувязки различных финансовых планов. Проведенное  исследование состояния финансового  планирования и финансовых расчетов на предприятиях Министерства промышленности Республики Беларусь показало, что  не все предприятия определяют финансовую стратегию, составляют долгосрочные финансовые планы, учитывают инфляцию в финансовом планировании. Единицы из них при  разработке планов используют приемы финансового менеджмента и многовариантные  расчеты, компьютерные программы. Однако в целом интерес предприятий  к вопросам финансового планирования возрастает. В практике постепенно происходит формирование новой системы  финансовых планов. Поскольку разрабатываемые  финансовые планы охватывают различные  горизонты планирования, у предприятий  возникает потребность иметь  плановый документ, в котором бы отражались базовые составляющие основных видов планов и который обладал бы достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план. Отечественные предприятия разрабатывают бизнес-планы в следующих целях:

1.  для получения банковских кредитов и бюджетных ссуд;

2.  в случае приватизации государственных предприятий;

3.  для обоснования инвестиционных проектов;

4.  для обоснования программы финансового оздоровления и выхода из экономического кризиса

В переходный период бизнес-план занимает центральное  место в системе финансовых планов предприятий. Его можно рассматривать  как долгосрочный план. Если взять  за аксиому разработку скользящих финансовых планов, то наиболее оптимальным горизонтом планирования является срок три года. В таком случае расчет объемов  продаж, смету доходов и затрат, баланс денежных расходов и поступлений  рекомендуют составлять для первого  года с помесячной разбивкой, для  второго года с поквартальной  разбивкой, а для третьего года на год в целом.

Форма годового финансового плана не изменилась. Как и ранее в практике СССР, он имеет форму баланса доходов  и расходов и состоит из трех разделов: доходы и поступления средств, расходы  и отчисления средств, взаимоотношения  с бюджетом (ассигнования из бюджета  и платежи в бюджет). Для обоснования  статей финансового плана составляют сметы продаж, затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, план финансирования капитальных вложений, расчет потребности в оборотных  средствах, сметы образования и  расходования специальных фондов денежных средств и др.

Годовой финансовый план долгое время был  основным финансовым планом. Его приоритет  поддерживался государством, которое  посредством финансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронность поступления денежных средств и их расходованием.

В условиях перехода к рыночной экономике ответственность  за результаты деятельности лежит на самих предприятиях. Поскольку многовариантные  расчеты с использованием компьютерной техники являются для нашей практики исключением, то ценность текущего финансового  плана снижается. Кроме того, плановые расчеты в условиях инфляции требуют  постоянной корректировки, что на большинстве  предприятий не производится.

Кризисные явления в экономике выявили  все недостатки планирования вообще и финансового планирования в  частности. Как показала практика, в  ряде случаев финансовое планирование на предприятии осуществляется формально  и ограничивается расчетом прибыли. Мировой финансовый кризис отразился на результатах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что проявилось в остатках готовой продукции на складах, снижении объемов производства, увеличении доли заемных средств, снижении показателей платежеспособности. В этих условиях возникает необходимость осуществления мер в организации финансовой работы на предприятиях по совершенствованию управления выручкой от реализации, себестоимостью и прибылью, платежеспособностью, организации кредитования .

Экономику нашей страны можно охарактеризовать как переходную. Такие экономики, как правило, характеризуются общей  нестабильностью макроэкономических показателей и ситуации в стране в целом, высокими уровнями инфляции, необходимостью реформирования устаревших систем и разработки новой модели экономики и ее элементов (финансы, налоги и другие). В условиях такой  экономики планирование вообще и  финансовое планирование в частности  затруднено и имеет ряд особенностей:

1.  необходимость проведения реформирования экономики, что затрудняет планирование как на макро-, так и на микроуровнях;

2.  затрудненность проведения долгосрочного планирования в связи со сложностями прогнозирования макроэкономической ситуации;

3.  необходимость учета инфляции при планировании.

В рамках децентрализованного планирования необходимо решить следующие проблемы:

1.  необходимость учета инфляции при планировании, что большинство предприятий страны не делают;

2.  необходимость внедрения новых методологий планирования, например, многовариантных расчетов, использование компьютерной техники. На сегодняшний день использование многовариантных расчетов для предприятий Беларуси большая редкость, то же самое касается и различных программных продуктов, хотя интерес к последним увеличивается;

3.  необходимость внедрения новых форм планирования – например, стратегических планов, бизнес-планов. В силу необходимости предоставления бизнес-планов при получении кредита, финансирования из госбюджета, при приватизации, а также введения бизнес-плана как обязательного элемента финансовой документации на предприятии с 2005 года их стало разрабатываться гораздо больше, чего нельзя сказать о стратегическом планировании. Проблема бизнес-планов в том, что они по-прежнему разрабатываются для внешних нужд, как это делалось в СССР, а не для внутреннего использования;

4.  формальность проведения финансового планирования, которое сводится к расчету трех показателей – выручки от реализации продукции, ее себестоимости и прибыли;

5.  несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами.

В рамках централизованного планирования необходимо решить следующие проблемы:

1.  необходимость разработки реальной, объективной и эффективной модели финансового планирования, в которой будут учтены основные факторы, влияющие на экономику вообще и финансовую сферу в частности в республике;

2.  несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами. Наиболее слабым местом разрабатываемых в настоящее время прогнозов является нарушение первоначально предусмотренных в них условиях (особенно по денежной массе), что ведет к невыполнению отдельных параметров;

3.  изначально заложенная в прогнозе несбалансированность в части ресурсного обеспечения, нереальность отдельных параметров, их однобокая ориентация на темповые параметры роста производства в реальном секторе экономики, ошибочно выбранные государственные приоритеты, реализовать которые без нарушения макроэкономического равновесия представляется невозможным .

Выше  были выделены проблемы централизованного  и децентрализованного финансового  планирования. Тем не менее, макро- и  микроуровни финансового планирования взаимосвязаны, а поэтому их развитие должно происходить параллельно  друг другу и сбалансированно.

Для дальнейшего  развития финансового планирования необходимо:

·  расширение прав предприятий (в частности – приватизация);

·  сокращение административных методов управления экономикой;

·  усиление экономической свободы предприятий;

·  усиление хозяйственных связей с иностранными предприятиями;

·  снижение налоговой нагрузки;

·  заимствование опыта развитых стран;

·  улучшение макроэкономической ситуации.

По итогам кризиса, для децентрализованного  финансового планирования можно  выделить такие направления совершенствования  финансового планирования, как изменения  в управлении выручкой от реализации. Необходимо пересмотреть круг задач, решаемых при анализе условий обеспечения  объемов продаж, а также акцентирование внимания на предвидении изменения  себестоимости и прибыли, объемов  продаж, обоснование возможности  сохранения достигнутых результатов  финансовой деятельности.

Для централизованного  финансового планирования актуальным еще несколько лет назад было усиление концентрации средств на важнейших  направлениях экономического развития и необходимость создания резервных  фондов. Так, целевые программы в  общем объеме республиканского бюджета 2008 года составляли только 11% от республиканского бюджета, тогда как в развитых странах большая часть расходов бюджета происходит по целевым счетам. На капитальные вложения в 2008 году направлялось только 2% от республиканского бюджета, резервный фонд Президента составлял  только 1% от общего объема республиканского бюджета. Низким уровнем резервирования средств характеризовались и  местные бюджеты. На инновационную, научную и научно-техническую  деятельность направлялось только 1% от республиканского бюджета. Нецелевым  способом финансировалось около 85% расходов республиканского бюджета [6]. В 2010 году расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую  и инновационную деятельность в 2010 году составят 530,660 млрд руб, или  всего 1% республиканского бюджета, то есть сохранятся на прежнем уровне.

Информация о работе Финансовое планирование и методы прогнозирование