Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование, как и любой другой его вид, – это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.
Знать эту тему важно для того, чтобы решать такие задачи, как разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами, определять потребности в собственном оборотном капитале.
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана………………………..4
1.1. Понятие и сущность финансового планирования………………………..4
1.2. Содержание бизнес-плана и его роль в деятельности предприятия…….5
1.3. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………………...16
2. Методы финансового планирования………………………………………..18
2.1. Основные методы финансового планирования…………………………18
2.2. Этапы финансового планирования……………………………………….20
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……….24
3.1. Стратегическое финансовое планирование……………………………...24
3.2. Текущее финансовое планирование……………………………………...26
3.3. Оперативное финансовое планирование…………………………………29
Заключение…..…………………………………………………….……….…….33
Список использованной литературы……….………………………….……….34

Работа содержит 1 файл

Моя работа по Ф.О.doc

— 708.00 Кб (Скачать)

        Финансовое планирование на примере ОАО «Лукойл»

      С учетом последних планов компании, а также на основе итогов 2006 года,  скорректированы  прогнозы  оценки  финансовых  и производственных показателей Лукойла.

     Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период. С его помощью определяют  размер получаемой фирмой прибыль за конкретный период времени. Цель составления отчета о прибыли в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Этот материал составляется обычно из следующих разделов: выручка  реализованной продукции, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты, получение прибыли (или убытки до уплаты налогов). Во многих случаях в плане показаны, какая прибыль будет после вычета налога (таблица № 1).  

      Таблица 1

      Прогноз отчета о прибылях и убытках

      

     При изучении распределения (использование) выручки следует учесть, что основная  ее часть направляется на возмещение затрат, включенных в полную себестоимость (издержки)  реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Другая часть направляется на уплату налогов, сборов и отчислений, которые не включены в себестоимость, но обязательны к уплате из выручки в бюджеты различных уровней (НДС, акциз и др.) Третья часть выручки представляет собой прибыль предприятия, которая после уплаты налогов находится в полном распоряжении собственника предприятия и направляется на цели, определенные исходя из стратегии развития предприятия.

     Баланс  представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала  (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляется денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно  выделить наиболее активную часть средств:   текущие активы (счета в банке, касса и т.д.), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения средств на планируемый трехлетний период. В отличие о прогнозе отчета о прибыли и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. 

      Таблица 2

      Прогноз баланса

      

     Прогноз движения денежных средств - это финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

     Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные  позволяют оценить будущие потоки и, следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности. Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе метода дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

     С помощью прогнозов движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств   необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит – проверить будущую ликвидность предприятия. 

      Таблица 3

      Прогноз отчета о движении денежных средств

      

     Процесс начисления амортизации представляет собой,  процесс перенесения стоимости амортизируемых основных фондов на стоимость производимой продукции. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным путем. В период с 2005  по 2012 г. амортизация основных средств ОАО «Лукойл» будет увеличиваться. Амортизация также выступает налоговым вычетом, позволяющий исключить из налогооблагаемой базы определенную часть доходов предприятия. Следовательно налог на прибыль с имается  не с операционной прибыли, а с разницы операционной прибыли и амортизации.

     Одной из важнейших сфер деятельности любой  предпринимательской фирмы является инвестиционная деятельность. Финансовые ресурсы предприятия направляются на финансирование текущих расходов и на инвестиции. Организация может осуществлять инвестиции в различные формы, так как существует достаточно многообразие объектов инвестици: имущественные права, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, создаваемые и модернизируемые основные средства и т.д. Как правило, нормально функционирующее предприятие стремится к расширению и модернизации производственных мощностей. В этой связи инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку средств. Чистые  денежные  потоки  компании  в  минувшем  году  впервые  за последние годы стали отрицательными – Лукойл инвестировал более $7 млрд., в том числе направил на капвложения более $6 млрд. или более $8 на  баррель  добычи.  С  учетом  заявленной  амбициозной  программы капвложений,  мы  скорректировали  наши  прогнозы  относительно инвестиций на ближайшие годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методы  финансового  планирования

      Формирование  финансовых планов и прогнозов базируется на принципе научного обоснования и  предметно-целевом подходе. Научное обоснование планирования предусматривает экономическое обоснование финансовых показателей, отображение реальных процессов экономического и социального развития, сбалансированность финансовых ресурсов.

     Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов финансовых показателей. В практике финансового планирования применяются следующие методы:

  • метод экономического анализа;
  • нормативный метод;
  • метод балансовых расчетов;
  • метод денежных потоков;
  • метод многовариантности расчетов;
  • методы экономико-математического моделирования.

     Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Этот метод применяется при изучении динамики различных показателей за определенный период времени (несколько месяцев, лет).

     Содержание  нормативного метода финансового планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и т.д.

     Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для контроля за эффективностью использования ресурсов и урегулирования внутрихозяйственных процессов. К  этим нормативам относятся:

  • нормативы плановой потребности в оборотных активах;
  • нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе;
  • нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды и ряд других.

    Нормативный метод финансового планирования является одним из наиболее используемых. Поэтому актуальной проблемой каждого  предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организация контроля за их соблюдением всеми подразделениями предприятия.

    Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Балансовый метод применяется при прогнозе поступлений и выплат из денежных фондов, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т.д.

     Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлений финансовых планов и помогает при прогнозировании сроков и размеров поступления необходимых финансовых ресурсов. Этот метод основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех расходов и издержек. Метод денежных потоков дает более полную информацию, чем метод балансовых расчетов.

     Метод многовариантности состоит в разработке нескольких взаимозаменяющих вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критерии выбора  могут быть разными.

     Например, в первом варианте можно заложить увеличение объема продаж за счет изменения ситуации на рынке, а во втором уменьшение продаж из-за увеличения стоимости транспортировки товара.

     Содержание  экономико-математического моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину.

   В экономико-математическую модель должны включаться не все, а только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую непригодными для практического использования.

     Цель  каждой фирмы подобрать такие  методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.

        Рассмотрим этапы финансового планирования.

      Финансовое  планирование тесно связано и  опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется  миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 1.  
 
 

    

  Рис. 1. Комплексный характер планирования предприятия 

      С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование связано  с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:

  • группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);
  • решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;
  • плановый период (как правило, у краткосрочного планирования – до 12 месяцев, у долгосрочного – более одного года, обычно более трех лет).

     Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

     На  первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого  используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [5, с. 257]

     Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для  составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

     Баланс  предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [5, с. 258]

     Второй  этап предусматривает составление  основных прогнозных документов, таких  как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

     На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

     На  четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

     Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением [5, с. 258].

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии