Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование, как и любой другой его вид, – это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.
Знать эту тему важно для того, чтобы решать такие задачи, как разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами, определять потребности в собственном оборотном капитале.
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана………………………..4
1.1. Понятие и сущность финансового планирования………………………..4
1.2. Содержание бизнес-плана и его роль в деятельности предприятия…….5
1.3. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………………...16
2. Методы финансового планирования………………………………………..18
2.1. Основные методы финансового планирования…………………………18
2.2. Этапы финансового планирования……………………………………….20
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……….24
3.1. Стратегическое финансовое планирование……………………………...24
3.2. Текущее финансовое планирование……………………………………...26
3.3. Оперативное финансовое планирование…………………………………29
Заключение…..…………………………………………………….……….…….33
Список использованной литературы……….………………………….……….34

Работа содержит 1 файл

Моя работа по Ф.О.doc

— 708.00 Кб (Скачать)

     Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

     Планирование  и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный  характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3. Виды финансовых  планов и их  роль в управлении предприятием

    Финансовое  планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

      Каждому из этих видов финансового планирования соответствует определенные формы представления его результатов (см. таблицу №1) 

     Таблица 1

Виды  финансового планирования и формы представления его результатов 

Виды  финансового планирования Форма представления результатов планирования Период  планирования
Перспективная  (стратегическая) финансовая деятельность Общая финансовая стратегия и финансовая политика по отдельным аспектам финансовой деятельности 3-5 лет
Текущее планирование финансовой деятельности Финансовые  планы по отдельным аспектам финансовой деятельности 1 год
Оперативное планирование финансовой деятельности Бюджеты Месяц, квартал

 

      Все три вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются  в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является перспективный план, который определяет задачи текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для эффективного  оперативного планирования.[4, c.237]

      1. Перспективное финансовое  планирование

   Этот  тип финансового планирования используется для определения  важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный  характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

     Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое  определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование  состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

     Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках;
  • прогноза движения денежных средств;
  • прогноза бухгалтерского баланса.

     Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

     Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

     После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

  • определение источников долгосрочного финансирования;
  • формирование структуры и затрат капитала;
  • выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

      Надо  отметить, что на всех этапах финансового  планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.

      2. Текущее финансовое  планирование

      Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

    Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия.

    Разработка  этого плана происходит в несколько этапов:

  • рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений
  • определяется сумма затрат
  • определяется выручка от реализации продукции.

    Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:

  • прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.
  • косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.

    Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

    Процесс текущего финансового планирования обычно начинается с прогнозирования  объема будущих продаж. Правильно  определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, а также для эффективного распределения средств и должного контроля над запасами. Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогноз продаж составляется на период от года до пяти лет. В свою очередь годичные планы разбиваются на квартальные и месячные. Чем короче периоды прогноза продаж, тем точнее и конкретнее должна быть информация, содержащаяся в них. Прогнозы продаж могут быть рассчитаны  в натуральном и денежном выражении. В любом случае они являются хорошим инструментом, помогающим определить влияние таких факторов, как: цена, объем производства и инфляция на потоки наличности предприятия.

      Бюджет  – это главный финансовый план компании. Общий, или главный бюджет включает:

  • прогнозный балансовый отчет;
  • прогнозный отчет о прибылях и убытках;
  • кассовый план фирмы.

        Основные этапы подготовки бюджета:

    1. подготовка прогноза продаж;
    2. определение ожидаемого объема производства:
    3. расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;
    4. определение движения денежных средств и расчет финансовых показателей;
    5. составление планируемых финансовых отчетов.

      Эта схема представляет собой упрощенную схему составных частей

общего  бюджета фирмы.

      3. Оперативное финансовое  планирование

      В целях контроля за поступлением фактической  выручки и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее.

      Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов [4, с. 339]. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите. Целью разработки платежного календаря является определение конкретной последовательности и сроков осуществления всех расходов предприятия, что позволяет сбалансировать потоки денежных средств и обеспечить своевременное перечисление платежей в бюджет и нормальное финансирование хозяйственной деятельности. При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, которая обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия (организации), об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, а также о расчетах с поставщиками и подрядчиками. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

  • организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
  • формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
  • ежедневный учет изменений в информационной базе;
  • анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
  • расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
  • расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
  • анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия [6, с. 280].

      Платежный календарь составляется на квартал  с разбивкой по месяцам и более  мелким периодам. Информационной базой  платежного календаря выступают: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств. Процесс составления платежного календаря можно разделить на шесть этапов:

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии